Проект "СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сухорутченко Ольга Федоровна

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы   в формировании                                 духовно-нравственных представлений у дошкольников

  Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

 Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

 Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
           Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.                         
Например: сказки «Репка», «Теремок», учат  детей  быть дружными  трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей.
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».        

Младшая группа                (от 3 до 4 лет)

Средняя группа  (от 4 до 5 лет)

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Подготовительная к школе группа                 (от 6 до 7 лет)

«Колобок», обр.     К. Ушинского;

«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

«Кот, петух и лиса», обр.                         М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди»;

«Снегурочка и лиса»,

«Бычок – чёрный бочок, белые копытца», обр.        М. Булатова;

«Лиса и заяц», обр. В. Даля;

«У страха глаза велики», обр. М. Серовой;

«Теремок», обр.      Е. Чарушина;

«Рукавичка»,          укр., обработка                Е. Благининой;

«Коза-дереза»,    укр., обработка                Е. Благининой;

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«Упрямые козы», узб., обр                 Ш. Сагдуллы;

«У солнышка в гостях» пер. со славац.                     С. Могилевской и  Л. Зориной;

«Лиса-нянька». Пер с финск. Е. Сойни;

«Храбрец-молодец», пер. с болг.              Л. Грибовой;

«Пых», белорус., обр. Н. Мялика;

«Лесной мишка и проказница мышка», лат., обр. ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«Петух и лиса»,   пер. с шотл.                    М. Клягиной-Кондратьевой;

«Свинья и коршун», сказка народа Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

«Про Иванушку-дурачка», обр.        М. Горького;

«Война грибов с ягодами», обр.        В. Даля;

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр.    А. Н. Толстого;

«Жихарка», обр.      И. Карнауховой;

«Лисичка-сестричка и волк», обр.           М. Булатова;

«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;

«Лиса и козёл», обр. О. Капицы;

«Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;

«Три поросёнка», пер. с англ.                   С. Михалкова;

«Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем.     А. Введенского, под. Ред. С. Маршака;

«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц            Т. Габбе;

Братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака

«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр.     И. Карнауховой;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова;

«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова;

«Финист – ясный сокол», обр.            А. Платонова;

«Кукушка», немецк., обр. К. Шаврова;

«чудесные истории про зайца  по  имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка»,     пер. с чеш.               К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок     К. Я. Эрбена.)

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», (Запись А. Гильфердинга, отрывок);

«Василиса Прекрасная», ( из сборника сказок А. Афанасьева);

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

«Снегурочка», (по народным сюжетам);

«Садко», (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Семь Симеонов – семь работников», обр.                          И. Карнауховой;

«Сынко-Филипко», пересказ                   Е. Поленовой;

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», обр.       К. Ушинского;

Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

«Айога», нанайск.,  обр. Д. Нагишкина;

«Каждый своё получил», эстон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и  М. Туберовского;

«Беляночка и розочка», пер. с нем. Л. Кон;

«Самый красивый наряд на свете», пер. с  япон. В. Марковой

                                                                                                                              



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию духовно-нравственных представлений

посредством художественной литературы

(возраст 3-4 года)

При составлении планирования использованы материалы  парциальной программы И.А.Кузьмина, А.В.Камкина «Социокультурные истоки».

Категория

Месяц

Задачи

Содержание

Формы  работы

«Любимое имя»

Сентябрь-октябрь

  • Подготовить детей к первоначальному освоению с социокультурной категорией  «Имя».
  • Создать  условия для развития  чувства самоценности  у каждого ребёнка;
  • Развивать и укреплять активность, инициативность  детей в  познавательной  деятельности.

У каждого человека есть имя. Например Мария. Имя ласковое – Марьюшка,. Взрослого человека  называют  по  имени  и  отчеству– Мария Ивановна.

Произведения  для  чтения  детям.

Потешки:

«Катя, Катя, маленька»,

 «Чики-чики-чикалочки»,

«Наша Маша маленька»,

«Кто у нас хороший»,

«Приезжайте, бабушка»,

«Лизонька»,

«Никита»,

«Дашенька».

М. Сельвинский:

«Как кого зовут»

З. Александрова  «Прятки»,

Беседы, игровые упражнения, игры

Как ласково ты обращаешься к маме, папе, бабушке, дедушке?

Как ласково обращаешься ты к своим друзьям (Коле, Сереже, Свете)?

Как ты называешь свою любимую игрушку?

Как можно ласково назвать мишку, зайку?

«Доброе слово»

Ноябрь

  • Подготовить детей к первоначальному знакомству с социокультурной категорией «слово».
  • Развивать умение выражать благодарность людям, животным.
  • Развивать умение сочувствовать, сопереживать, сострадать человеку.

Мы  знаем  добрые слова: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, поздравляем, милая мамочка, папочка, бабушка и др. Когда же  мы говорим эти  добрые  слова, всем  становится  радостно  и  приятно. Словом мы можем  пожалеть и успокоить, подбодрить: «У тебя все получится».

Произведения для чтения детям.

А. Кондратьев «Приветствие»,

А. Кондратьев «Доброе утро»,

С. Маршак «Прощание»,

А. Барто «Мишка», «Мячик», «Зайка», «Вовочка – добрая душа»,

Б. Ганаго «Яблоко»,

О. Дриз «Добрые  слова»,

В. Юсупов «Простите»,

Е. Благинина «С добрым утром»,

Н. Красильникова «Доброе утро».

Проблемная  ситуация.

«Как  поблагодарить маму за вкусный обед»,

«Как  поздравить бабушку с Днем рождения».

«Ласковая песня»

Декабрь-январь

  • Подготовить детей к первоначальному освоению  социокультурной категорией «Песня».
  • Способствовать  развитию эмоциональной  сферы ребёнка

Все мы любим петь песни. Вы слышали  песенки весёлые, грустные, бодрые. А  ещё песни бывают  ласковые. Представьте себе,  как мама качает малыша и поет  ему ласковую, тихую песню. Это  колыбельная  песня, под которую  малыш засыпает.

Произведения для чтения детям.

Потешки:

«Как я Олюшку люблю»,

«Спать пора»,

Л. Мей «Колыбельная  песня»,

А. Майков «Спи, дитя мое, усни!»,

С. Черный «Колыбельная»,

С. Городецкий «Колыбельная ветровая»,

М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный»,

Разговор в круге.

«Какую  песенку поет вам мама перед сном?»

«А какую песню поете вы, когда укладываете куклу спать?»

«Любимый образ»

Февраль-март

  • Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории «Любимый образ».
  • Воспитывать уважение к родителям.

У каждого из нас есть папа и мама. Это самые близкие и родные нам люди. Они любят нас, заботятся  о нас,  жалеют  нас, когда нам   больно, помогают, когда нам трудно. Мама и папа радуются за нас и желают нам только добра.

 

Произведения для чтения детям.

А. Бродский «Мама»,

Д. Габе «Мама»,

Я. Аким «Мама»,

Г. Лагздынь «Без мамы»,

«Я маму крепко поцелую»,

Г. Лагздынь «После ссоры»,

Е. Благинина «Мамин день»,

«Посидим в тишине»,

М. Пляцковский «Мама»,

Н. Саконская «Разговор о маме»,

В. Шуграева «Маме».

Беседы о маме:

«Как мама заботится о вас?»

«Как вы помогаете маме?»

Проблемная ситуация

«Если мама заболела»,

Знакомство с пословицами.

«Материнская ласка конца не знает»,

«У милого дитяти много имен»,

«Всякой матери свое дитя мило».

«Добрая книга»

Апрель

  • Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории  «Книга».
  • Развивать эмоционально – речевую сферу  ребёнка;
  • Воспитывать  любовь и  интерес  к  книге.

На нашей полки стоят книги. Все они разные, книги большие и книги маленькие. Книги рассказывают нам много интересного, могут нас развеселить. Из книг мы узнаем  об  окружающем  нас мире, природе  и  жизни  разных  людей.

Произведения для чтения детям.

«Взять книгу хорошую надо»,

Считалка «Родились у нас котята».

Беседы:

«Какие книги вам читают мама и папа?»

Рассматривание книг, принесенных из домашней  библиотеки.

«Любимая книга»

Май

  • Дальнейшее освоение социокультурной категории  «Книга».
  • Стимулировать развитие интереса к  книге.

У каждого человека есть  любимая книга.  Маша любит читать сказки, Саше нравиться стихи, Дима  любит  рассматривать  в  книгах картинки.

Произведения для чтения детям.

РНС  «Теремок»,  «Курочка Ряба», «Репка» и т.д.

Беседы  «О  любимых книгах»

«Вы любите книги?»

«Какие книги вам нравятся?»

«Кто ваш любимый сказочный герой?»


Категория

Месяц

Задачи

Содержание

Формы  работы

Взаимодействие с родителями

«Дружная семья»

Сентябрь

  • Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории  «Родной очаг».
  • Воспитывать доброжелательное отношение  к  своему  дому, своим  близким;
  • Пополнять  знания детей о  семье.

У  вас  у  всех  есть мама и папа. Это самые близкие люди.  У  родителей  тоже   есть мама и  папа.  Они вам бабушки и дедушки. А  еще  у  многих  из  вас  есть братья  и  сестры. Мама, папа, дедушка и бабушка, братья  и  сестры – это семья. В  дружной  семье  родные  люди  являются  защитой  и  опорой.

Произведения для чтения детям.

К. Ушинский «Дома»,

Е. Пермяк «Первая рыбка»,

Е. Благинина «Алёнка»,

Л. Павлова «В гости»,

В. Руснак «Мои друзья», «Цветы»,

Е. Трутнева «Наша бабушка»,

   «Моя бабушка»,

Л. Квитко «Бабушкины  руки»,

Беседы  «Дружная  семья»

«Какую  семью  можно  назвать  дружной?»

«Почему вы свою семью  считаете  дружной?»

«Домашнее тепло»

Октябрь

  • Дальнейшее освоение социокультурной категории «Родной очаг».
  • Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.

В семье все  заботятся друг о друге. У каждого члена семьи есть свои обязанности. В  дружной семье  тепло и  уютно. Нам хорошо, когда мы приносим  радость  близким  людям.

Произведения  для  чтения  детям.

Л. Нечаев «Семеро  по лавкам»

Е. Благинина «Научу  обуваться  братца», «Забота»,

Д. Габе «Братик» , «Работа».

Беседы «Как  ты  помогаешь  маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре»

«Зачем  нужно  помогать  своим  близким?»

«Чем  ты  порадовал  своих  близких?»

«А  как  они  тебя  радуют?»

«Дорога добра»

Ноябрь

  • Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории  «Родные просторы».
  • Формировать у детей заботливое отношение к природе.
  • Формировать  представления о том, что лес  не  только дом для животных, но он лечит и кормит,  и согревает.

На свете много разных дорог. Дорога, которая ведёт в детский сад,  в магазин,  в школу. Но есть ещё дорога добра. По этой дороге идут  те люди,  которые совершают добрые дела: помогают  папе и маме,  умеют  дружно  играть, заботятся   о  животных.

Произведения для чтения  детям.

Т. Клещенок «Милосердие»,

Б. Ганаго «Случай  с  дворнягой»,

В. Руснак «Что говорят», «Родник», «Дорога»,

А. Шевченко «Тропинка»,

«Лишь  шагнешь  за  порог»,

Беседа  «Что  могли бы  вам  сказать  птицы, если бы они  умели  говорить»

Беседа  «Добрые  дела»

«Почему  важно  совершать  добрые дела?»

«Какие добрые  дела ты уже совершил?»

