Коррекционный уголок как часть предметно-развивающей среды группы для детей с ТНР
статья на тему
В статье раскрыты особенности организации коррекционного уголка как части предметно-развивающей среды в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_ugolok.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционный уголок группы
как часть предметно-развивающей среды группы для детей с ТНР»
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в группах для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т.к. это затрудняет выбор.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.
Весь материал должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам предполагает системность в работе. Она регулируется воспитателями в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.
Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:
- артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А.Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
- мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;
- дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;
- психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др., наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с педагогом-психологом;
- фонематический слух: игры на дифференциацию звуков;
- звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.;
- лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы, игры «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», лото и др.;
- грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;
- связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;
- обучение грамоте: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», буквы, азбуки, кроссворды, ребусы и др.
Занятие в коррекционном уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами. С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса. Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.
Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития ...
Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды.
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у...
Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.
Стендовый доклад "Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды"...
Речевой уголок группы как часть предметно-развивающей среды
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения так...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...
Консультация для воспитателей: "Коррекционный уголок группы как часть предметно - развивающей среды"
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени....