Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Презентация «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:
«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_maricheva.pptx | 1.74 МБ |
opyt_maricheva_2.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи — и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать- и я пойму» . ( Древнекитайская мудрость )
Актуальность Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, познание мира «на вкус», «цвет», «запах» и т.д. В это время закладываются эталоны восприятия мира, и от того, насколько верно мы заложим в ребенка эти эталоны , будет зависеть вся его последующая жизнь, его мировосприятие, его поступки.
Цель и задачи сенсорного воспитания ФГОС ДО Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей. Задачи сенсорного воспитания: 1) Формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий; 2) Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; 3) Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Содержание сенсорного воспитания - это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.
Цель моей работы - создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей в повседневной жизни. Для достижения цели определила задачи: . 1.Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов. 2.Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами. 3. Формирование у детей умения называть свойства
Формы работы для решения задач: Создание условий в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности.
Формы работы для решения задач: Разработка и использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
Формы работы для решения задач: Привлечение родителей для совместного сотрудничества по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий, консультаций, выступлений на родительских собраниях.
Формы организации детей: «Педагог и ребенок» - как первоначальный этап ознакомления ребенка с новой дидактической игрой, пособием или игрушкой. – при совместной деятельности педагога и ребенка. «Я и мама» - при совместной деятельности в домашних условиях с родителями, бабушками и дедушками, старшими детьми. « Я-сам » - как завершающий этап в освоении новой игры, пособия, игрушки – при самостоятельной деятельности ребенка или группы детей.
Сенсорное развитие в различных видах детской деятельности Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Конструирование из разного материала, включая конструкторы Музыкальная Изобразительная Двигательная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Восприятие художественной литературы и фольклора Необходимо отметить, что эти виды деятельности детей тесно взаимосвязаны друг с другом и дополняют друг друга. Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре .
Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения .
Методы работы с детьми Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы: 1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное. 2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода. 3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое. 4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые. 5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Дидактическая игра-одно из основных средств сенсорного развития Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, камешки, песок, глина, крупы....): «Сравни листочки», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, бросаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...)
Дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме и величине ( «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу» «Подбери по цвету», «Найди пару», «Одень красиво кукол», «Разложи по коробкам». Игры с бросовым материалом («Волшебные крышечки»), логическими блоками Дьенеша , палочками Кюизенера , развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись рыбка» и т.д. )
Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании, координации движений ( «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Угадай на вкус: овощи или фрукты?», «Рыболов»)
Сенсорное развитие через загадывание детям загадок, а в качестве подсказок использую звуковые фонограммы явлений природы (вьюга, журчание реки, дождь и т.д ), звуки животных, пение птиц. В своей работе использую народные музыкальные инструменты. Дидактическая игра: «Мой любимый инструмент», «Тихо- громко» и др.
Работа с родителями Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. Поэтому для лучшей усвояемости изучаемого материала необходимо, чтобы и родители тоже были вовлечены в процесс познания ребенком мира. Для этого мною были подготовлены консультации для родителей : «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста», «Что должен знать и уметь ваш ребенок к 3 годам», «Конструирование для малыша», «Игры для детей третьего года жизни», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Диагностика Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр помогла детям в освоении навыков и умений. После проведения диагностики развития детей было выявлено: положительная динамика уровня развития мелкой моторики; у детей сформировались устойчивые представления об основных сенсорных эталонах; сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по основным признакам, улучшились показатели внимания, памяти, речи.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к презентации «Мой инновационный педагогический опыт» по теме:
«Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи Маричева О.В.
1 слайд. Название работы.
2слайд.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
3слайд.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, познание мира «на вкус», «цвет», «запах» и т.д. В это время закладываются эталоны восприятия мира, и от того, насколько верно мы заложим в ребенка эти эталоны , будет зависеть вся его последующая жизнь, его мировосприятие, его поступки.
4слайд.
Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи сенсорного воспитания:
1) Формирование у детей систем перцептивных действий;
2) Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
5слайд.
Содержание сенсорного воспитания - это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.
6 слайд.
Целью моей работы стало: создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей в повседневной жизни.
Для достижения цели определила задачи:
1.Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.
2.Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.
3. Формирование у детей умения называть свойства предметов.
7-8 слайды.
Данные задачи реализовывала через следующие формы работы:
- Создала условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности.
9 слайд.
- Разработала и использовала в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
10 слайд.
- Привлекла родителей для совместного сотрудничества по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
11слайд.
- «Педагог и ребенок» - как первоначальный этап ознакомления ребенка с новой дидактической игрой, пособием или игрушкой – при совместной деятельности педагога и ребенка.
- «Я и мама» - при совместной деятельности в домашних условиях с родителями, бабушками и дедушками, старшими детьми.
- «Я-сам» - как завершающий этап в освоении новой игры, пособия, игрушки – при самостоятельной деятельности ребенка или группы детей.
12слайд.
Для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста характерно практическое знакомство со свойствами предметов- величиной, формой, тяжестью, цветом . В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Дети воспринимают мир «на вкус» , «цвет»и «на слух». Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре.
13слайд.
Организуя игры с детьми, я учитывала следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
14слайд.
Для решения задач сенсорного воспитания использовала разнообразные методы:
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
15слайд.
Дидактическая игра- наиболее эффективное средство для сенсорного развития детей дошкольного возраста.
В своей работе с детьми я использовала дидактические игры:
Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, камешки, песок, глина, крупы....): «Сравни листочки», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, бросаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...)
16 слайд.
Дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме и величине («Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу» «Подбери по цвету», «Найди пару», «Одень красиво кукол», «Разложи по коробкам». Игры с бросовым материалом («Волшебные крышечки»), логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись рыбка» и т.д. )
17слайд.
Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании, координации движений («Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Угадай на вкус: овощи или фрукты?», «Рыболов»)
18 слайд.
Загадывая детям загадки, а в качестве подсказок использую звуковые фонограммы явлений природы (вьюга, журчание реки, дождь и т.д), звуки животных, пение птиц.
Так же в своей работе использую народные музыкальные инструменты.
Дидактические игры:
«Мой любимый инструмент». Ставила ширму, за которой кто то из детей звенел в колокольчик, стучал в барабан, бубен, играл на дудочке , трещетке и т.д. Дети по звуку узнавали знакомые музыкальные инструменты и называли их.
«Тихо-громко». Развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).
19 слайд.
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. Поэтому для лучшей усвояемости изучаемого материала необходимо, чтобы и родители тоже были вовлечены в процесс познания ребенком мира. Для этого мною были подготовлены консультации для родителей :
- «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»,
- «Что должен знать и уметь ваш ребенок к 3 годам»,
- «Конструирование для малыша»,
- «Игры для детей третьего года жизни»,
- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
20слайд.
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр помогла детям в освоении навыков и умений. После проведения диагностики развития детей было выявлено:
- положительная динамика уровня развития мелкой моторики;
- у детей сформировались устойчивые представления об основных сенсорных эталонах;
- сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по основным признакам, улучшились показатели внимания, памяти, речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт на тему "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования"
Инновационный опыт...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста».
Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»....
Опыт работы по теме: "Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В опыте работы содержится периоды работы по теме самообразования....
Педагогический опыт на тему:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования Лего-конструирования»
Становление опыта осуществлялось в условиях МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 города Шебекино Белгородской области», расположенного по адресу г. Шебекино ул. Генерала Шумилова....
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...
Статья" Педагогические средства и методика развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"
Продуктивная деятельность является одним из основных средств развития сенсорных способностей у дошкольников. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой....
Опыт работы Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности »
Главной целью моего опыта является :- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего...