НОД "Открываем бабушкин сундук"
материал (старшая группа) на тему
НОД для детей старшей группы по истории своей страны, истокам народных традиций и национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Открываем бабушкин сундук»
(старшая группа).
Цель: приобщение дошкольников в истории своей страны, истокам народных традиций и национальной культуры.
Задачи:
- Вызывать у дошкольников устойчивый интерес и заботливое отношение к истории своей страны, обычаям и традициям нашего края;
- Дать представление о том, как жили люди на Руси. Познакомить с культурой, обычаями, образом жизни славян.
- Развивать умение рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей.
- Развивать диалогическую речь, память, мышление.
- Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях, песнях, играх.
- Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, патриотических чувств к Родине.
Предварительная работа:
- Экскурсия в Кингисеппский краеведческий музей.
- Подготовка выставки народного искусства: самовар, утюг-рубель, чугуны, ухват, лапти, расшитые полотенца, кокошник, кружева и т.д.
- Беседы, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
- Создание архангелогородских птиц.
- Рассматривание и чтение книг «Как жили наши предки?».
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: интерьер русской избы: русская печь, сундук, предметы быта, игрушки. Воспитатель и дети в русских народных костюмах.
Организация детей: дети сидят на русских лавках.
Ход деятельности:
Воспитатель приносит в группу письмо: Принесла я вам письмо
Вот от бабушки оно.
Читает письмо – приглашение: «Ко мне в гости собирайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь.
Жду вас с нетерпением
Уж готово развлечение». Бабушка Настя
Воспитатель:
- Поехали скорее ребята, к бабушке. Раньше в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки.
- Кто хочет нас прокатить? Покружились, покружились и в лошадок превратились.
- А вот и колокольчик! Чтобы мы побыстрее добрались, нужно сказать волшебные слова: «Еду, еду на лошадке
На лошадке в красной шапке».
Дети произнося волшебные слова и отправляются в гости. (в музыкальный зал, где построен интерьер русской избы: печка, стол, лавки, сундук и т.д.).
- А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой.
Видно варится обед.
Есть здесь кто-то или нет? (попадают в русскую избу)
- Сегодня нас ждёт путешествие в далёкое прошлое. Ребята, посмотрите что это? (ответы детей)
- Да, это сундук. А для чего он нужен или для чего служил? (ответы детей)
- Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов, и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него?
- Ребята, сундучок не простой, а волшебный. Поэтому нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!». А сказать их нужно ласково, как в старину. Люди бережно относились к вещам, и поэтому обращались к ним с любовью и уважением. (дети произносят волшебные слова).
- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть что же в нём сохранено?
- Что же это? (достаёт сарафан)
- Кто носил такие сарафаны? (ответы детей)
- Вы такие нарядные, а можно и мне его примерить?
- А это, что за вещь необыкновенной красоты? (достаёт платок)
- Как его носили? (на голове, на плечах).
- А как вы думаете, что ещё хранили в сундуках? (одежду, обувь, предметы быта, скатерти, полотенца и т.д.).
- Ребята, а раз мы такие нарядные, может вспомним старинный хоровод, да повеселим народ. «По малину в сад пойдём».
- Ой, ребята, а что это большую часть нашей избы занимает? (печка).
- А почему? Какую роль печь играла в избе? (ответы детей).
- Ребята, а бабушка Настя приготовила нам загадки:
«У печи стоит предмет,
Он тяжёлый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен,
В нём сготовить можно ужин» (чугунок).
- А почему его так называют? Правильно, он сделан из чугуна.
- Ой, а как с ним обращаться? И ручек у него нет. Отгадайте-ка ещё одну загадку: «Стоит в избе палка, а на ней металлическая рогатка» (ответы детей).
- Правильно, это ухват.
- А вот ещё загадка: «Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо».
- Правильно, это самовар.
- Ребята, а вы мне подскажите, что нужно, чтобы вскипятить чай в самоваре и затопить печку (ответы детей).
- Правильно, дрова, а в старину говорили поленья.
Предлагается игра «Полешки-чурочки».
Берём чурочку в руки и начинаем:
Берёзовую чурочку я в руках катаю.
С чурочкой берёзовой немного поиграю.
Покатаю медленно, а потом быстрее.
Берёзовая чурочка руки мне согреет.
Снова качу медленно, а потом быстрее.
У меня ладошки ладошки становятся сильнее.
- А вот и следующая загадка: «Две сестры идут по воду, а с ними и брат согнувшись» (вёдра и коромысло).
- Следующая загадка: «Обувь не мудрёная, но зато народная и душе угодная» (лапти).
- «Не шит, не кроен, а весь в рубцах. По скалке катается, одежда выпрямляется» (рубель).
- «Пляшу по горнице
С работаю моею,
Чем больше верчусь
Тем больше толстею» (веретено).
- Ребята, русский народ очень трудолюбивый. А чем занимались женщины в русских сёлах? (ответы детей) А что делали мужчины? (ответы детей).
Рассматривание старинных русских предметов.
- Ребята, а что означает пословица : «Делу время – потехе час»? (ответы детей). Давайте и мы отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
- Ребята, понравилась вам наша поезда к бабушке Насте? Много вы зунали? А что вы узнали? (ответы детей).
Стук в дверь.
- Кто там? Да это же наша бабушка Настёна. Входит бабушка Настёна (хвалит детей и угощает пирогом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте отображ...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....