«Сказоч-ный лес»

Декабрь-январь

  • Продолжить освоение социокультурной категории «Родные просторы».
  • Формировать у детей доброе  и заботливое отношения к природе.
  • Развивать эмоциональную сферу  ребёнка.

Лес – это наше богатство. Лес даёт человеку много грибов и ягод. Из лесных деревьев заготавливают дрова. Из могучих сосен  и елей делают бревенчатые избы. В лесу живут разные звери. Из леса доносятся голоса птиц. А есть еще   сказочный лес, в котором живут герои сказок.

Произведения для чтения детям.

Я. Аким «Песенка  в лесу»,

И. Бунин «В  лесу»,

И. Токмакова «Усни-трава»,

РНС «Зимовье  зверей»,

Игровое упражнение «Продолжи  сказку»

(педагог начинает  рассказывать  сказку, а  дети  придумывают  развязку  сказочной  истории)

Беседа «В гостях у сказки»

«Какие сказки вы знаете?»

«Чему учат нас сказки?»

«В какую сказку вы хотели бы попасть?»

«Представьте себе, что вы  в  сказочном  лесу. Опишите, какой он?»

«Добрая забота»

Март

  • Подготовить детей первоначальному освоению социокультурной категории «Доброта».
  • Воспитывать заботливое и доброе отношение к животным .

Рядом с нами живут домашние животные.  Например, кошка, собака, лошадь, корова, коза  и др. им, как и нам  необходима  забота.  Мы  их  кормим, ухаживаем  за  ними. Они наши друзья.

Произведения для чтения детям.

Е. Благинина «Котенок»,

М. Яснов «Громкое утро»,

К. Ушинский «Васька»,

Г. Балл «Желтячок»,

«Петушок».

Беседа «Как мы заботимся о растениях и животных»

«Труд

земной»

Апрель

  • Продолжать знакомство  детей с социокультурной категорией «Труд ».
  • Знакомить с сельско-хозяйственным трудом, дать представление о том, что человек в  ответе за животных,  живущих рядом  с ним.
  • Вызвать у детей   желание ухаживать за «братьями меньшими»

У каждого человека есть профессия: строитель, доктор, учитель, продавец, водитель, кондуктор, почтальон. Но есть профессии,  связанные с трудом  на  земле. Пастух  пасёт коров, доярка ухаживает за животными, агроном отвечает за урожай, комбайнер и  тракторист вспахивают поле, сеют рожь и убирают ржаные колосья. Люди этих профессий живут в сельской местности. Они любят  родную  землю.

Произведения для чтения  детям.

Потешка:

«Идет  Кузьма  из  кузницы»

Я. Абидов «Мать-земля»,

Э. Мошковская «Кондитер»,

А. Шевченко «Пастух», «Сени»,

А. Расцветников «Пастух»,

«Дедушка Рох  повесил  горох»,

«Про  фабрику на колесах»,

«Руки-умельцы».

Знакомство  с  пословицами  и  поговорками.

«Как  в  мае  дождь, так  и  будет  рожь»

«На  дороге  грязь, так  и  овес-князь».

Разговор  в  круге

«Для  чего  люди  трудятся?»

«Зачем  нужен  труд  пекаря, кузнеца, доярки?»

«Чем  пахнут  ремесла  пекаря, кузнеца,  плотника?»

«Любимая сказка»

Май

  • Подготовить детей первоначальному освоению социокультурной категории «Труд души».
  • Познакомить со сказкой  как частью народного творчества.
  • Воспитывать  доброе, бережное отношение  к  слову.,

Все мы любим слушать сказки. Сказки бывают разные.  Но все сказки  учат нас  добру, справедливости, мудрости. В них всегда  добро  побеждает  зло. У  каждого из нас  есть  любимая  сказка. Народная  пословица  гласит: «Сказка – правда, в ней намек – добрым  молодцам   урок».

Произведения для  чтения  детям

(по желанию  педагога)

Разговор  в  круге

«Назовите  свои  любимые  сказки»,

«Чему  доброму  учат  нас  герои  сказок?»

Игровое упражнение «Собрать  картинку  и  назвать  сказку»


Перспективное планирование по формированию духовно-нравственных представлений

посредством художественной литературы

(старший возраст)

Категория

Месяц

Задачи

Содержание

Формы  работы

Взаимодействие с родителями

«Верность родной Земле».

Сентябрь-октябрь

  • Подготовить детей к первоначальному знакомству с социокультурной категорией «Верность и преданность».
  • Подвести к пониманию  того, что люди благодарны защитникам земли Русской.
  • Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Место, где  ты  родился, дом, в  котором  живут  твои  родители, родной  город  или  село – всё  это самые дорогие  места  на  Земле – твоя Родина. Каждый  человек  должен  любить  свою Родину  и  быть  верным  ей. Верность  проверяется  делами. Так, солдат, принимая  боевое  оружие, обещает  быть  верным  России, служить  честно  и  защищать  от  врагов.

Произведения  для  чтения  детям.

С. Алексеев «Суворов»

Л.Н. Толстой «Правду  сказал»

П. Воронко «Лучше  нет  родного  края»

В. Руснак «Птица»

Былина «Добрыня  и  змей»

А. Зурабов «Бородинская  битва»

Былины «Илья Муромец  и  Соловей  Разбойник»,  «Как  Илья  из  Мурома  богатырем  стал», «Алеша  Попович и Тугарин  Змеёвич»

Беседа «Русские  богатыри»

Кто  такие  богатыри?

Каких  русских  богатырей  вы  знаете?

Какие  подвиги  они  совершили?

«Сказоч-ное слово»

Ноябрь-декабрь

  • Продолжить   знакомство  детей с социокультурной категорией «Традиции слова».
  • Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый и др.).

Все мы любим  сказки. Вместе с их героями мы путешествуем,  сопереживаем, веселимся, учимся мудрости. Сказочные слова «Жили были», «В некотором царстве, в  некотором  государстве…» настраивают нас на ожидание тайны и  волшебства.  Что  же  ждет  героев  впереди?

Произведения  для  чтения  детям.

Сказки:

«Сестрица  Аленушка  и  братец  Иванушка» (послушание),

«Крошечка Ховрошечка» (трудолюбие)

Беседа «Чему  учит  сказка?»

«Добрые друзья».

Январь-февраль

  • Подготовка детей к первоначальному знакомству с социокультурной категорией «Согласие и дружба».
  • Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам.
  • Побуждать  к  положительным  нравственным  поступкам.
  • Воспитывать добрые отношения друг другу.

«Согласие да лад – для общего дела клад». Благодаря согласию герои сказки «Репка» смогли вытащить репку из земли. Люди издавна усвоили: где в одиночку не под силу, то лучше всего объединятся. Согласие необходимо не только в деле. Важно, чтобы согласие воцарило в самом человеке, его  сердце, душе  и  уме.

Дружба – это прекрасный союз людей. Он  вечен… Настоящая дружба крепка и нерушима. Друг первым приходит на помощь. Добрые друзья вместе играют, но и помогают друг другу, никого не обижают,  заботятся  друг о друге.

Произведения  для  чтения  детям.

Л. Толстой «Веник»

«Кошкин дом»

Беседа

Почему  для  нас  важно  жить  в  согласии?

Произведения  для  чтения  детям.

С. Козлов «Львенок  и  Черепаха  поют  песню»

С. Михалков «Песенка  друзей»

В. Руснак «Как  быть?»

В. Кайданов «С  детства  мы  любим»

А. Митяев  «Дружба»

Знакомство  с пословицами.

«Друг  в  беде – истинный  друг»

«Друзья  познаются  в  беде»

«Нет  друга – ищи, а  нашел – беги»

«Старый  друг – лучше  новых  двух»

Беседа «Друг – это…»

«Добрые дела»

Март

  • Продолжать  знакомить детей  с социокультурной категорией «Любовь».
  • Пополнять знания детей о своих родных,  друзьях.
  • Закреплять в памяти детей наиболее важные положительные моменты в жизни   ребенка.

Доброта  появляется  от  любви. Добрый  человек  любит  весь  окружающий  мир  и  совершает  добрые  дела. Делать  добро это: никого не обижать, помогать  старшим, слушать  родителей, говорить  хорошие  слова, делать  добрые  поступки, заботиться  о  братьях  наших  меньших, хорошо  учиться  и  работать.

Произведения  для  чтения  детям.

Л. Ганаго «Малыш»

Б. Ганаго «Вот  спасибо, мальчик мой»

В. Осеева «Просто  старушка»

Д. Харкин «Как  хомячок  Кроша  Зернышкин  научился  быть  добрым»

Знакомство  с  пословицами.

«Дерево живет  корнями,  а  человек  делами»

«Никогда  не  откладывай  на завтра  то, что  можешь  сделать  сегодня»

«Добрый  человек  в  доброте  проживет  свой  век»

«Мудрое слово»

Апрель-Май

  • Подготовить детей к первоначальному знакомству с социокультурной категорией «Мудрость».
  • Учить детей слушать и слышать других.
  • Воспитывать  выдержку.

Нет жизни без слова. Слова исходят из уст,  но идут от разума и сердца. Слова бывают разные: вежливые, добрые, ласковые, слова  прощения  и  покаяния, мудрые  слова. Мудрые  слова – это  советы, к  которым  нужно  прислушиваться. Мудрые слова  мы  можем  слышать  от  взрослых, встречаем  в  сказках, пословицах, поговорках.

Произведения  для  чтения  детям.

М. Пришвин «Как  друзья  познаются»

В. Осеева «Волшебное  слово»



Предварительный просмотр:

Картотека игр -драматизаций по формированию духовно-нравственных ориентиров у старших дошкольников

Игры–драматизации для детей всех возрастных групп

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

 «Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.-

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

 «Матросская шапка» А. Барто

Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке.

Ход игры

Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают стихотворение:

«Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

(Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях)

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан»

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).

Затем на роль капитана выбираются другие дети.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» 

Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.

На ребёнка, изображающего бабусю, надета юбка, кофта, передник, косынка, в руках прутик.

Воспитатель читает стихи, а дети обыгрывают содержание: бабуся с прутиком в руках подгоняет гусей … Гуси одной лапой моют другую, бабуся чуть отворачивается в сторону – гуси быстренько прячутся за стульчики…

Бабуся всем своим видом выражает горе, качает головой, плачет, утирает слёзы концами косынки …

Выходят гуси, идут друг за другом, подходят к бабусе, кланяются ей. Она радостно встречает их, гладит их, подгоняя прутиком, уводит с площадки.

«Жил сапожник» сл.нар.

Выбираются два ребёнка: один исполняет роль сапожника, другой – кошки. Дети – на стульчиках. Сапожник сидит за столом. На глазах у него очки, на нём передник, в руках молоточек. На столе лежат детские сандалии, сапожки и т.д.. Сапожник работает – чинит обувь.

Ход игры

Дети спрашивают: «Жил сапожник?». Тот отвечает: «Жил!»

— Сапоги чинил?

— Чинил!

— Для кого, сапожник?

— Для соседской кошки!

Из дверей выходит «кошка», подходит к сапожнику и спрашивает: «Готовы мои сапоги?» — «Готовы». Кошка рассматривает их, потом надевает на руки, становится на четвереньки, пробегает мимо детей и убегает. Дети машут ей рукой.

«Идёт кисонька из кухни» сл.нар.

Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Из-за дверей выходит ребёнок, выполняющий роль кисоньки. На нём передничек, на шее – бантик.

Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слёзы.

Дети:

«Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

О чём, кисонька, ты плачешь?»

Киска останавливается и плача отвечает детям:

«Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал «Брысь!»»

