Создание единого образовательного пространства ДОУ и семей воспитанников в процессе проведения фестиваля «Театральная весна»
план-конспект занятия на тему

Влияние  театрализованной  деятельности на  личность  ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vystupleniya_k_prezentatsii.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Новочеркасска

методический кабинет

августовское педагогическое совещание

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 62

Создание   единого   образовательного   пространства   ДОУ и   семей   воспитанников  
в   процессе   проведения   фестиваля «Театральная   весна
»

Подготовила

Щербакова Елена Васильевна,

музыкальный руководитель

                                            г. Новочеркасск

                                                  2017 год

Слайд 2

В нашем ДОУ на протяжении 15, а официально 10 лет действует фестиваль детского творчества «Театральная весна», на котором дети всех возрастных групп,  вместе с педагогами и родителями показывают театральные представления детям других групп и гостям.   Театрализованная деятельность всех  привлекает тем, что она особенно понятна и близка детям. 

Это хорошая возможность раскрытия:

- Коммуникативных качеств личности;

- Воспитание творческой направленности личности: развитие творческого воображения, фантазии, ассоциативного мышления,

- Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, необычные моменты, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, преодолевая робость, неуверенность в себе, застенчивость.

-При этом  развивается  речь ребенка.

- Возрастает познавательная активность детей.

Слайд 3

Составляя план работы при проведении фестиваля, мы пользуемся следующими  нормативными  документами:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, т.е. - коммуникативность, социализация, творчество)

- Рабочая программа, где  вариативная часть образовательной программы предполагает, что данная часть Программы «…должна    учитывать   образовательные потребности, интересы  и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: … сложившиеся традиции         организации…».  Такой традицией нашего детского сада является фестиваль «Театральная весна»  

- Наш фестиваль проводится на основании «Положения о проведении - фестиваля «Театральная весна».

Подготовкой и проведением театрального фестиваля руководит Оргкомитет, в который входят руководители МБДОУ, специалисты, родители.

Из состава Оргкомитета выбирается председатель театрального фестиваля.

Театральный фестиваль проводится в конце марта – начале апреля, т.к. 27 марта отмечается Всемирный день театра, а 2 апреля проходит всероссийский  день детской книги.

- Фестиваль включен в годовой план  образовательной работы

ДОУ.

Слайд 4

Согласно положению, фестиваль имеет следующие  цели:

  • развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
    средствами театрального искусства;
  • активизация творческого потенциала воспитателей и специалистов МБДОУ в организации работы с детьми по театрализованной деятельности;
  • создание единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье.

       А  задачами  проведения театрального фестиваля являются:

  • популяризация идей дошкольного образования среди родительской общественности;
  • социализация детей путем привлечения к театрализованной деятельности;
  • закрепление умения детей использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.) для раскрытия образа персонажа литературного произведения в разных видах театра, развитие их готовности к творчеству.

Участниками театрального фестиваля являются воспитанники в возрасте 3-7 лет, воспитатели, специалисты МБДОУ и родители воспитанников.

Слайд 5

Тема фестивалей ежегодно меняются в соответствии с государственными знаменательными датами, годовыми задачами ДОУ:

-Сказочный мир природы

(сказки экологической направленности)

-Сказочная семейка  (по сказкам  С.Я. Маршака)

-Сказки  Тихого Дона

(по творчеству детских донских писателей)

-Сказочные переделки (сказки на новый лад)

-Сказки дедушки Корнея

(сказки по произведениям  К.Чуковского)

-Путешествие по волшебному миру сказок

(по мотивам сказок детских    писателей)

-По страницам любимых сказок         (русские народные сказки)

-Дорогою добра        

 (инсценированние песен, стихов, хороводов)

-Сказочные затейники (по мотивам творчества  С. Михалкова)

-Вышли сказки на парад

(свободный выбор сказок педагогами с  детьми)

-Теремок сказок (путешествия по сказкам, коллажи сказок и т.д.)

Слайд 6

Форма организации театрализованной деятельности в процессе работы может быть разнообразной:

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей - театральные занятия, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, мини-игры на  занятиях, театрализованные игры-спектакли,  мини-сценки с куклами, привлечение игрушек в решение познавательных  задач.

-Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни детей.

Слайд 7

Работая над сказкой, театральными образами мы используем различные средства творческого развития детей:

- Театральные  игры

- Речевые  игры

- Ритмопластика

- Логоритмика

- Инсценировка  песен,  попевок,  хороводов

- Использование  различных  видов  театра и др.

 А формой презентации деятельности детей  являются:

- Драматизация  сказок

- Водевили

- Кукольный спектакль

- Мюзиклы

- Музыкальные сказки

- Инсценирование песен, стихов.

Слайд 8

Хочу подробней остановиться на подготовки и проведения фестиваля.

Первый этап работы – это подготовительный, который длиться 3 недели. Сюда входят:

-Проведение вводного совещания участников фестиваля, выбор  членов оргкомитета ( это педсоветы);
- Обсуждение темы фестиваля - это педсовет
- Создание театральных спектаклей по группам - это индивидуальная работа с воспитателями, родителями. Каждая группа выбирает сказку, согласно утвержденной теме; педагогами подыскивается литература, музыка, аудио- и видеоматериалы (мультфильмы, музыкальные сказки).
- Организация  приглашений  для  гостей;
-  Оформление афиш.
Каждая группа за неделю до показа представления размещает в Галерее детского сада афишу своего спектакля. Афиша может быть выполнена в любой технике: коллаж, красками, карандашами, элементы декорации из теста, аппликация.

Слайд 9

Данный проект заинтересовал как педагогов, так и родителей, что, конечно же, отразилось на взаимном сотрудничестве.

Педагоги активно включаются в реализацию проекта. Самостоятельно и с помощью родителей пополняют театральные уголки атрибутами и играми. Делятся своими идеями и мастерством по изготовлению театральных игрушек и пособий. Принимают активное участие в фестивале и готовят интересные и разнообразные театрализованные постановки, благодаря которым, открылись новые «звёздочки» на театральных подмостках нашего детского сада

- Воспитатели читают детям сказки, подбирают  игровые этюды, обыгрывают с детьми в группах отрывки из сказок.

- Инструктор по физкультуре, разучивает пластические этюды к сказкам, подвижные  игры, которые соответствуют сюжету сказки, развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.      

 - Учитель-логопед помогает справиться с трудностями в произношении: проговаривают скороговорки, потешки, развивают речевое дыхание, правильную артикуляцию, четкую дикцию, произносят стихи по тексту сказок, пополняют словарный запас.  

- На музыкальных и индивидуальных  занятиях я разучиваю танцевальные этюды, музыкальные, вокальные и танцевальные  номера персонажей, обогащаю музыкальные впечатления детей разнообразными произведениями; воспитываю интерес и любовь к музыке зарубежных, русских и современных композиторов. При этом  развивается  слуховое восприятия, музыкальный слух, фонематическое восприятие, возглавляю общую театральную постановку.

В фестивале показываются постановки различной направленности.

        Например, сказка «Колобок» может быть и в младшей группе, как показ плоскостного театра, игры драматизации,  так и в подготовительной группе – мюзиклом, водевилем, кукольным театром для малышей.

В подготовке фестиваля активно принимают участие родители,  которые готовят костюмы, декорации, атрибуты. Кроме того, они исполняют некоторые роли в спектаклях. Родители готовили постановку кукольного спектакля, сделали нетрадиционные вязанные куклы – насекомые, которыми  дети подготовительной группы представляли  сказку «Паучок».

        Слайд 10

Развивающая среда является одним из главных факторов приобщения ребенка к миру искусства.

В каждой возрастной группе у нас есть театральные уголки, где располагаются:

-различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланеллеграфе, теневой театр, пальчиковый театр, театр марионеток и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; декорации; гримерный уголок

- сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, различные виды бумаги, природный материал.

Слайд 11

  Основной этап длится неделю, где идет представление всех театральных групп.

И вот фестиваль наступил. Показ театральных постановок проводится по заранее утвержденному графику.

Открывается фестиваль показом сказки в исполнении  педагогов.

