Создание единого образовательного пространства ДОУ и семей воспитанников в процессе проведения фестиваля «Театральная весна»
план-конспект занятия на тему
Влияние театрализованной деятельности на личность ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vystupleniya_k_prezentatsii.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Новочеркасска
методический кабинет
августовское педагогическое совещание
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 62
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семей воспитанников
в процессе проведения фестиваля «Театральная весна»
Подготовила
Щербакова Елена Васильевна,
музыкальный руководитель
г. Новочеркасск
2017 год
Слайд 2
В нашем ДОУ на протяжении 15, а официально 10 лет действует фестиваль детского творчества «Театральная весна», на котором дети всех возрастных групп, вместе с педагогами и родителями показывают театральные представления детям других групп и гостям. Театрализованная деятельность всех привлекает тем, что она особенно понятна и близка детям.
Это хорошая возможность раскрытия:
- Коммуникативных качеств личности;
- Воспитание творческой направленности личности: развитие творческого воображения, фантазии, ассоциативного мышления,
- Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, необычные моменты, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, преодолевая робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-При этом развивается речь ребенка.
- Возрастает познавательная активность детей.
Слайд 3
Составляя план работы при проведении фестиваля, мы пользуемся следующими нормативными документами:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, т.е. - коммуникативность, социализация, творчество)
- Рабочая программа, где вариативная часть образовательной программы предполагает, что данная часть Программы «…должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: … сложившиеся традиции организации…». Такой традицией нашего детского сада является фестиваль «Театральная весна»
- Наш фестиваль проводится на основании «Положения о проведении - фестиваля «Театральная весна».
Подготовкой и проведением театрального фестиваля руководит Оргкомитет, в который входят руководители МБДОУ, специалисты, родители.
Из состава Оргкомитета выбирается председатель театрального фестиваля.
Театральный фестиваль проводится в конце марта – начале апреля, т.к. 27 марта отмечается Всемирный день театра, а 2 апреля проходит всероссийский день детской книги.
- Фестиваль включен в годовой план образовательной работы
ДОУ.
Слайд 4
Согласно положению, фестиваль имеет следующие цели:
- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами театрального искусства; - активизация творческого потенциала воспитателей и специалистов МБДОУ в организации работы с детьми по театрализованной деятельности;
- создание единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье.
А задачами проведения театрального фестиваля являются:
- популяризация идей дошкольного образования среди родительской общественности;
- социализация детей путем привлечения к театрализованной деятельности;
- закрепление умения детей использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.) для раскрытия образа персонажа литературного произведения в разных видах театра, развитие их готовности к творчеству.
Участниками театрального фестиваля являются воспитанники в возрасте 3-7 лет, воспитатели, специалисты МБДОУ и родители воспитанников.
Слайд 5
Тема фестивалей ежегодно меняются в соответствии с государственными знаменательными датами, годовыми задачами ДОУ:
-Сказочный мир природы
(сказки экологической направленности)
-Сказочная семейка (по сказкам С.Я. Маршака)
-Сказки Тихого Дона
(по творчеству детских донских писателей)
-Сказочные переделки (сказки на новый лад)
-Сказки дедушки Корнея
(сказки по произведениям К.Чуковского)
-Путешествие по волшебному миру сказок
(по мотивам сказок детских писателей)
-По страницам любимых сказок (русские народные сказки)
-Дорогою добра
(инсценированние песен, стихов, хороводов)
-Сказочные затейники (по мотивам творчества С. Михалкова)
-Вышли сказки на парад
(свободный выбор сказок педагогами с детьми)
-Теремок сказок (путешествия по сказкам, коллажи сказок и т.д.)
Слайд 6
Форма организации театрализованной деятельности в процессе работы может быть разнообразной:
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей - театральные занятия, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, мини-игры на занятиях, театрализованные игры-спектакли, мини-сценки с куклами, привлечение игрушек в решение познавательных задач.
-Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни детей.
Слайд 7
Работая над сказкой, театральными образами мы используем различные средства творческого развития детей:
- Театральные игры
- Речевые игры
- Ритмопластика
- Логоритмика
- Инсценировка песен, попевок, хороводов
- Использование различных видов театра и др.
А формой презентации деятельности детей являются:
- Драматизация сказок
- Водевили
- Кукольный спектакль
- Мюзиклы
- Музыкальные сказки
- Инсценирование песен, стихов.
Слайд 8
Хочу подробней остановиться на подготовки и проведения фестиваля.
Первый этап работы – это подготовительный, который длиться 3 недели. Сюда входят:
-Проведение вводного совещания участников фестиваля, выбор членов оргкомитета ( это педсоветы);
- Обсуждение темы фестиваля - это педсовет
- Создание театральных спектаклей по группам - это индивидуальная работа с воспитателями, родителями. Каждая группа выбирает сказку, согласно утвержденной теме; педагогами подыскивается литература, музыка, аудио- и видеоматериалы (мультфильмы, музыкальные сказки).
- Организация приглашений для гостей;
- Оформление афиш.
Каждая группа за неделю до показа представления размещает в Галерее детского сада афишу своего спектакля. Афиша может быть выполнена в любой технике: коллаж, красками, карандашами, элементы декорации из теста, аппликация.
Слайд 9
Данный проект заинтересовал как педагогов, так и родителей, что, конечно же, отразилось на взаимном сотрудничестве.
Педагоги активно включаются в реализацию проекта. Самостоятельно и с помощью родителей пополняют театральные уголки атрибутами и играми. Делятся своими идеями и мастерством по изготовлению театральных игрушек и пособий. Принимают активное участие в фестивале и готовят интересные и разнообразные театрализованные постановки, благодаря которым, открылись новые «звёздочки» на театральных подмостках нашего детского сада
- Воспитатели читают детям сказки, подбирают игровые этюды, обыгрывают с детьми в группах отрывки из сказок.
- Инструктор по физкультуре, разучивает пластические этюды к сказкам, подвижные игры, которые соответствуют сюжету сказки, развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Учитель-логопед помогает справиться с трудностями в произношении: проговаривают скороговорки, потешки, развивают речевое дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, произносят стихи по тексту сказок, пополняют словарный запас.
- На музыкальных и индивидуальных занятиях я разучиваю танцевальные этюды, музыкальные, вокальные и танцевальные номера персонажей, обогащаю музыкальные впечатления детей разнообразными произведениями; воспитываю интерес и любовь к музыке зарубежных, русских и современных композиторов. При этом развивается слуховое восприятия, музыкальный слух, фонематическое восприятие, возглавляю общую театральную постановку.
В фестивале показываются постановки различной направленности.
Например, сказка «Колобок» может быть и в младшей группе, как показ плоскостного театра, игры драматизации, так и в подготовительной группе – мюзиклом, водевилем, кукольным театром для малышей.
В подготовке фестиваля активно принимают участие родители, которые готовят костюмы, декорации, атрибуты. Кроме того, они исполняют некоторые роли в спектаклях. Родители готовили постановку кукольного спектакля, сделали нетрадиционные вязанные куклы – насекомые, которыми дети подготовительной группы представляли сказку «Паучок».
Слайд 10
Развивающая среда является одним из главных факторов приобщения ребенка к миру искусства.
В каждой возрастной группе у нас есть театральные уголки, где располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланеллеграфе, теневой театр, пальчиковый театр, театр марионеток и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; декорации; гримерный уголок
- сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал.
Слайд 11
Основной этап длится неделю, где идет представление всех театральных групп.
И вот фестиваль наступил. Показ театральных постановок проводится по заранее утвержденному графику.
Открывается фестиваль показом сказки в исполнении педагогов.
Наши родители стали проявлять большой интерес к фестивалю и тоже стали принимать активное участие.
При показе спектаклей, применяется принцип «старшие – младшим», т.е. дети старших групп показывают свои постановки младшим группам.
При подготовке к постановке сказки участвуют все дети группы: роли разучиваются всеми детьми, на главные роли выбираются несколько исполнителей. В разных составах спектакль показывается детям других групп. При этом дети сами выбирают лучших исполнителей, которые представляют сказку группы на фестиваль.
Слайд 12
Фестиваль – это итог работы по театрализованной деятельности в течение года. Элементы театрализации присутствуют на всех праздниках и развлечениях, на занятиях.
Во 2-ой младшей группе дети учатся имитировать характерные движения сказочных персонажей, животных; детей последовательно знакомят с некоторыми видами театра, основами актерского мастерства (интонация, мимика). В младшем возрасте воспитатели работают с варежковым театром. Разговаривая с детьми, варежка радует и отвлекает детей. Дети легко засыпают и просыпаются, когда видят не только воспитателя, но и варежку – образ, их глаза загораются искорками, а лицо светится улыбкой, что особенно радует нас. Варежковые куклы служат для развития восприятия окружающего мира, развития воображения, фантазии; развития речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения.
Слайд 13 _ Демонстрация
Слайд 14
В средней группе: обучаем элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме); кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой.
Слайд 15 Демонстрация.
Слайд 16
В старшей группе: все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. здесь им помогает ширма, за которой они прячутся от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация).
Слайд 17 Демонстрация.
Слайд 18
Из многообразия средств, в детском саду в подготовительной группе мы используем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Имитационным движениям обучаем на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастике, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни. При показе спектаклей кукольного театра применяем и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыку, песню, музыкальное сопровождение.
Слайд 19-20 Демонстрация.
Слайд 21
И наступает заключительный этап большой работы, который длится 2 дня.
Закрывается фестиваль представлением постановки сказки городского театра им. В.Ф. Комиссаржевской, с которым мы тесно сотрудничаем. Они в течении года нам представляют 3-4 постановки.
Оргкомитет фестиваля награждает воспитанников всех групп-участниц фестиваля дипломами. Кроме дипломов педагоги вручают детям призы( альбомы для рисования, краски, карандаши). Но самая главная награда и результат – хорошее настроение детей и взрослых, интерес к театру.
Слайд 22
В процессе работы над проектом мы убедились в том, что театрализованная деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического иммунитета, как показателя духовно- нравственной культуры личности. А так же выявлены следующие аспекты:
- использование приемов театральной деятельности удачно вписывается в ФГОС, способствуя развитию и формированию личности;
- участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
- развивается игровое поведение, способность творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
- театральная деятельность дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику- развиваются навыки публичного выступления и творческого содружества, что очень необходимо в школе и повседневной жизни.
- участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Слайд 23
Наш опыт работы представлен в электронном журнале «Мир дошкольников» (детские сады г. Новочеркасска) и публикацией в городской газете «Новочеркасские ведомости» в апреле 2017 г. статьёй «Чудо по имени театр».
Все педагоги, без исключения, считают, что такие театральные фестивали необходимо проводить ежегодно, активно привлекая родителей к сотрудничеству и коллективы других детских учреждений
Ведь театрализованная деятельность широко внедрена во многих садах города. Мы планируем в будущем году сотрудничество с коллективом МДОУ №47, на договорной основе проводить постоянно действующий семинар «Театрально игровые технологии» по реализации данной идеи.
Слайд 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»
Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...
План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"
Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...
ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «...
Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»
Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.
Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...
Мастер-класс как форма создания единого образовательного пространства "Детский сад-семья"
Мастер класс как форма создания единого образовательного пространства: "Детский сад-семья"...