Воспитатель и дети её утешают, гладят, угощают молочком …

«Храбрецы» пер.с англ. К.Чуковский

3-4 мальчика исполняют роль портных, а девочка небольшого роста – улитка. Мальчики сидят на стульчиках перед детьми, имитируя работу портных: шьют, вырезают, примеряют, рассматривают сшитую одежду и т.д.

На голове у девочки шапочка с небольшими рожками.

Ход игры

Дети-зрители наблюдают за работой портных.

Ведущий (показывая на мальчиков):

«Наши-то портные

Храбрые какие!»

Портные говорят задорно, хвастливо, весело:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

Ведущий:

«А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

— Испугалися, разбежалися!»

Улитка, быстро передвигая ногами, направляется к портным. Увидев, её, они разбегаются, выражая удивление, испуг.

Ведущий:

«Вот они какие

Храбрые портные!»

Мальчики-портные усаживаются на стулья и от смущения склоняют голову.

«Частушки» 

На 2-х стульчиках (пеньках) – ребята, изображающие лягушек.

Зрители:

«Говорят, что две лягушки

На пеньке пекли ватрушки»

«Лягушки» хлопают лопаткой о ладошки, широко раздвигая пальцы.

-«И к обеду, говорят,

Пригласили всех ребят»

«Лягушки» зовут всех в гости, а потом скачут в разные стороны.

— «Говорят, что в зоопарке

Всем зверям дают подарки»

Выходят ребёнок, изображающий слона, покачиваясь, он проходит около зрителей.

— «И, как будто, старый слон

Получает патефон»

Воспитатель вручает слону коробку с ручкой, и тот уходит.

Двое детей изображают лису и парикмахера.

— «Говорят, пришла лисица

В парикмахерскую бриться,

Вот какие чудеса –

— Ходит бритая лиса»

— Эта песня-небылица,

Чтобы нам повеселиться.

В светлом домике своём

Очень весело живём»

Дети-артисты танцуют, все хлопают.

«Карлсон»

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

«Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!»

(М.Танич)

Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения:

Надуть щёки.

Улыбаться.

(Этюд на выразительность жеста М.Чистяковой)

«Мяч» С.Маршак

Ход игры

Воспитатель весело, с улыбкой, чётко, ритмично читает стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой …»

Народная игра «Репка» 

Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – «репка».

(Садимся на пол, держась за пояс впереди сидящего, раскачиваясь, поем. «Дедка» стоит перед «репкой».)

Водящий ходит вокруг с песней:

Ох, репка моя!

Репка саженая, огороженная!

Да и кто тебя сажал,

Да и кто поливал?

Огораживал?

Все дети («репка»):

А сажал меня Иван,

Поливал Селиван,

Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:

Тянем, потянем,

Вытянули репку.

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего…

Народная игра «Лень»

Сидит, дрожит Лень.

Приодеться Лени лень!

– Лень, вставай, замерзнешь!

– Лень мне!

– Лень, оденься, простудишься!

– Лень!

(Сажаем одного из ребят – «Лень» – на стульчик в центр хоровода, поем. Идем хороводом.)

Сидит, дрожит Лень,

Приодеться Лени лень!

Не одеть ли нам ее?

Не обуть ли нам ее?

Одеть!

Обуть!

Как со молодца – кафтан,

Со старушки – сарафан,

Со молодушки – платок,

С красной девушки – венок!

(Пять–шесть человек одевают на Лень что-либо из своих вещей.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!

Сценарий построен на интеграции разлтичных  образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....

Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)

Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...

«Сказка ложь - да в ней намек…»

Занятие по художественной литературе с элементами методики Монтессори в подготовительной группе (презентация на сайте)...

Сценарий "Сказка - ложь, да в ней намек..."

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста. В сценарии предствлены различные виды театрализованной деятельности: драматизация, театр теней, кукольный театр.Тематика - ОБЖ....

Конспект семейного вечера «Сказка – ложь, да в ней намек»(Памяти А.С.Пушкина)

Цель:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Формировать чувство причастности к культурному наследию России....

Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок!

Использование сказки на занятиях по РЭМП во 2 ладшей группе....