Исследовательский проект: «Из чего сделано мыло?»
проект на тему

Знакомство детей с исследовательской деяятельностью "Как сделать мыло в домашних условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx455.26 КБ
Файл mylnaya_istoriya.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект: «Из чего сделано мыло?»

Актуальность проекта: Часто в младшем возрасте дети пробуют на вкус мыло в процессе мытья рук, в старшем возрасте  задают интересующий  их вопрос: «Из чего  оно сделано?»

Объект исследования: мыло.

Предмет исследования:  состав  мыла и мыловарение в домашних условиях.

Цель: Создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Из чего сделано мыло» путем совершенствования знаний детей в рамках образовательной области «Здоровье».

Задачи проекта:

Формировать реалистичное представление  о назначении и свойствах  гигиенического предмета - мыла, познакомить детей с историей происхождения мыла.

Формировать у детей элементарные представления о свойстве и составе мыла его изготовлении в промышленности и домашних условиях

Формировать навыки исследовательской деятельности  детей через включение их  в систему проектной деятельности, основанной на экспериментировании  в изготовлении  мыла.

развивать интерес и самостоятельность в работе, делать умозаключения

Методы исследования:

1. Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета;

2. Опрос сотрудников детского сада;

3. Блиц-опрос детей  группы;

4. Экспериментальная деятельность: в лаборатории «Мыловарения»;

5. Беседы;

6. Презентации: «Мыльная история», «Волшебное мыло», «Мыло варись, варись полезным получись»

7. Практическая деятельность: «Изготовление мыла с разным составом в домашних условиях».

Предполагаемый результат:

Пополнение знаний детей об истории возникновения мыла, о его видах и составе.

Изготовление мыла ручной работы в домашних условиях в детском саду со всеми детьми.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители и воспитатели.

Ход проекта:  В гости к детям приходит Вопросозадавайка. Он сообщает детям о том, что в стране «Вопросия», где он проживает, жители не могут найти  ответ на вопрос: «Из чего сделано мыло?»

Воспитатель предлагает детям помочь Вопросозадавайке разобраться в этом и посмотреть презентацию «Мыльная история».

Вопросозадавайка: Мне понятно, откуда появилось мыло, где его изготовляют, какие виды мыла существуют, но из чего оно сделано?

Воспитатель:

Давай об этом спросим ребят? Блиц-опрос.

Ответы детей:

Лиза К.: «Из воды»,

Лера Г.: «не знаю, наверное, из жидкого мыла»,

Диана А.: «Из сока лимона»,

Саша К. «Из специальной жидкости»,

Кирилл А.: «Из пузырей»,

Арсений А.: «Из пены и воды»,

Артём Г.: «У мамы спрошу»,

Настя Г.: «Из шампуня и в холодильник кладут» и др.

Воспитатель: Уважаемый гость, наши ребята постарались ответить на  твой вопрос. Давай спросим «Из чего сделано  мыло?» у сотрудников детского сада (блиц-опрос сотрудников  детского сада) .

Любовь Петровна: «Из жира и ароматизаторов…»,

Татьяна Васильевна: «Из глицерина, воды и жира»,

Татьяна Владимировна: «Имеет химический состав»,

Евгения Николаевна: «Уточню  в интернете …»,

Наталья Владимировна: «Из масел …»,

Наталья Михайловна: «Не задумывалась, из пены, из шампуня, замораживают в холоде » и др.

После блиц - опроса Вопросозадавайка  предлагает детям зарисовать правильные ответы на вопрос «Из чего сделано мыло?» C:\Documents and Settings\Sasha\Рабочий стол\Детские рисунки\IMG_20151212_103219.jpg

C:\Documents and Settings\Sasha\Рабочий стол\Детские рисунки\IMG_20151212_103236.jpg

C:\Documents and Settings\Sasha\Рабочий стол\Детские рисунки\IMG_20151212_103247.jpg                                                 

В процессе беседы детей и Вопросозадавайки  ребята сделали вывод, что мыло варят мыловары из «специальных жидкостей»,  к которым относятся:

Мыльная основа (или детское мыло)

Молоко (или вода, сок, отвар, чай)

Масла (жидкие или твёрдые)

Красители и ароматизаторы

Мёд, лепестки роз, кофе и другие компоненты в зависимости от  того какое мыло будут варить мыловары. Весь диалог осуществляется с помощью наглядного материала (Презентация «Мыло варись, варись полезным получись»).

 Вопросозадавайка  благодарит ребят за оказанную ему помощь, прощается и говорит, чтобы дети сварили мыло и прислали  ему, в страну Вопросию  фото-письмо о том, чему они научились, что у них получилось.

Далее воспитатель с детьми  обсуждают проблему, кто же сможет сварить мыло дома, а затем покажет это ребятам. Тогда наши ребята станут мыловарами, а наша группа превратится в лабораторию по «Мыловарению».

В ходе дискуссий пришли к выводу, что мыло в домашних условиях   должна варить девочка. С помощью теста «Два дома» определили претендента  для  мыловарения – ею стала - Лиза. К.

Через определённый период времени Лиза со своей  мамой Екатериной Алексеевной  осуществили результат проверки правильности ответа «Из чего сделано  мыло?» (Презентация «Волшебное мыло»).

Затем наша группа превратилась в лабораторию  «Мыловарения».

Были сварены мыла по следующим рецептам:

  • Детское (или другое) мыло 4-5 кусков
  • Вода (сок, отвар, чай и т.д.) — 200 мл
  • Масло (оливковое или другое) — 200 мл

Количество этих ингредиентов возьмем за основу любого рецепта. Также нам понадобятся:

  • Две кастрюли для водяной бани
  • Ложка
  • Терка
  • Формочки, желательно жаропрочные (детские пасочки, стаканчики, силиконовые формочки для кексов и т.д. и т.п.)

Это то, что обязательно.

Не обязательные, но очень приятные и полезные ингредиенты:

  • Эфирные масла
  • Витамин Е
  • Скраб (кофе, кокосовая стружка, молотые орехи…)

Была организована выставка на тему «Да здравствует мыло  душистое!» для детей младшего возраста.

Вывод: В ходе нашего эксперимента мы высинили, что мыло можно приготовить дома самостоятельно. Также мы узнали, что мылу можно придать любую форму, цвет, запах.

Заключение:

В результате нашей исследовательской деятельности мы:

1. Познакомились с историей возникновения мыла.

2. Рассмотрели виды мыла, где его производят

3. На основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава.

4. Самостоятельно изготовили мыло с различным составом в домашних условиях.

5. Организовали в детском саду выставку самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое! », где продемонстрировали детям результаты нашего труда.

Литература.

1. Маринечева О. В., . Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М. : 1995

3. Рассказы взрослых, самостоятельные суждения детей, телепередачи.

4. Тарабаркина Т. И., Ёлкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М.: Просвещение, 1999.

5. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие/ авт.-сост. Т. Д. Пашкевич - Барнаул, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мыльная история »

Слайд 2

Что такое мыло? Мыло – жидкий или твердый продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло) ; либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное) .

Слайд 3

История возникновения мыла Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо . Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору Сапо можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло .

Слайд 5

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ МЫЛО. Это самое привычное для нас мыло. Оно просто смывает обычную грязь . Это мыло противоаллергично,на коже не оставляет бактерий. Гигиеническими называют детские и антибактериальные сорта мыла. Раньше данное мыло использовалось только в хирургических операционных.

Слайд 6

Гигиеническое мыло

Слайд 7

КОСМЕТИЧЕСКОЕ МЫЛО . Косметическое мыло специально создано для ухода за сухой и чувствительной кожей .

Слайд 8

НАТУРАЛЬНОЕ МЫЛО . Это , наверное, единственное мыло, которое выглядит как целое произведение искусства. В него добавляют различные ароматы трав, какао, меда, фруктов и парфюмерии. В состав натурального мыла нередко включают крема для мягкости, сухоцветы – для красоты. Н атуральное мыло имеет меньший срок хранения и со временем очень легко теряет свой аромат, полезные свойства и красоту.

Слайд 9

НАТУРАЛЬНОЕ МЫЛО .

Слайд 10

ЖИДКОЕ МОЛЫ . Это мыло считается наиболее гигиеничным. Дозатор предохраняет содержимое флакона от попадания микробов внутрь. И что особенно приятно, в жидкую субстанцию очень легко добавить эфирные масла, витамины, экстракты трав или любимый аромат духов.

