Статья "Готовность дошкольников к обучению в школе"
статья на тему
В данной статье я постаралась отразить свой взгляд на мотивацию будущих первоклассников к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_doshkolnikov_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 249.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность дошкольников к обучению в школе.
В.Ш. Пестерева МКОУ "Канашская сош" структурное подразделение "детский сад" старший воспитатель
"Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений" - В.А. Сухомлинский.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, однако это не обозначает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка детей к школе.. Ведущей целью готовности ребенка к школьному обучению по ФГОС ДО является формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности и др. Очень важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста. Целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения. В 1998 году в нашем образовательном учреждении произошла реорганизация по объединению детского сада и начальной школы. С тех пор задача формирования готовности дошкольников к школьному обучению стала приоритетной и более актуальной. На протяжении 8 лет воспитатели и учителя начальных классов стараются выработать единые подходы к данной теме, обсуждают проблемы адаптации, взаимодействия с родителями будущих первоклассников, выстраивают планы совместного сотрудничества. Но понимание термина "готовность к школе" воспринимается школьными учителями достаточно однозначно, в основном, как ребенок считает, решает примеры и простые задачи, читает текст, умеет списывать слова и фразы и т.п. Такое восприятие готовности к школе, по мнению А.В. Белошистой, кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольного и начального образования Мурманского института повышения квалификации работников образования, складывается из явного диктата требований старшего звена образования к младшему. К сожалению, такое восприятие сложилось в последнее десятилетие под действием практики приема дошкольников в школу. В высказываниях учителей обнаруживается целый ряд признаков неподготовленности детей к школе. Это касается недостатков развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы маленького школьника. Т. И. Бабаева в своем пособии "У школьного порога" формулирует причины неподготовленности к обучению, которые разделяет на органические и воспитательные. Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Речь идет не только об упущениях педагогов детского сада, но и о неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В разговоре с мамой выпускника слышится упрек и негодование по поводу учебы сына: "Он у нас все умел до школы, и читать, и писать и решать задачи по математике, а учительница все недовольна, то он часто отвлекается, то небрежно пишет в тетради, совсем на уроке не старается..." Из этого следует вывод, что родители неправильно подготовили ребенка к новому этапу в его жизни, упустили самое важное — не сформировали у ребенка те качества, которые делают процесс усвоения новых знаний и умений успешным. В дошкольной педагогике проблема формирования готовности к школе традиционно считается проблемой психологической и опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Л.И. Божович, отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского в своем труде "Личность и ее формирование в детском возрасте" дает определение психологической готовности к школе. По ее мнению - это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.
В этой связи характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к обучению прежде всего характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценивая состояние здоровья детей при их поступлении в школу следует учитывать следующие показатели: уровень физического и нервно-психического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также степень социального благополучия ребенка. По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. Под специальным аспектом готовности ребенка к школе понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.
Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, использование связей и отношений между предметами и действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Личностная готовность ребенка к школе выражается в умении строить отношения с учителем (умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу); умении общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умении взглянуть на себя со стороны, умении выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Нельзя не сказать здесь о мотивационной готовности как составляющей личностной готовности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания. Поэтому перед нами, педагогами, остро стоит задача в формировании мотивации к обучению и получению новых знаний. Последний аспект психологической готовности - это развитие эмоционально-волевой сферы, точнее уровня эмоциональной напряженности. Показано, что эмоциогенные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка. Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82% детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70%); она приводит к нарушениям речи (67%), снижает эффективность запоминания у 37% детей. Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. Таким образом, мы видим, что эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей. В 2016 году, впервые за последние 20 лет, в 1 класс мы выпустили 28 детей, в итоге - 2 первых класса. По результатам психологической диагностики на этапе завершения дошкольного образования 6 детей имели высокий уровень психологической готовности, 20 детей - средний, 2 ребенка- низкий уровень. Даже при наличии детей с низким уровнем готовности к школе, данный результат порадовал педагогов, учителей и родителей. Это значит, что планомерная и систематическая работа по взаимодействию детского сада и школы дает свои плоды, каждый год она совершенствуется, дополняется в соответствии с требованиями времени и особенностями современных детей. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. При педагогическом подходе выделяется общая и специальная готовность к школе. Общая готовность определена в "Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено), согласно которой в качестве основания для преемственности содержания ступеней дошкольного и начального образования выступают развитие любознательности как основы познавательной активности; развитие способностей ребенка как залога успешности; формирование творческого воображения как направления интеллектуально-личностного развития; развитие коммуникативности. Поэтому сформированость данных способностей и качеств личности является показателем общей готовности ребенка дошкольного возраста к школе. С точки зрения специальной готовности ребенок, готовый к школьному обучению, владеет специальными умениями и навыками, связанными со следующими уровнями: развития речи (навыками связной речи, достаточными уровнем сформированности лексического и грамматического строя речи, овладения звуковой культурой речи, умениями фонематического воспитания и звукобуквенного анализа и т.д.); развития элементарных математических представлений (высоким уровнем сформированности ориентировки на сенсорные признаки предметов (цвет, форму и величину) и овладения способами перцептивных действий на уровне зрительного соотнесения, овладение количественными представлениями и навыками счета, достаточным уровнем сформированности пространственных и временных представлений и ориентировок и т.д.). Кроме того, у него должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности – в виде интереса к учению, отдельных учебных умений и навыков (планирования, организации и контроля действий и деятельности в целом). Важным компонентом готовности к школе является навык произвольности: именно благодаря ему ребенок может управлять своим поведением, вниманием, памятью. Формировать этот навык в подготовительной группе мы начинаем уже с начала учебного года в процессе взаимодействия с детьми. Для этого мы используем следующие методы:
- беседы с детьми о школе; - - экскурсии в классы начальной школы и в основное здание школы; - -просмотр слайдов и презентаций о школе с использованием любимых персонажей книг и мультфильмов ( "Незнайка празднует День Знаний!", "Помоги Маше стать хорошей ученицей!", "Правила поведения в школе с Аркадием Паровозовым"); - -чтение художественной литературы (С. Баруздин "Кто сегодня учитель?", А. Барто "Подружки идут в школу", В. Голявкин "Болтуны" и т.д.; - -сюжетно - ролевая игра "Школа"; - -проведение общего урока для детей подготовительной группы и первоклассников учителем начальных классов ( обычно познавательного цикла); - -организация совместных праздников, развлечений, выставок и конкурсов.
Совместная коллективная деятельность детей детского сада и школы тоже решает задачу готовности и успешной адаптации к школе. "Осознание ребенком позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий как вклада в общий итог деятельности коллектива позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от уровня знаний и умений каждого, от слаженности работы. Эти факторы положительно влияют на развитие интереса к учению"- писала Р.С. Буре в своем пособии "Готовим детей к школе".
Таким образом, вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка, а мы, взрослые, должны им в этом помочь, так как неготовность ребенка к школе приводит к отставанию его в общем развитии, имеющее своим следствием неразвитость произвольного поведения (умения делать то, что требуется, а не то, что захотелось); и, наконец, ведущее к отсутствию познавательной мотивации. В школе это может привести к самым неприятным последствиям.
Используемая литература:
1. А.В. Белошистая "Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования" статья в интернете;
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. — М.: Просвещение, 1993.
3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб., 2008
4. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....
Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе
В статье рассматриваются необходимость предшкольного образования с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования, гуманистический подход в образовании, новые направления в программе в...
Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе.
В статье рассматриваются современные аспекты обучения и воспитания детей-дошкольников в рамках образовательной программы "От рождения до школы"....
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
"Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе"
Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе...