Познавательное развитие детей
статья на тему
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznav_razvitie_detey.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей.
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. На современном этапе развития образования государство заинтересовано вопросами воспитания и развития дошкольников. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Данный документ дает возможность по-другому рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. «Конкретное содержание образовательных областей … может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития детей)»
Каждая из специфических видов детской деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития.
Детям раннего возраста присуще любопытство, они познают мир, манипулируя с предметами, т. е. в предметной деятельности. Экспериментируя с предметами, они узнают цвет, форму, размер, температуру предмета и т. д., также узнают свойства предметов: вода течет, камень тонет, снег тает и др.
У детей старшего возраста проявляется любознательность, познавательный интерес, их интересует суть явлений, связи между ними, закономерности. Дети задают бесконечное количество вопросов как? и почему?
Большую часть необходимой информации дети берут от общения со взрослыми: название предметов, действия с ними, правильное отношение ко всему окружающему.
Самым важным видом деятельности, в котором происходит познавательное развитие, является игра. В игровой деятельности со сверстниками или со взрослыми дети применяют свои знания и умения. Главные виды игр – сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх реализуется желание ребенка быть самостоятельным, стремление участвовать в жизни взрослых. Дидактические игры, игры с правилами также удовлетворяют познавательные интересы дошкольников.
В коммуникативной деятельности дети получают возможность высказывать свое мнение, обсуждать различные вопросы, задавать вопросы, исходящие от полученного ответа, дети спорят и находят истину самостоятельно или с незаметной помощью взрослого.
Познавательная деятельность учит детей ставить проблему, находить пути ее решения, объяснять результат.
Чтение, рассказывание художественной литературы, фольклора, обогащают представления детей о мире, развивают фантазию, доставляют эмоциональное удовольствие.
Рассматривание картин углубляет детские представления о природе, о людях, явлениях общественной жизни.
Двигательная деятельность, пусть немного, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Здесь дети узнают, как устроено тело человека, каковы его возможности. В подвижных играх учатся соблюдать правила, узнают о разнообразии движений в природе (бегают, прыгают, ползают, летают и др.). Познавательные интересы удовлетворяются знаниями о видах спорта, знаменитых спортсменах, олимпийских играх, знаниями о здоровом образе жизни.
Самообслуживание и элементарные трудовые действия дают возможность узнавать больше свойств предметов, варианты действий с ними.
Рисование, конструирование дают представления о средствах изобразительной деятельности, материалах, знакомят с произведениями искусства.
Таким образом, каждая из видов детской деятельности позволяет удовлетворить познавательные интересы детей, побуждает его к познавательным действиям, позволяя переходить к высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста – познавательной активности.
Одним из эффективных методов работы, обеспечивающих познавательное развитее дошкольников, является проектная деятельность. Например, в подготовительной группе №1 был реализован проект «Подружка - повторюшка». Цель проекта: формирование у детей представлений об объектах неживой природы, их свойствах, особенностях; развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников. Идея создания проекта возникла после спора детей, когда бывает тень. Одни ребята говорили, что тень бывает «от солнца», другие говорили, что ночью «от фонаря» тоже бывает тень. Нами была выдвинута гипотеза: «возможно ли образование тени не только от солнца? И, вообще, зачем нужна тень?» На первом этапе работы проекта был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта, план проекта, рекомендации для родителей о знакомстве детей со светом и тенью, предложение показать детям одну из достопримечательностей города Белгорода – Солнечные часы. Была создана большая картотека опытов и экспериментов со светом и тенью, картотека сказок, стихотворений, загадок и пословиц о тени, подобраны дидактические игры. Воспитатели и родители «помогали» детям искать информацию в сети Интернет, в энциклопедиях, проводить опыты.
На втором этапе основной деятельностью была игровая деятельность. Дети с удовольствием играли в «Научную лабораторию», где проводили опыты и эксперименты с прозрачными и непрозрачными предметами, опыт, демонстрирующий наступление дня и ночи. Ребята узнали, что существует много источников света (солнце, Луна, лампа, фонарь, костер, свеча и др.), что от них идут световые лучи. Проводили опыты, доказывающие, что лучи света движутся только по прямой линии.
Особенно запомнилось детям представление теневого театра. Ребята впервые услышали о существовании такого театра, узнали, что он появился в Китае, а актерами в этом театре бывают тени. В НОДы по математическому развитию были включены игры «Узнай чья тень», «Найди одинаковые тени», «Найди неправильную тень». Во время НОД по изодеятельности, ребята узнали о новом для них виде рисунка – теневая картина, где художники рисуют с помощью света и тени, используя для этого совершенно разные вещи, даже мусор. На прогулках играли в подвижные игры «Догони или убеги от тени». Также дети собирали пазлы «Тень сказочного дворца, смотрели мультфильм «Как котенок свою тень искал», разучивали стихотворения, загадки. Мы устроили представление «Теневые фигуры», где с помощью пальчиков и рук ребята создавали образы животных и людей.
Проект был полезен не только детям, но и взрослым: воспитатели и родители узнали интересные факты о белгородских солнечных часах, например, что ночью на циферблате загораются звезды, которые расположены так, что можно увидеть млечный путь и созвездия знаков зодиака, подобных часов в России еще не было.
Проект был представлен на районный конкурс «Я – исследователь».
В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет, однако необходимо создать благоприятные условия для успешного познавательного развития детей. Это партнерские отношения взрослого с ребенком, игровая форма обучения, постановка перед ребенком познавательных задач так, чтобы ему казалось, что он сделал «открытие» сам. Это поддержка детской инициативы, доброжелательные отношения со сверстниками, вовлечение родителей в образовательный процесс, создание развивающей среды, которая может обеспечить игровую, исследовательскую активность детей.
Результат познавательной деятельности в общем виде – это интеллектуальное и нравственное развитие личности, потребности к знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»
Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».
КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...