Наши родители стали проявлять большой интерес к фестивалю и тоже стали  принимать  активное участие.

При показе спектаклей, применяется принцип «старшие – младшим», т.е. дети старших групп показывают свои постановки младшим группам.

При подготовке к постановке сказки участвуют все дети группы: роли разучиваются всеми детьми, на главные роли выбираются несколько исполнителей. В разных составах спектакль показывается детям других групп. При этом дети сами выбирают лучших исполнителей, которые представляют сказку группы на фестиваль.

Слайд 12

Фестиваль – это итог работы по театрализованной деятельности в течение года. Элементы театрализации присутствуют на всех праздниках и развлечениях, на занятиях.

Во 2-ой младшей группе дети учатся  имитировать  характерные движения сказочных персонажей, животных; детей последовательно знакомят с некоторыми видами театра, основами актерского мастерства (интонация, мимика). В младшем возрасте воспитатели  работают  с варежковым театром. Разговаривая с детьми, варежка радует и отвлекает детей. Дети легко засыпают и просыпаются, когда видят не только воспитателя, но и варежку – образ, их глаза загораются искорками, а лицо светится улыбкой, что особенно радует нас. Варежковые куклы служат для развития восприятия окружающего мира, развития воображения, фантазии; развития речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения.

Слайд 13 _                        Демонстрация

Слайд 14

В средней  группе: обучаем элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме); кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой.

Слайд 15                                Демонстрация.

Слайд 16

В старшей группе: все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. здесь им  помогает ширма, за которой они прячутся от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация).

Слайд 17                Демонстрация.

 Слайд 18

Из многообразия средств, в  детском саду в подготовительной группе мы используем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Имитационным  движениям обучаем на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастике, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни. При показе спектаклей кукольного театра применяем и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыку, песню, музыкальное сопровождение.

Слайд 19-20                         Демонстрация.

Слайд 21

И наступает заключительный этап большой работы, который длится 2 дня.

Закрывается  фестиваль  представлением постановки сказки   городского театра им. В.Ф. Комиссаржевской, с которым мы тесно сотрудничаем. Они в течении года нам представляют 3-4 постановки.

Оргкомитет фестиваля награждает воспитанников всех групп-участниц фестиваля дипломами. Кроме дипломов педагоги вручают детям призы( альбомы для рисования, краски, карандаши). Но самая главная награда и результат – хорошее настроение детей и взрослых, интерес к театру.

Слайд 22

В процессе работы над проектом мы убедились в том, что театрализованная деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для формирования эстетического иммунитета, как показателя духовно- нравственной культуры личности. А так же выявлены следующие аспекты:

  • использование приемов театральной деятельности удачно вписывается в ФГОС, способствуя развитию и формированию личности;
  • участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
  • развивается игровое поведение, способность творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
  • театральная деятельность дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику- развиваются навыки публичного выступления и творческого содружества, что очень необходимо в школе и повседневной жизни.
  • участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Слайд 23

Наш опыт работы представлен в электронном журнале «Мир дошкольников»  (детские сады г. Новочеркасска) и публикацией в  городской газете «Новочеркасские ведомости» в апреле  2017 г. статьёй «Чудо по имени театр».

Все педагоги, без исключения, считают, что такие театральные фестивали  необходимо проводить ежегодно, активно привлекая родителей к сотрудничеству и коллективы других детских учреждений

Ведь театрализованная деятельность широко  внедрена во многих садах города. Мы планируем в будущем году сотрудничество с коллективом МДОУ №47, на  договорной основе проводить постоянно действующий семинар «Театрально игровые технологии»   по реализации данной идеи.

Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...

ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

  Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «...

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Трудовой десант, вперёд!Нас детский сад к труду зовёт.Чистить, мыть, строгать, пилитьМы готовы, так и быть!Нам работа только в радость,Сделать дело - жизни сладость.Трудолюбию - почёт,С ним удача к на...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

Мастер-класс как форма создания единого образовательного пространства "Детский сад-семья"

Мастер класс как форма создания единого образовательного пространства: "Детский сад-семья"...