Сказка в жизни детей
рабочая программа на тему
Сказка - наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_skazkam.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудно переоценить значение сказки. Сказка - наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразует и его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - основным видом деятельности дошкольников.
Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, а значит, учится доброте. А доброта - основа нравственно целостной личности. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большее, что она «позволяет себе», - это намек на то, как нужно поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
• потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы;
• потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
• потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, ко- го-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и так далее. Иногда в начале сказки поведение героя не является активным, побуждение к активности приходит извне, от других героев.
Но для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Автор-составитель предлагает через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять различные игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность.
.В целях создания педагогических условий, позволяющих гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности, разработана система комплексных занятий на основе сказок, рекомендованных примерной основной общеобразовательной программой «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой и др. (СПб.: Детство-Пресс, 2011).
Содержание комплексных занятий по сказкам соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: содержание образования должно быть небольшим по объему, но емким. Такие занятия позволяют ребенку реализовывать свои творческие возможности (он сочиняет,
фантазирует, думает, познает специфику и законы окружающего мира), в интересной, игровой форме развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свои мысли), формировать познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни). На интегрированных занятиях дети используют знания из различных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира.
Разработано тематическое планирование занятий для среднего и старшего дошкольного возраста. Сказки представлены последовательно, для использования их в течение всего учебного года - с сентября по май. В тематические рамки сказок включено авторское комплексное занятие с использованием различных видов детской деятельности. Предлагаемые занятия вариативны по содержанию и могут быть изменены по усмотрению педагога.
Для каждой сказки предлагается оригинальная универсальная схема, разработанная по методике J1. Б. Фесюковой, которая позволяет варьировать содержание интегрированного занятия в соответствии с задачами, стоящими перед педагогом на данном этапе. В схемах предлагаются варианты упражнений, заданий, дидактических игр, направленных на речевое и социальное развитие, формирование математических и экологических представлений. Учитываются требования программы, а также тот факт, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть доступными ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанными с повседневной жизнью. Приемы, используемые в ходе занятий, вовлекают детей в решение проблемно-поисковых задач, активизируют их познавательные интересы, стимулируют умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации), способствуют развитию восприятия, внимания, памяти. В большинстве занятий используется прием соотношения сказки с другими фольклорными жанрами - поговорками, пословицами. В интегратив- ной структуре обязательно присутствуют варианты продуктивной деятельности, что позволяет не только закрепить полученные знания, но и создать условия для творческого развития воспитанников. Объединить все сказки в единое целое помогает сказочный персонаж - домовенок Ку- зя, его присутствие на занятиях обеспечивает мотив деятельности.
Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц, которые разработаны к каждой из представленных в тематическом планировании сказок. Мнемотаблица - схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи развития основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления) и перекодирования информации (преобразования из абстрактных символов в образы). Для 4-5-летних детей используются цветные мнемотаблицы, содержащие не более 9 ячеек. При работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы черно-белые варианты, с большим количеством знаков-символов. После прочтения сказки дети рассматривают таблицу и разбирают то, что на ней изображено, осуществляя перекодирование информации. После перекодирования дети пересказывают сказку с опорой на символы. По желанию детей - индивидуально или подгруппами - выполняется зарисовка мнемотаблицы.
Сравнительный анализ обычных и комплексных «сказочных» занятий показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, появляется особая широта интересов - что в последующем может стать основой многообразного опыта.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Образовательные области | Цели | Методы и приемы | Прогнозируемые результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Область «Коммуникация» | Формировать языковую культуру; обогащать лексический словарь; развивать связную речь, эмоциональную сферу детей; развивать речь детей и связант ные с ней психические процессы | Моделирование проблемной ситуации; метод вопросов; игровые, творческие задания (сказка в заданном ключе: новое свойство, сказка наизнанку, перевирание сказки, введение частицы «не», игры «Определи лишнее слово», «Придумай новое название старой сказке»); работа с мнемотаблицами | Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах с ними по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей | ||||
Область «Социализация» | Формировать активность, самостоятельность, социальную компетентность личности ребенка; формировать и развивать способности к эмоциональной регуляции и умение действовать в различных коммуникативных ситуациях | Беседы; моделирование проблемных ситуаций (сравнение, сопоставление героев и их поступков); метод вопросов; игры драматизации; метод аналогий; игра «Если бы...» | Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.). Стремится к мирному разрешению конфликтов, к сдерживанию негативных последствий поведения. Ребенок может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях | ||||
Область «Художественное творчество» | Формировать созидательное, творческое отношение к окружающему миру; развивать творческие возможности | Игровые и творческие задания (аппликация, рисование, лепка); театра-; лизация | Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Область «Познание» | Формировать элементарные математические представления, любознательность | Дидактические игры, беседа, работа с мнемотаблицами | Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым | ||||
Область «Физическая культура» | Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности | Физкультминутки, двигательные упражнения | Ребенок проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения, стремится к проявлению индивидуальности |
МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:
• на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
• на перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
Этапы работы:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено,
2. Осуществляем перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования осуществляем пересказ сказки с опорой на символы (на ранних этапах пересказ вместе с воспитателем).
