Проект «Песочная фантазия» (младший дошкольный возраст)
проект (младшая группа) по теме
Проект «Песочная фантазия» (младший дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 850.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85»
город Бийск
Проект
«Песочная фантазия»
(младший дошкольный возраст)
воспитатель
Марина Васильевна Мурашова
2017 год
Тип проекта.
Творческий.
Вид проекта.
Групповой.
Участники.
Дети 3 - 4 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Краткосрочный, 2 месяца.
Актуальность.
Игры с песком одна из форм естественной деятельности детей. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и при этом раскрепощают скованных, зажатых детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это на прямую связанно с развитием речи, мышления, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, а также на развитие воображения и творческих способностей детей. Игры с песком доступны для детей не только на уличной площадке, но и дома, либо в детском саду. Для игры с песком в помещении требуется лишь небольшой ящик, который можно купить или соорудить самому из подручных материалов – пустых коробок, старых контейнеров и, конечно сам песок, либо его заменители – для маленьких детей наиболее безопасным заменителем является манная крупа. Небольшие затраты на материалы являются очень еще одним плюсом в пользу занятий с песком. Еще более весомым плюсом является возможность многофункционального применения песка – с ним можно играть, строить замки, рисовать, сочинять и рисовать сюжеты сказок, может применяться как наглядное пособие по математике (рисование и счет предметов, больше – меньше и т.п.).
В связи с большим количеством положительных характеристик методики рисования песком, с простотой и доступностью применяемых материалов для игр с песком весьма актуальным и целесообразным будет введение в практику работы с детьми занятий с использованием игр с песком.
Объект исследования.
Ананас Таиландский.
Предмет исследования.
Процесс выращивания ананаса в закрытом грунте.
Цель.
Активизация творческого потенциала детей по средствам развития воображения, развития образного мышления, развитие мелкой моторики и речи.
Задачи.
1) Раскрыть творческие способности детей.
2) Привлечь пассивных детей к творческой деятельности.
3) Развитие внимания и усидчивости у гиперактивных детей по средствам творческой среды.
4) Создать условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов по средствам создание анимационной сказки – рассказа по средствам песочной анимации.
Гипотеза.
Посредством игры с песком можно активировать творческий потенциал детей, развить воображение, образное мышление, мелкую моторику и речь.
Проблемная ситуация.
Складывается в противоречии между широким спектром арт-терапевтических методик и недостаточном использовании их на практике по работе, связанной с развитием творческого потенциала детей.
Принципы работы.
- Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатели: организуют необходимую среду для занятий по песочной анимации (световой стол, световой планшет, прикладные материалы), координирует деятельность детей, направляет их действия по средствам игры. Воспитателя организуют постановку вступительного и заключительного мероприятия (театральная постановка) , проводят консультирования с родителями по поводу использования методов песочной терапии в домашних условиях.
Дети: принимают участие в познавательной и продуктивной творческой деятельности – рисуют на песке сюжеты из сказок вслед за воспитателем, создают свои сюжеты, раскрашивают подготовленные трафареты с помощью цветного песка.
Родители: совместно с детьми и воспитателем создают альбом с рисунками на песке, сделанными в домашних условиях, принимают участие в конкурсе творческих работ «Песочные картины»
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Настольный песочный планшет, песок для рисования на световом столе, салфетки, картотека песочных рисунков по возрастам детей.
Предполагаемый результат.
Увеличение творческой активности детей, развитие внимания и усидчивости, мелкой моторики и речи.
Повышение уровня заинтересованности родителей в создании совместных творческих продуктов.
Связь с другими видами деятельности.
Организация образовательной деятельности (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие).
Беседы, наблюдения (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).
Этапы реализации проекта.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
1. Подготовительный этап | Ознакомление с песочной терапией. Сбор информации из различных источников о песочной терапии. Определение цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом.
