ПРОЕКТ Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники кинусайга
материал

Жеребцова Екатерина Юрьевна

Актуальность обусловлена тем, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует формированию нравственности, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные нетрадиционные техники способствуют развитию мышления и воображения дошкольников, формированию универсальных учебных умений и навыков. Что является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники кинусайга

Подготовила:

Жеребцова Екатерина Юрьевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №34 «Игрушка»

Паспорт проекта

Тема проекта

«Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники Кинусайга»

Адресация проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка» города Губкина Белгородской области;

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы, родители(законные представители), педагог группы

Разработчики проекта

Жеребцова Екатерина Юрьевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка», творческая группа

Актуальность

Актуальность обусловлена тем, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует формированию нравственности, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные нетрадиционные техники способствуют развитию мышления и воображения дошкольников, формированию универсальных учебных умений и навыков. Что является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО.

На современном этапе существуют множество материалов для нетрадиционных техник в художественно-эстетическом творчестве, и это дало новый толчок для развития творческого потенциала детей. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенными навыками в рисовании, конструировании и лепке.

Техника кинусайга в образовательном процессе в первую очередь, конечно, связана свозможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук,представления, воображения, мышления. Рукоделие с применением тканиобогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственноемышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности.Дети учатся оперировать палитрой цветов, сочетать их между собой.Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер.Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности,соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметки.

Результаты обследования воображения детей на начало года свидетельствуют о преобладании детей со средним уровнем развития воображения, что является возрастной нормой, также выявлены дети с высоким и низким уровнями развития воображения.

При повторном обследовании в мае результаты обследования говорят о всё том же преобладании среднего уровня, однако низкий уровень развития воображения был ликвилирован.

      Диагностика творческого мышления с использованием Теста Торренса показала, что большинство, а именно 42% дошкольников имеют средний уровень, это говорит о том, что норма развития творческого мышления (креативности) присуща большей массе исследуемых. Низкий уровень развития присущ 33% дошкольникам, хотя эти дети могут иметь высокий интеллектуальный уровень. И 25% дошкольников имеют высокий уровень развития креативности.

Срок действия проекта

Сентябрь - май

Цель проекта

Развитьтворческое мышление и воображение у 75% детей старшего дошкольного возраста посредством использования техники кинусайга

Задачи проекта

Развивать:

  • творческий потенциал дошкольников (творческое  восприятие, мышление, воображение (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
  • художественно-графические умения и навыки;
  • фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • коммуникативные способностей детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Способствовать:

  • развитию точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становлению некоторых организационных навыков художественного творчества;

Воспитывать:

  • самостоятельность, целеустремленность, волевые качества;
  • умения доводить начатое дело до конца, желание дарить поделки, сделанные своими руками, близким людям;

Этапы проекта

I – Подготовительно-организационный этап (август - сентябрь).

II - Практический этап (сентябрь - апрель).

III – Итогово-аналитический этап (май).

Ресурсы реализации проекта

Материально-техническое оснащение

1.        пенопластовые заготовки

2.        разнообразные ткани

3.        ножницы для разрезания ткани

4.        клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта

5.        карандаш для нанесения рисунка

6.        стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.

Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты.

Уровень развития творческого мышления и воображения повысится у 75% детей старшего дошкольного возраста

В результате обучения дети:

  • Познакомятся с искусством «кинусайга»;
  • Научатся различным приемам работы с тканью;
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике «кинусайга»;
  • У детей повысится уровень развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование

Содержание

Месяц

I. Подготовительный этап (Август- Сентябрь)

1.1

Подбор методической литературы

Август

1.2

Приобретение инструментов, создание ППРС

1.3.

Комплексная диагностика уровня развития творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста.

«Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко). Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

«Незаконченные рисунки». Это тест на выявление способности к воображению и целостному восприятию рассчитан на детей в возрасте от 5 до 12 лет.

«Несуществующее животное». Эту проективную методику можно использовать начиная с пяти лет. Тест помогает выявить эмоциональное состояние испытуемого, межличностные отношения, а также оригинальность его мыслительной деятельности, умение фантазировать.

Сентябрь

1.4.

Организация и проведение занятий с детьми, основа которых — творческие задания, соответствующее особенностям детей.

Разработаны конспекты занятий с детьми

игры и упражнения для развития творческого мышления и воображения у дошкольников в различных видах деятельности (познавательной, творческой, коммуникативно-речевой, бытовой);

задания с элементами ТРИЗ;

циклы заданий «Дорисуй-ка», «Фабрика игрушек», «На что это похоже», «На неведомых дорожках» по З.В. Шашковой;

1.5.

