Проект «Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по теме
Проблемно-ориентированный анализ
Представляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.
Проблема | Причины | Способ устранения |
1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечено, что за последние 2 года уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста снизился на 20 %. - 45% детей не могут придумать интересный сюжет игры,
- 42% детей не могут дорисовать предложенные кляксы до образа,
-35% детей не могут преобразовать предмет во что-то новое, добавив функции другого предмета. | В образовательном процессе ДОУ нет системного подхода в развитии у дошкольников творческого воображения.
Недостаточно насыщена ППРС дидактическим материалом для развития творческого воображения;
Нет подготовленных специалистов для занятий с детьми (педагогам не хватает знаний).Воспитатели не владеют методами активного обучения, методами организации подгрупповой работы, приемами, повышения мотивации у детей Родители не имеют знаний, умений. Опыта в развитии творческого воображения детей
| Разработать модель РТВ старших дошкольников в ДОУ. Обеспечить методическое сопровождение системного подхода развития творческого воображения дошкольников. Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению.
Обогатить развивающую среду необходимыми играми дидактическими и мультимедийными. Обучить воспитателей умению создавать мультимедийные пособия для развития творческого воображения и творческой активности. Повысить компетентность родителей по развитию творческого воображения детей. Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению.
Внедрить в образовательный процесс методы активного обучения, в том числе мультимедийные игры. Обогатить личный опыт детей, детские представления и впечатления в процессе ознакомления с мультимедийными играми. |
Вывод: ДОУ необходим системный подход в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_teme_proekta.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПРОЕКТА
«Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Разработчик:
Тараскина Марина Валентиновна воспитатель МБОУ гимназия Перспектива г.о. Самара дошкольные группы |
Самара 2015
Проблемно-ориентированный анализ
Представляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.
Проблема | Причины | Способ устранения |
1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечено, что за последние 2 года уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста снизился на 20 %. - 45% детей не могут придумать интересный сюжет игры, - 42% детей не могут дорисовать предложенные кляксы до образа, -35% детей не могут преобразовать предмет во что-то новое, добавив функции другого предмета. | В образовательном процессе ДОУ нет системного подхода в развитии у дошкольников творческого воображения. Недостаточно насыщена ППРС дидактическим материалом для развития творческого воображения; Нет подготовленных специалистов для занятий с детьми (педагогам не хватает знаний).Воспитатели не владеют методами активного обучения, методами организации подгрупповой работы, приемами, повышения мотивации у детей Родители не имеют знаний, умений. Опыта в развитии творческого воображения детей | Разработать модель РТВ старших дошкольников в ДОУ. Обеспечить методическое сопровождение системного подхода развития творческого воображения дошкольников. Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению. Обогатить развивающую среду необходимыми играми дидактическими и мультимедийными. Обучить воспитателей умению создавать мультимедийные пособия для развития творческого воображения и творческой активности. Повысить компетентность родителей по развитию творческого воображения детей. Повысить профессиональную компетентность педагогов по данному направлению. Внедрить в образовательный процесс методы активного обучения, в том числе мультимедийные игры. Обогатить личный опыт детей, детские представления и впечатления в процессе ознакомления с мультимедийными играми. |
Вывод: ДОУ необходим системный подход в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
«Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в стандарте закреплено,
что обучение входит в жизнь ребёнка
через ворота детской игры"-
Александр Асмолов (директор Ф ИРО)
«Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение»( кандидат пед. наук Собко Н. В.)
В настоящее время в рамках модернизации образовательного процесса для развития успешной личности нужна творческая активная личность не безразличная к происходящему умеющая увидеть результат своей деятельности и наметить пути её реализации .
В Указе Президента Российской Федерации « О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» говориться о том , что одним из ожидаемых результатов модернизации образования является увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности…»
Одним из приоритетов современного образования Российской Федерации на данный момент является развитие у детей творческой активности через самовыражение и созидательное творчество. Развитие воображения и всего взрастающего на нем творческого потенциала ребенка - прямая, более того центральная задача дошкольного образования как базиса образовательной системы.
Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками дошкольной программы, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Но из опыта работы видно, что на данный момент развитию воображения и творческой активности в дошкольном учреждении уделяется недостаточно внимания. Отсутствует система работы по данному направлению. Показатели творческой активности у детей низкие. Дети не способны вообразить , придумать, дорисовать, сочинить, у них слабо развито умение преобразовывать одни предметы в другие, потому что очень сложно перенести качества одного предмета на другой. Собственно процесс детского творчества вялотекущий.
Перед нами встал вопрос: как повысить познавательную мотивацию у детей нового поколения? Как, не отказываясь от традиционной, проверенной временем предметно-развивающей и обучающей среды, включить в образовательную деятельность широкие возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование в образовательном процессе средств ИКТ позволяют педагогу детского сада проявить себя в творчестве, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы организации образовательного процесса.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях.
Без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к этому виду деятельности. Конечно, для плодотворной работы педагогам необходима методическая база. Мы считаем, что в настоящее время достаточно литературы, которая освещает данный вопрос, но возможно не все педагоги имеют к ней доступ, у воспитателей не хватает наглядных пособий и времени на их изготовление. Не хватает современных мультимедийных пособий. Необходимо, чтобы развитием воображения у дошкольников занимался не только воспитатель, но и педагог–психолог, который может провести мониторинг развития и совместно с воспитателем наметить дальнейшие пути развития.