Составление плана основного этапа проектирования. Предварительная работа с родителями на тему «Волшебный мир песка», в виде родительского собрания. Подготовка необходимых материалов. Консультации о песочной терапии, о играх с песком и на песке. Изучение литературы по песочной терапии и анимации Разработка картотеки песочных рисунков по возрастам. Помощь в формировании гипотезы. Ознакомление детей с песочным планшетом. Закрепление, уточнение, систематизация знаний о природном материале - песке. Развитие интереса к играм с песком. Создание у детей радостного настроения. Закрепление с детьми правил поведения в песочнице. | Активное участие в беседах. Выдвижение гипотезы. Ознакомление с настольным планшетом с песком. Закрепление знаний о природном материале - песке. Заинтересованность детей в играх с песком. Закрепление правил поведения в песочнице. |
Предварительная работа с родителями на тему «Волшебный мир песка», в виде родительского собрания. Консультации о песочной терапии, играх с песком и на песке. |
2. Практический этап | Организация занятий и игр с песком, как в подгруппах, так и в парах и индивидуально: Упражнение «Необыкновенные следы», «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Узоры на песке», «Узоры на песке двумя руками», игра-упражнение «Песочный круг», «Насыпание – пересыпание», «Точка, точка, запятая», «Такие разные настроения», «Кто я?», «Волшебное превращение», «Песочные прятки», «Секретики», Игра — Школа на песке, «Занимательная геометрия», «Вслепую», «Мы создаем мир», «Секретные задания кротов», Игра — Школа на песке «Подсказка». Беседы с детьми о песке и его свойствах. Просмотр песочного анимационного фильма. Проведение двух недельной игры с песком «Нарисуй по карточкам», которая включает в себя три игры по уровням сложности. Проведение недели песочного творчества. Проведение конкурса песочных рисунков. Мастер-класс для родителей на тему «Рисование на песке», «Песочная терапия» Создание анимационной сказки детьми совместно с родителями педагогом. | Активное участие на занятиях, играх, конкурсах как индивидуально, в парах с детьми, в группах, с педагогом, так и совместно с родителями. Создание анимационной сказки детьми совместно с родителями педагогом. | Совместная игровая деятельность родителей и детей в педагогической песочнице и на песочном столе. Проведение мастер-класса по рисованию песком на стекле. Помощь в создании анимационной сказки с детьми и педагогом. |
3. Заключительный этап | Оформление фотовыставки «Мои песочные фантазии» Подведение итогов конкурса рисунков на песке. Вручение дипломов. Награждение детей дипломами. Показ итогов проекта на родительском собрании в виде презентации, включающих в себя фото и видео занятий, игр, конкурсов и индивидуальной деятельности детей на песочном планшете. | Просмотр совместно с детьми выставки «Мои песочные фантазии». Просмотр итогов проекта на родительском собрании в виде презентации, включающих в себя фото и видео занятий, игр, конкурсов и индивидуальной деятельности детей на песочном планшете. |
Вывод:
В ходе нашей исследовательской работы мы достигли всех поставленных задач и цели:
- Активировали творческий потенциал детей по средствам развития воображения, поспособствовали развитию образного мышления, развитию мелкой моторики и речи.
- Раскрыли творческие способности детей.
- Привлекли пассивных детей к творческой деятельности.
- Развили внимание и усидчивость у гиперактивных детей по средствам творческой среды.
- Создали условия для совместного сотрудничества родителей, детей и педагогов в ходе создания анимационной сказки – рассказа по средствам песочной анимации.
Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза, полностью доказана.
Список используемой литературы:
- Большебратская Э.Э. -Книга "Песочная терапия" - Петропавловск, 2010 г.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.
- Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребѐнка от рождения до семи лет). - М.,1960. - 328с.
- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб., 2007
(Приложение 1)
Фотоотчет о проделанной работе.
(Приложение 2)
Игры и упражнения
с песком.
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Детям предлагается с помощью педагога насыпать сухой песок в бутылку.
В одну с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку, где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
5. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
6. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.
8. Игра-упражнение «Песочный круг»
Цель: знакомить с техническим приемом и способом изображения с использованием песка.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
10. Упражнение «Такие разные настроения»
Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.
Рисуем на песке лица с различными настроениями.
11. Игра-упражнение «Кто я?»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например, грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того, чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие воображения.
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
13. Игра-упражнение «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемом и способом изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений.
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.
14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
16. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
17. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
18. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.
19. Игра — Школа на песке «Подсказка»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-1002592-1635058441.jpg)
Детско-взрослый проект «Песочная страна». Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста
Метод sandplay (дословно – песочная игра) очень малоизвестен в России и странах Восточной Европы. Автором метода является юнгианский аналитик Дора Калф. Взаимодействие с песком стабилизирует эмо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-896352-1541562818.jpg)
Проект «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Песок - состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаим...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/06/picture-833617-1551854439.jpg)
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/02/picture-651252-1588403908.jpg)
Педагогический проект "Песочная терапия в развитии психических процессов детей дошкольного возраста"
В этой статье описывается работа над проектом....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183114-1572685569.jpg)
Проект «Песочная арт-терапия как средство психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/05/picture-679974-1588651077.jpg)
Презентация проекта "Песочные истории" для детей младшего возраста
Игры с песком помогают развивать творческий потенциал, активизируют пространственное воображение, образно – логическое мышление, тренируют мелкую моторику рук, помогают справляться с эмоциональн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/16/picture-1390833-1647440410.jpg)
Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста»
Наличие детей с повышенной тревожностью и регулярные запросы, поступающие от педагогов и родителей, сталкивающиеся с детьми у которых наблюдается наличие выраженных страхов, указывает на необход...