Слайд 11

ПАРФЮМИРОВАННОЕ МЫЛО . Мыло применяется большей частью для ароматизации кожи. Аромат сохранится на коже максимум минут 30-40. И в таком мыле не будет эфирных масел, потому что данные вещества не сочетаются с парфюмом . Впрочем , какое мыло выбрать, решать все равно вам.

Слайд 12

ШАМПУНЕВОЕ МЫЛО. Мыло производится из масел с большим пенообразованием, которые не оставляют после себя пленки на волосах, не сушат кожу и очень нежно ухаживают за структурой волоса. В основу такого мыла входит оливковое или касторовое масло, плюс немного масла жожоба , миндаля или подсолнечного масла.

Слайд 13

ШАМПУНЕВОЕ МЫЛО.

Слайд 14

МОЛОЧНОЕ МЫЛО. Мыло очень нежное, кремовое. Если вы его попробуете хоть раз, то вряд ли сможете от него отказаться. Оно прекрасно действует на кожу, смягчая и увлажняя даже очень сухую и чувствительную кожу.

Слайд 15

ДЕТСКОЕ МЫЛО. О чень пригодится вам, если у вас есть ребенок, который полюбит купаться .

Слайд 16

САДОВОЕ МЫЛО. Мыло по названию говорит само за себя. Его используют в саду для мытья кожи после садовых работ. Поэтому оно должно интенсивно, но осторожно, смывать грязь, землю, следы травы. А еще лучше, если такое мыло одновременно будет обеззараживать небольшие ранки и ссадины.

Слайд 17

МЫЛО ДЛЯ БРИТЬЯ. М ыло образует достаточно много пены, его можно использовать для бритья

Слайд 18

МЫЛО- СКРАБ. Отшелушивающее мыло. Это мыло дополнительно включает в себя частички скраба (дробленые косточки абрикоса, миндального ореха, овес и т.п.). Мыло прекрасно очищает, выравнивает кожу и обладает массажным эффектом.

Слайд 19

МЫЛО- СКРАБ. Пилинговое мыло. Н апоминает скрабовое мыло. Используют его для удаления отмерших клеток кожи, для его изготовления лучше взять морской песок.

Слайд 20

МЫЛО- СКРАБ. Кофейное мыло. П о структуре напоминает обычное хозяйственное (прекрасно отмывает жир, удаляет неприятные запахи). Данное мыло очень функциональное. Оно отлично будет смотреться с вкраплениями белых кусочков молочного мыла.

Слайд 21

Кофейное мыло.

Слайд 22

ПРОМЫШЛЕНОЕ ПРОИЗВАДСТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. Известно, что мыловарение поощрял царь Пётр I. В настоящее время мыло производится на специализированных предприятиях.

Слайд 23

ДОМАШНЕЕ ПРОИЗВОДСТВО МЫЛА. Сегодня изготовление домашнего мыла является увлечением многих людей. Варить мыло в домашних условиях - захватывающее занятие. Мыловарение в домашних условиях может освоить практически каждый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Для чего нужны лягушки?"

Детско-родительский проект, где мы выяснили, где живут лягушки, узнали,  какую пользу, и вред они приносят людям и животным, создали познавательный альбом о лягушках...

Познавательно-исследовательский проект "Из чего строят дома"

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе детского сада "Из чего строят дома"...

Мини - проект "Из чего сделана ложка"

Проект предлагает детям уточнить представления о назначении ложки. Предлагается детям найти отличительные признаки ложки, сравнивать и выделять нарядную ложку. В проекте так же используется эксперимен...

Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?"

Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?", в которой на конкретных примерах, доступных для дошкольного возраста раскрываются аспекты значимости сна в жизни людей....

Познавательно- исследовательский проект «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ КРАСКИ?»

АктуальностьИстория красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камня...

Научно-исследовательский проект "Из чего сделана пуговка"

Актуальность данной исследовательской работы в том, что ребенок собственными руками изготавливает пуговицу и одновременно изучает историю возникновения пуговицы. Тем самым,  ребенок получает знан...

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Из чего сделана ложка» для детей 3-4лет

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо)....