На основе проведенного анализа можно сформулировать возникающую проблему: для развития успешной в будущем личности необходимо в настоящий момент организовать активную работу по развитию воображения и творческой активности воспитанников, используя подход, ориентированный на развитие ребенка. Взрослый должен выступать как фасилитатор этого процесса, то есть воспитатели должны снабдить ребенка инструментарием, материалами, обеспечить ему поддержку и руководство, а так же пробудить и поддержать у ребенка интерес, что повышает возможность ребенка активно приобретать знания.
Цели и задачи проекта.
Цель данного проекта: развитие творческого воображения у старших дошкольников через создание и использование мультимедийных пособий в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
1.Разработать в ДОУ системный подход развития у воспитанников творческого воображения.
2 Апробировать систему работы по РТВ старших дошкольников, активно используя мультимедийные игры.
3. Создать мультимедийные пособия для совместной со взрослым работы с детьми и в самостоятельной деятельности для старших и подготовительных к школе групп.
Концептуальные основы проекта.
СЛОВАРЬ:
• Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)
• Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)
• Система - порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. (Толковый словарь Ушакова)
• Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М. : АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:
1. Воображение можно определить как способность к рекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
2. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию.
3. Выделяют две главные функции воображения - познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).
4Специальные, педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хороши разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, придумывание сюжетов и пр.) особенно с применением ИКТ..
5. Мультимедийная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности современных детей
Содержание проекта.
В ДОУ будет разработан системный подход к развитию творческих способностей воспитанников в познавательной, речевой, художественно-эстетической, коммуникативной областях.
Будет разработано методическое сопровождение РТВ в различных видах деятельности и модель РТВ в детском саду.
Для специалистов детского сада будет разработана технология создания мультимедийных пособий.
Разработаны методические рекомендации использования мультимедийных пособий в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности воспитанников.
Разработаны методические рекомендации для родителей по использованию мультимедийных пособий в домашних условиях.
Ожидаемые результаты и критерии оценки.
Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся, в соответствии с Целевыми ориентирами, и конкретизацией, с учетом возраста.
Воспитанник:
• Владеет разными формами и видами игры, в том числе с правилами.
• Сформировано положительное отношение к игре.
• Использует предметы заместители.
• Обладает развитым воображением:
способен вообразить, придумать, дорисовать, сочинить, у него развито умение преобразовывать одни предметы в другие.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности:
Характеристика изменений в образовательном процессе.
Внедрен системный подход в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
Обеспечено методическое сопровождение педагогического процесса. Для успешного развития воображения и творчества в системе работы, используется сочетание традиционных и нетрадиционных средств развития творчества и подбора методики, активно используются мультимедийные пособия в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя проводится мониторинг развития воображения у воспитанников ДОУ. Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев.
Методики предназначены для детей 4-6 лет.
• Методика «Дощечка»
Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании.
• Методика» Солнце в комнате»
Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации.
• Методика «Складная картинка»
Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части.
• Методика «Как спасти зайку»
Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
План реализации проекта.
Название мероприятия | Сроки проведения | ответственные | Примечания |
| Июнь-август | Ст. воспитатель, воспитатели | |
2.Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме проекта (семинар-практикум) | Сентябрь-октябрь | Ст.воспитатель, педагог психолог | |
3.Создание творческой группы по разработке системы и мультимедийных пособий | октябрь | директор ст.воспитатель педагог-психолог | |
4.Повышение компетентности родителей по теме проекта (консультации, семинары –практикумы, беседы) | в течении учебного года | ст .воспитатель, воспитатели, педагог –психолог. | |
5.Пополнить ППРС: -дидактическими играми, - сюжетно-ролевыми играми, -атрибутами для театрализованной деятельности, - материалами и оборудованием для художественной и музыкальной деятельности, - конструкторами разных видов, -интерактивным оборудованием. | Сентябрь-декабрь | директор, ст .воспитатель воспитатели родители | |
6. Обеспечить методическое сопровождение проекта. (методики, рекомендации т.д.) | сентябрь-октябрь | директор, ст .воспитатель | |
7. Разработать сценарные планы введения мультимедийных игр в образовательный процесс. | Ноябрь-декабрь | ст .воспитатель воспитатели | |
8. Разработать перспективное планирование по развитию творческого воображения с помощью мультимедийных дидактических пособий. | январь-февраль | ст .воспитатель воспитатели | |
9. Апробировать систему развития творческого воображения и творческой активности детей с использованием мультимедийных игр | Март-май | ст .воспитатель воспитатели | |
10.Разработать пособие по использованию мультимедийных игр в образовательном процессе ДОУ. | сентябрь | Творческая группа ДОУ | |
11.Подготовить пособие к публикации. | ноябрь | Творческая группа ДОУ | |
12.Издать пособие по использованию мультимедийных игр в образовательном процессе ДОУ. | декабрь | директор, ст .воспитатель | |
13. Принять участие в педагогическом марафоне с трансляцией опыта работы. | Творческая группа ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры развивающие творческие способности и воображение у детей старшего дошкольного возраста"
«Несуществующая рыба». Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы може...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
Консультация для педагогов "Использование педагогических технологий в работе над развитием памяти, внимания и воображения у детей старшего дошкольного возраста"
Использовать предлагаемый материал можно как на интегрированных занятия, так и в индивидуальной работе или в качестве заданий для совместной деятельности.Для достижения результата – улучшения у ...
«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...
мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...
мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...
ПРОЕКТ Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники кинусайга
Актуальность обусловлена тем, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развити...