Повышение творческого потенциала педагогического коллектива:

Приобщать детей к радости творчества, должны, разумеется, взрослые. Насколько успешным будет это приобщение, во многом зависит от творческого потенциала наставника.

Лекции, семинары, консультации, педагогические лаборатории

Информационно-практические и тренинговые занятия, направленные на выявление и помощь в реализации творческих способностей педагогов.

1.6.

проведение просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями по вопросам выявления и развития детской интеллектуальной одаренности и творческого мышления:

Индивидуальные и групповые консультации для родителей воспитанников

Анкетирование родителей:

Анкета для родителей «Познавательные способности и навыки»

Анкета для родителей «Особенности развития ребенка подготовительной к школе группы»

II. Практический этап (Октябрь-Апрель)

2.1

Работа с детьми

2.1.1

Как появились ткани? История возникновения ткани. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды.

Познакомить детей со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки

октябрь

2.1.2

Что такое кинусайга?

Познакомить детей с историей возникновения техники кинусайга.

2.1.3.

Вырезание шаблонов для поделок.

Познакомить детей с правилами работы с тканью, правилами разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Совершенствовать навыки вырезания; развивать мелкую моторику рук.

2.1.4

Изготовление панно «Котята» (4 занятия).

Учить детей правильно выполнять поделки в нетрадиционной аппликативной технике.

ноябрь

2.1.5

Изготовление панно «Матрешка» (3 занятия).

Закрепить навыки изготовления поделок в технике кинусайга. Использование дополнительных материалов декорирования и составления композиции.

декабрь

2.1.6

Изготовление елочных игрушек в стиле «кинусайга»

Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

2.1.7.

Коллективная работа. Композиция из цветов. (панно в технике кинусайга) (3 занятия)

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления.

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

январь

2.1.8.

Валентинка в технике кинусайга (2 занятия)

Познакомить детей с примерами использования техники кинусайга при изготовлениивалентинки.

Февраль

Подарки к Дню защитника Отечества (2 занятия)

Познакомить детей с примерами оформления сувениров.

2.1.9.

Подарок маме (2 занятия)

Познакомить детей с примерами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

март

2.1.10.

Оформление фото рамки (2 занятия).

Знакомство с примерами оформления фото рамки в стиле кинусайга. Просмотр презентации «Фото рамка». Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать интерес к конструированию из ткани.

2.1.11.

Цикл творческих работ.

Коллективные работы с использованием техники кинусайга (4 занятия)

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике кинусайга.

апрель

2.1.12

Проведение выставок работ в детском саду;

в течении года

2.1.13

Участие в городских выставках;

в течении года

III – Итогово-аналитический этап (май)

3.

Комплексная диагностика уровня развития творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста.

май

4.

Работа с родителями

4.1

Консультация «Развитие творческих способностей детей».

Обеспечить детей необходимыми материалами и инструментами для работы

4.2

Папки – передвижки «Развитие мелкой моторики», «Развитие воображения детей».

Познакомить родителей с техникой «кинусайга»

4.3

Изготовление буклета «Волшебные лоскутки».

Познакомить родителей с основными приемами развития мелкой моторики

4.4

Индивидуальные консультации для родителей.

Расширить представления родителей о технике «кинусайга»

4.5.

Информационные материалы для бесед с родителями на тему

 «Развитие творческих способностей ребенка 5-7 лет»:

«Как развитие творческого мышления может повлиять на школьную успешность детей»

«Какого типа ваш ребенок: зритель? слушатель? деятель?»

4.6.

Листовка для родителей

«Педагогические рычаги».

4.5

Итоговые выставки

Показать родителям достижения их детей.

5

Работа с педагогами

5.1

Консультация «Обучение детей ручному художественному труду»

Формирование знаний о техниках и методиках ручного труда.

5.2

Консультация «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство»

Познакомить с основами декоративно-прикладного искусства

5.3

Консультация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Познакомить с основами декоративно-прикладного искусства

5.4

Консультация «Использование техники «Кинусайга» в детском саду».

Формирование у коллег представления о нетрадиционной аппликативной технике изготовления поделок.

5.5

Практикум «Картины в технике «Кинусайга»

Познакомить коллег с техникой «кинусайга» на практике

5.6.

Педагогический совет «Одаренные дети».        

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах работы с одарёнными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие самостоятельности мышления и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "ТРИЗ"

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие "творческая личность" можно считать в той или иной степени определённым...

Проект «Использование дидактических и мультимедийных игр для развития творческой активности и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Проблемно-ориентированный анализПредставляется через соотношение проблема-причина и возможные способы устранения.ПроблемаПричиныСпособ устранения1.После проведения мониторинга в 2014 году было отмечен...

«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»

Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...