Дидактические игры и упражнения
материал (средняя группа) на тему

Шатохина Екатерина Юрьевна

Дидактические игры и упражнения. материал для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

Покажем кукле, как работает парикмахер

   Цели:

  • Уточнить знания о труде парикмахера;
  • Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.

   Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

   Содержание игры.

   Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из другого детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.

   Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы, как подготовить место для игры, предлагает объяснить и показать действия парикмахера. Объем действий зависит от наличия у детей соответствующих представлений.

Сделаем куклам красивые прически

   Цели:

  • Закреплять навыки ухода за волосами;
  • Уточнить названия необходимых для этого предметов;
  • Формировать понятие «опрятный внешний вид».

   Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.

   Содержание упражнения.

   Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т. д.), просит привести их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предмет необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных и коротких волос, показывает отдельные приемы; продолжают работу дети.

Подбери бант по цвету

   Цели:

  • Упражнять в завязывании банта;
  • Закреплять знание основных цветов;
  • Продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.

   Оборудование: куклы в платьях разного цвета, банты разного цвета.

   Содержание игры.

   Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.

Угостим куклу чаем

   Цели:

  • Закрепить названия чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития;
  • Дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

   Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда. Кукла.

   Содержание игры.

   Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание детей на то, что за столом всегда нужно вести себя спокойно.

Уложим куклу спать

   Цели:

  • Закрепить названия постельного белья и принадлежностей;
  • Уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
  • Закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

   Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.

   Содержание игры.

   Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчике, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как все это полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

Оденем куклу на прогулку

   Цели:

  • Закрепить названия зимней одежды;
  • Уточнить порядок одевания.

   Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.

   Содержание игры.

   Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет. Какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предметы одежды в той последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться

   Цели:

  • Закрепить названия зимней одежды и порядок одевания;
  • Формировать представления о необходимости заботиться о своем здоровье.

   Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.

   Содержание игры.

   Педагог показывает мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.

Узнай и назови овощи

   Цели:

  • Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя;
  • Продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.

   Оборудование: картинки или муляжи овощей.

   Содержание игры.

   Воспитатель рассматривает картинки, уточняет названия овощей. Затем, убрав наглядный материал поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус.  При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Назови правильно

   Цели:

  • Уточнить знания об овощах и фруктах, их качествах (цвет, форма, вкус, запах);
  • Закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

  Оборудование: картинки овощей и фруктов.

   Содержание игры.

   Игра проводится как закрепление игры, организованной на занятии «Фрукты – полезные продукты».

Запомни движение

   Цели:

  • Закрепить знания об основных видах движений (ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки) и их разновидностях (в соответствии с программными требованиями для каждого возраста);
  • Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание;
  • Продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.

   Содержание игры.

   Воспитатель показывает движение, затем предлагает послушать стихотворение или короткий рассказ, назвать и воспроизвести показанное движение.

Найди и назови

   Цели:

  • Закрепить названия видов наземного транспорта;
  • Закреплять умение находить предмет по нескольким признакам.

   Оборудование: картинки с изображением видов наземного транспорта разного назначения и разного цвета.

   Содержание игры.

   Воспитатель раскладывает предметные картинки и предлагает найти вид транспорта по описанию, например голубую машину, которая может перевезти сразу много пассажиров; красную машину, которая передвигается по рельсам  и т. д. Педагог побуждает детей давать полные ответы.

Какой огонек зажегся

   Цель: закрепить знание цветов светофора.

   Оборудование: макет светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого, зеленого цветов.

   Содержание игры.

   Воспитатель поочередно вставляет в отверстия круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить их.

О чем говорит светофор

   Цели:

  • Закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения;
  • Упражнять в выполнении правил.

   Оборудование: светофор с переключением цветов, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.

   Содержание игры.   Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

На чем люди ездят

  Цели:

  • Закрепить названия видов наземного транспорта;
  • Продолжать учить дифференцировать виды наземного транспорта по функции;
  • Упражнять в действиях по сигналу.

   Оборудование: картинки с изображением наземного транспорта, круги четырех основных цветов.

   Содержание игры.

   Воспитатель раздает детям предметные картинки, уточняет названия транспорта, раскладывает по групповой комнате разноцветные круги – гаражи автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. По команде «Поехали!» автомобили двигаются по комнате, по команде «В гараж!» двигаются к гаражу своего цвета.

   Варианты:

  • Во время движения машин воспитатель меняет круги местами.
  • Усложнения команды:
  • «Поехали только автобусы (грузовики и т. д.)!»
  • «Поехали автобусы и грузовики!»;
  • «Поехали машины, которые перевозят пассажиров!».

Чего не хватает

   Цель: закрепить знания о частях автомашины.

   Оборудование: картинки автомашин с недостающими частями (нет колеса, руля, фары, двери и т. д.); части автомашин.

  Содержание игры.

   Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку и «починить» автомобиль.

Экзамен в Школе светофорных наук

   Цели:

  • Закреплять правила пешехода;
  • Упражнять в правильном поведении на улице.

   Оборудование: дорожные знаки, светофор, игрушки (транспорт), дорожная разметка, куклы; предметные картинки с изображением различных видов наземного транспорта, детей.

   Содержание игры.

   Воспитатель раздает детям картинки, предлагает найти соответствующие игрушки и показать действия водителей и пешеходов в созданной игровой ситуации. По окончании игры дети получают дипломы образцового пешехода или свидетельство об окончании Школы светофорных наук с оценкой «отлично».

Можно – нельзя

   Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.

   Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.

   Содержание игры.

   Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.

Не бери предметы, которые трогать нельзя

   Цели:

  • Закреплять умение классифицировать предметы;
  • Продолжать формировать представление о том, что нельзя брать лекарственные препараты без разрешения взрослых.

   Оборудование: предметные картинки по обобщающим понятиям (посуда, одежда, обувь т. д.), в том числе лекарственных препаратов в разной упаковке.

   Содержание игры.

   Воспитатель предлагает детям поочередно отобрать картинки с изображением игрушек, посуды и т. д., уточняет, почему дети не взяли картинки с изображением лекарственных препаратов.

Электроприборы

   Цель: знакомить детей с электроприборами, их значением и правилами пользования ими.

   Оборудование: картинки «Электроприборы», фишки.

   Содержание игры.

   Педагог загадывает загадки про электроприборы, а ребята отвечают ему, получая за правильный ответ фишку. Если дети затрудняются, педагог помогает им. Педагог вместе с детьми формулирует правила пользования электроприборами.

Доскажи словечко

   Цели:

  • Закреплять знания о пожарной безопасности;
  • Развивать фонематический слух, умение рифмовать.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций на тему «Опасные предметы».

   Содержание игры.

   Педагог читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки:

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по…(«01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей…(топор).

Если все в дыму у нас,

Надевай …(противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко-…(красный).

Разрешается – запрещается

   Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.

   Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей,

Символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).

   Содержание игры.

   Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам – с правильными действиями изображенных персонажей.

   Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.

Кому что нужно для работы

   Цель: закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, полицейскому, водителю, пожарному.

   Оборудование: картинки с изображением врача, полицейского, водителя, пожарного и предметов, необходимых для работы людям этих профессий.

   Содержание игры.

   Воспитатель показывает картинки людей разных профессий, уточняет названия этих профессий, действия, раздает детям предметные картинки, затем показывает изображение человека определенной профессии и предлагает показать предметы, необходимые для его труда.

   Усложнение: воспитатель расставляет картинки в разных местах группы и предлагает к ним подойти с соответствующими предметными картинками. Затем дети закрывают глаза, воспитатель меняет картинки местами, игра повторяется. В ходе игры воспитатель уточняет названия профессий и орудий труда.

Я знаю, что можно, а что нельзя

   Цель: закреплять знания об опасных предметах и ситуациях, правилах безопасного поведения.

   Оборудование: картинки – проблемные ситуации опасного и безопасного поведения на улице, дома, с незнакомыми людьми.

   Содержание упражнения.

   Воспитатель раздает картинки, предлагает рассмотреть и ответить, правильно или неправильно поступают дети.

Мы гуляем

   Цели:

  • Закреплять знания о правильном общении и поведении с животными;
  • Продолжать формировать правила осторожного и бережного обращения с ними.

   Оборудование: иллюстрации проблемных ситуаций.

   Содержание игры.

   Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие различные варианты встреч ребенка с животными: домашние кошка и собака; собака, гуляющая с хозяином; бездомная собака и т. п. Предлагает сказать, как можно и нельзя поступать в каждом случае.

По грибы

   Цели:

  • Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;
  • Продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.

   Оборудование: корзинки – по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.

   Содержание игры.

   Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...