Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конструкт занятие по патриотическому воспитанию детей в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструкт31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»

Анна Минасян 
Конструкт занятия по патриотическому воспитанию «Наше прошлое и настоящее»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Яблонька»

Технологическая карта (конструкт)

интегрированной НОД

«Наше прошлое и настоящее»

Составитель:

воспитатель Минасян Анна Викторовна

г. Алапаевск 2016

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД

«Наше прошлое и настоящее»

Тема«Наше прошлое и настоящее».

Возрастная группа: средняя группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: подгрупповая.

Интеграция областей«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Учебно-методический комплект:

1. Народная культура и традициизанятия с детьми 3-7 лет. Автор-составитель В. Н. Косарева. – Волгоград:

Учитель, 2013

2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городомконспекты занятий [Текст] / Н. В. Алешина. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.

3. Скорлупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий [Текст] / О. А. Скорлупова. – М.: Скрипторий-2003, 2008. – 128 с.

Средства:

• Наглядные: иллюстрации герб г. Алапаевска, планета Земля, Российский флаг; образцы элементов дымковской, хохломской, гжель росписи;

• Мультимедийные: презентация к стихотворению «Мы живем в России»; презентация достопримечательности г. Алапаевска.

• Литературные: стихотворение «Что такое Родина» И. Черницкая; «Мы живем в России».

• Оборудование: проектор, экран, ноутбук; декорация: русская печь, стол, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для физминутки, матрешка, кукла.

Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с особенностями русского старинного быта, вызвать у них интерес к народному искусству; воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, малой родине, родному городу.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

• знакомить детей с историей русского старинного быта;

• приобщать детей к истокам русской культуры;

• закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, расширить кругозор детей;

2. Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;

• обогащать словарь детей: Дымка, дымковская игрушка, дымковская, хохломская, гжель роспись;

• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;

• развивать любознательность, внимание и память.

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать чувство гордости, любви к Родине, родному городу;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат:

Любознательный, активный активность в разговоре.

Эмоционально - отзывчивый проявление эмоционального отношения к литературным произведениям.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;

Ход деятельности:

Этап совместной деятельности Организация совместной деятельности Деятельность педагога (методы, приемы) Действия, деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат

I. Мотивация к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?

- Да, наша Родина - Россия!

Воспитатель: показывает слайды к стихотворению.

Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нет краше!

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Воспитатель: - А еще в народе говорят«Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит?

- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.

- Наш народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Ребята, а в какой сказке печка сбежала и Емелю по лесу катала?

- Какие слова Емеля говорил, чтобы все желания у него исполнялись.

-Ребята, а вы хотите посмотреть и узнать, как жили в старину на Руси?

-Тогда давайте скажем волшебные слова, какие Емеля говорил, чтобы наше желание исполнилось «По щучьему веленью, по моему хотенью чтобы мы с ребятами оказались в русской избе»

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Предлагает и корректирует выбор детей.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. Приветствуют друг друга.

Сосредотачивают внимание, на теме беседы.

Слушают,

выражают собственные мысли.

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель:

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

Вы пришли в горницу самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной в доме. А почему?

Мартюшка: Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Марьюшка: А что стоит на столе?

Марьюшка: Какая посуда?

Марьюшка: Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? Марьюшка: Ребятушки, ой беда, перепутала я всю посуду и игрушки. Худо мне будет от матушки. Помогите мне, разобрать ее по росписи.

Игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка)

Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Открывает сундук, и оттуда достаёт рубашку косоворотку, русский народный костюм, кокошник.

Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?

Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.

Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дарьюшка, самая любимая, я её сама сшила.

Марьюшка(достает матрёшку) Ребятушки, а вы знаете, что это за игрушка расписная.

Марьюшка: Давайте поиграем в игру с матрёшкой, покажите мне свои пальчики.

Пальчиковая игра

«Матрешки»

Мы – красавицы матрешки, (Разжимают кулачки)

Разноцветные одежки. (Шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша, (Начиная с большого, загибаем поочередно пальцы)

Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке)

Маргарита – это пять,

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).

Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. (раздает ленточки)

Физминутка«Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные, (повороты вправо, влево)

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные (выставляют ножки)

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (кланяются)

Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Марьюшкой.

Поддерживает детскую инициативу. Выявляет «знания-незнания»

Стимулирует общение, любознательность детей.

Поощряет детей за внимательность и правильные высказывания. Решают проблемную ситуацию. Проходят, рассматривая избушку.

Дают предположительные ответы, отвечают на вопросы.

Слушают, узнают о русском старинном быте. Сортируют по цвету, росписи. Умение делать вывод и его аргументировать,

взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы.

Проявляют интерес к русскому быту.

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель:

Совместное определение конкретных действий В гостях хорошо, а дома лучше. Пора и нам домой, давайте скажем наши волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вернуться нам с ребятами домой.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Алапаевск).

- Да, ребята это наша «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, Это маленький кусочек нашей огромной страны.

- Какие достопримечательности вы знаете в нашем городе(ответы детей)

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Комментирует высказывания. Слушают; выражают собственные мысли, сосредотачивают внимание. Отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта.

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель:

Формирование представлений о …

Развитие умений… - Давайте посмотрим на достопримечательности города?

Просмотр слайдов с видами города.

- Ребята у меня на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.

Игра (пазлы: герб г. Алапаевска; планета земля; флаг России)

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания;

рассказывает, обсуждает с детьми.

Располагают предметы в определенном порядке;

осваивают последовательность.

Смотрят, слушают. Проявляют самостоятельность. Взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы. Проявляют интерес.

V. Рефлексия, анализ.

Цель:

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. - Вот и закончилось путешествие в наше прошлое и настоящее. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили.

-Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

Дети читают стихи:

1. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

2. Что мы Родиной зовём? Пол с тонким колоском.

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.

И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!

4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия, нет другой на свете Родины такой!

5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,

колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили. Приглашает к чтению стихов.

Делятся впечатлениями Выражают собственные суждения,

рассказывают на память стихотворение. Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Конспект занятия

по патриотическому воспитанию

тема«Наше прошлое и настоящее»

Образовательная область: познание

Цель:

Дать детям представление об особенностях русского старинного быта, вызвать у них интерес к народному искусству; воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, малой родине, родному городу.

Задачи:

• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

• Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, расширить кругозор детей.

• Развивать любознательность, внимание и память.

• Воспитывать чувство гордости, любви к Родине, родному городу.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение о русском народе;

2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

7)Просмотр презентации: Мой город Алапаевск; Легенды Алапаевска.

8)Беседы о достопримечательностях города и символах.

Оборудование:

Мультимедийная презентация «Достопримечательности города», разрезанные на части картинки герб г. Алапаевска, планета Земля, флаг России. Декорация: русская печь, стол, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для физминутки, картинки для игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка).

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей)

- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

- Да, наша Родина - Россия!

Воспитатель: показывает слайды к стихотворению.

Мы живем в России:

У нас леса густые,

У нас березы белые

И космонавты смелые,

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые,

И Москвы - столицы нашей,

В целом мире нет краше!

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.

Родной край – сердцу рай.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родину-мать учись защищать.

Жить – Родине служить

Воспитатель: - А еще в народе говорят«Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина.

- Наш народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. Ребята, а в какой сказке печка сбежала и Емелю по лесу катала? (ответ детей)

- Какие слова Емеля говорил, чтобы все желания у него исполнялись (ответ).

-Ребята, а вы хотите посмотреть и узнать, как жили в старину на Руси?

-Тогда давайте скажем волшебные слова, какие Емеля говорил, чтобы наше желание исполнилось «По щучьему веленью, по моему хотенью чтобы мы с ребятами оказались в русской избе»

-Ребята, вот мы с вами и оказались в гостях у Хозяюшки горницы, здесь мы познакомимся с предметами старины. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.

-Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в горницу самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети(печка, стол, лавки, сундук).

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной в доме. А почему? (ответы детей)

Мартюшка: Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Марьюшка: А что стоит на столе?

Дети: посуда.

Марьюшка: Какая посуда?

Дети(ответы детей).

Марьюшка: Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали? (ответ детей).

Марьюшка: Ребятушки, ой беда, перепутала я всю посуду и игрушки. Худо мне будет от матушки. Помогите мне, разобрать ее по росписи.

Игра: разложи узоры (гжель, хохлома, дымка)

Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети(дети дают предположительные ответы).

Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Открывает сундук, и оттуда достаёт рубашку косоворотку, русский народный костюм, кокошник.

Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?

Дети(ответ детей).

Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду.

Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лоскутки, я из них делала себе куколок, меня моя матушка научила. А вот и моя кукла Дарьюшка, самая любимая, я её сама сшила.

Марьюшка(достает матрёшку) Ребятушки, а вы знаете, что это за игрушка расписная.

Дети: Матрёшка.

Марьюшка: Давайте поиграем в игру с матрёшкой, покажите мне свои пальчики.

Пальчиковая игра

«Матрешки»

Мы – красавицы матрешки, (Разжимают кулачки)

Разноцветные одежки. (Шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша, (Начиная с большого, загибаем поочередно пальцы)

Мила – три, четыре – Маша, (на правой руке)

Маргарита – это пять,

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).

Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Дети(разноцветные).

Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. (раздает ленточки)

Физминутка«Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные, (повороты вправо, влево)

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные (выставляют ножки)

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (кланяются)

Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Марьюшкой.

-В гостях хорошо, а дома лучше. Пора и нам домой, давайте скажем наши волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, вернуться нам с ребятами домой.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Алапаевск).

- Да, ребята это наша «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, Это маленький кусочек нашей огромной страны.

- Какие достопримечательности вы знаете в нашем городе(ответы детей)

- Давайте посмотрим на них?

Просмотр слайдов с видами города.

- Ребята у меня на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим, что у нас получится.

Игра (пазлы: герб г. Алапаевска; планета земля; флаг России)

- Вот и закончилось путешествие в наше прошлое и настоящее. Где вы сегодня побывали, какие достопримечательности нашего города вы запомнили.

-Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

Дети читают стихи:

1. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

2. Что мы Родиной зовём? Пол с тонким колоском.

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

3. Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.

И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!

4. Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.

Это наша Родина - милая Россия, нет другой на свете Родины такой!

5. В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,

колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.

Нет другой на свете Родины такой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина-Россия»

Цель — продолжить формирование представлений о России. Воспитывать гордость за родную страну. 2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность....

Занятие по патриотическому воспитанию "Наша Родина-Россия".

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша армия родная»

Воспитывать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них....

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Нашей Родины войска»

Все может родная земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить красотой своей природы, только защитить сама себя на не может. Защита отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Наша Армия. День Победы"

Цель: Формировать представление детей о Российской Армии в историческом прошлом и в наше мирное время...

конспект занятия по патриотическому воспитанию "Наша малая родина - Белгород"

Экскурсия по городу Белгороду. Ребята познакомились с достопримечательностям и с символикой родного города....