Пескотерапия- как метод обучения и развития дошкольников.
статья на тему

Лобова Александра Серегеевна

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам.

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагоги ки, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya_v_matematike.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия- как метод обучения и развития дошкольников.

В настоящее время, большую популярность приобретают инновационные методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является пескотерапия.

Казалось бы, направленность работы с песком узка и не дает возможности в многообразном ее применении. Но, это мнение ошибочно. Так многие современные авторы, такие как  Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Д.Блоусова, отмечают,  что  «игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях».

 Это, является основой для развития пескотерапии, не только как психологического метода, необходимого для стабилизации и развития эмоционально-волевой сферы ребенка, но и для приобщения его к окружающему передаче знаний в игровой и такой доступной для него форме.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В дальнейшем, его последователи разрабатывали методики работы с песком в различных аспектах, увы не затрагивая возможности обучения ребенка через песок.

Но время не стоит на месте и современные педагоги и психологи активно раскрывают нам возможности пескотерапии, не только для родителей в ходе домашнего досуга с ребенком, но и в условиях ДОУ.

В начале, педагогами были разработаны  основные принципы работы с детьми при помощи пескотерапии:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Наибольший интерес предоставляет работа Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, которые создали обучающие уроки на песке, сделав их наиболее доступными и понятными для педагогов и детей.

Все работа по обучению детей заключена в разделах, которые наглядно и четко дают представления о деятельности педагога и решаемых, благодаря этим играм, задачах.

1.МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГР И СКАЗОК НА ПЕСКЕ (включает в себя знакомство ребенка с песком, правил игры с ним)

2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ” (Например: «Отпечатки на песке», «Что же спрятано в песке?»)

3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА” (В этом разделе представлены игры-сказки, позволяющие детям знакомится со звуками, буквами и их написанием)

4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Последний раздел –познавательные игры- является для воспитателей наиболее актуальным, ведь авторами предложены:

-Игры на знакомство с окружающим

-Географические игры

-Фантастические игры

-Исторические игры

-Игры –экскурсии по городу

-Математические игры.

Так, например, математические игры для дошкольников на песке позволяют ориентироваться им в пространстве, осваивать счет, даже решать задачи, обыгрывая их сюжет фигурками на песке.

Все эти возможности, которые открывает перед педагогами песок, позволяет дать ребенку не только доступные, но и интересные знания, которые он берет сам, а значит, усваивает наиболее интенсивно и будет в дальнейшем использовать и применять в нестандартных ситуациях.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с. 
  2. http://www.youtube.com/watch?v=iKm0_F0zcfc Песочная терапия с психологом
  3. http://www.youtube.com/watch?v=9NPMEX_uwsI Песочная терапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность, то есть испытывает положительное отношение к учёбе, са...

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»...

.Выступление Тема:«Наблюдение – как метод в обучении и развитие дошкольников ».

Наблюдение-позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества  конкретного ...

Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»

 Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...

«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»...

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»

Преимущество игры перед любой другой детской деятельность заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, и именно это доставляет ему удовольствие. Поэтому игра &nd...