Пескотерапия- как метод обучения и развития дошкольников.
статья на тему
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровня образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам.
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагоги ки, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskoterapiya_v_matematike.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пескотерапия- как метод обучения и развития дошкольников.
В настоящее время, большую популярность приобретают инновационные методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является пескотерапия.
Казалось бы, направленность работы с песком узка и не дает возможности в многообразном ее применении. Но, это мнение ошибочно. Так многие современные авторы, такие как Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Д.Блоусова, отмечают, что «игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях».
Это, является основой для развития пескотерапии, не только как психологического метода, необходимого для стабилизации и развития эмоционально-волевой сферы ребенка, но и для приобщения его к окружающему передаче знаний в игровой и такой доступной для него форме.
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В дальнейшем, его последователи разрабатывали методики работы с песком в различных аспектах, увы не затрагивая возможности обучения ребенка через песок.
Но время не стоит на месте и современные педагоги и психологи активно раскрывают нам возможности пескотерапии, не только для родителей в ходе домашнего досуга с ребенком, но и в условиях ДОУ.
В начале, педагогами были разработаны основные принципы работы с детьми при помощи пескотерапии:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Наибольший интерес предоставляет работа Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, которые создали обучающие уроки на песке, сделав их наиболее доступными и понятными для педагогов и детей.
Все работа по обучению детей заключена в разделах, которые наглядно и четко дают представления о деятельности педагога и решаемых, благодаря этим играм, задачах.
1.МОДЕЛИРОВАНИЕ ИГР И СКАЗОК НА ПЕСКЕ (включает в себя знакомство ребенка с песком, правил игры с ним)
2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ” (Например: «Отпечатки на песке», «Что же спрятано в песке?»)
3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА” (В этом разделе представлены игры-сказки, позволяющие детям знакомится со звуками, буквами и их написанием)
4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Последний раздел –познавательные игры- является для воспитателей наиболее актуальным, ведь авторами предложены:
-Игры на знакомство с окружающим
-Географические игры
-Фантастические игры
-Исторические игры
-Игры –экскурсии по городу
-Математические игры.
Так, например, математические игры для дошкольников на песке позволяют ориентироваться им в пространстве, осваивать счет, даже решать задачи, обыгрывая их сюжет фигурками на песке.
Все эти возможности, которые открывает перед педагогами песок, позволяет дать ребенку не только доступные, но и интересные знания, которые он берет сам, а значит, усваивает наиболее интенсивно и будет в дальнейшем использовать и применять в нестандартных ситуациях.
Список литературы:
- Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.
- http://www.youtube.com/watch?v=iKm0_F0zcfc Песочная терапия с психологом
- http://www.youtube.com/watch?v=9NPMEX_uwsI Песочная терапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы: "Биоадекватный метод обучения - средство развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ".
Презентация...
Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность, то есть испытывает положительное отношение к учёбе, са...
Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»
Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»...
.Выступление Тема:«Наблюдение – как метод в обучении и развитие дошкольников ».
Наблюдение-позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ...
Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...
«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»...
Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника»
Преимущество игры перед любой другой детской деятельность заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, и именно это доставляет ему удовольствие. Поэтому игра &nd...