4. Индивидуально или с подгруппой делаем зарисовку мнемотаблицы (это материал для работы детей с родителями: ребенок может воспроизвести сказку дома, отвечая на вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «Про кого сказка?» и т. д.).
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СКАЗКАМ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№ | Месяц | Тема образовательной ситуации | Название сказки | Задачи | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Сентябрь | Встреча с до- мовенком Кузей | «Красная Шапочка» (Шарль Перро, перевод А. Введенского) | Развивать связную речь, память, мышление; учить выделять одновременно два свойства предметов (размер и цвет), обучать умению располагать изображение на листе бумаги; воспитывать заботливость | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
2 | Октябрь | Новая встреча с домо- венком | «Три поросенка» (английская сказка, перевод С. Я. Маршака) | Обучать рассказыванию с опорой на наглядность, знакомить с характерными особенностями осени как одного из времен года; развивать память, воображение, мышление; воспитывать инициативность в общении | ||
3 | Ноябрь | Новая история из Кузи- ного сундучка | «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка в обработке М. Булатова) | Развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счете предметов; учить выполнять изображение в технике барельефа (из пластилина); воспитывать доброжелательность, инициативность в общении | ||
4 | Декабрь | О зверях домашних и сказочных | «Зимовье» (русская народная сказка в обработке И. Соколова- Микитова) | Закрепить характерные особенности времени года «зима», определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; упражнять в образовании существительных по аналогии; учить выделять три свойства геометрических фигур (форма, цвет, размер); развивать мышление; воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в небольшие группы для игры | ||
5 | Январь | О том, как Лиса Волка обманула | «Лиса и Волк» (русская народная сказка в обработке М. Булатова) | Развивать навыки полилогической речи: умение участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы; формировать умение видеть негативные действия героя, рассуждать о них вместе со взрослым и сверстниками; обучать новым способам работы с бумагой, развивать воображение, память; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным формам поведения | ||
6 | Февраль | О преданном друге человека | «Как Собака друга искала» (мордовская народная сказка в обработке С. Фетисова) | Развивать связную речь, память, внимание; упражнять в образовании существительных по аналогии, повторить и расширить понятие «домашние животные»; воспитывать доброжелательность; формировать умение видеть связь между действиями и эмоциональным состоянием людей | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
7 | Март | О том, как Лиса Зайца обманула | «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) | Упражнять в словообразовании существительных; учить решать задачи на геометрические построения при помощи палочек; уточнить представления о признаках весны; учить создавать аппли- кативный образ путем обрывания бумаги; развивать память, внимание; воспитывать потребность в общении, укреплять доверие к взрослым и сверстникам | ||
8 | Апрель | Об оловянном солдатике и не только... | «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х. Андерсен, перевод А. Танзен) | Развивать связную речь, наблюдательность, мышление, память; упражнять в образовании прилагательных по аналогии; обогащать лексику; учить вести самостоятельный поиск решения, руководствуясь алгоритмом; учить пользоваться ножницами, резать по прямой линии; формировать представления о «стойкости» как черте характера; воспитывать инициативность в общении, самостоятельность | ||
9 | Май | О дружбе | «Бременские музыканты» (Бр. Гримм) | Развивать навыки полилогической речи, выразительность движений; развивать память, внимание, наблюдательность; закрепить представления о правилах поведения среди сверстников; упражнять в сравнивании по одному признаку (размер); воспитывать доброжелательность и заботливость |
СТАРШАЯ ГРУППА*
№ | Месяц | Тема образовательной ситуации | Название сказки | Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Сентябрь | Друзья познаются в беде | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Повторить и закрепить знание букв А, И, К; воспитывать любовь к сказкам; формировать желание соблюдать правила поведения |
2 | Октябрь | С огнем шутки плохи | «Снегурочка» | Повторить и закрепить знание букв О у С9 3; учить определять их место в словах; развивать логическое мышление, творческое вооб- |
В старшем дошкольном возрасте тематика занятий определяется совместно с учителем-логопедом на основании планирования занятий по обучению грамоте.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ражение; формировать знания о том, как опасны игры с огнем, и что делать, если случилась беда | ||||
3 | Ноябрь | Все хорошо, что хорошо кончается | «Три медведя» | Повторить и закрепить знание букв Д, М, Л; обобщить представления детей о добре, вызывать стремление совершать добрые поступки; развивать комбинаторные способности |
4 | Декабрь | С другом беда - не беда | «По щучьему веленью» | Повторить и закрепить знание букв Е, Ё, Щ; развивать воображение, мелкую моторику; воспитывать дружелюбные отношения |
5 | Январь | Вместе .любое дело по плечу | «Репка» | Повторить и закрепить знание букв Б, В, Р, знания детей о том, что овощи растут на грядках; развивать зрительную память, сло- весно-логическое мышление; воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми |
6 | Февраль | Не рой другому яму - сам в нее попадешь | «Гуси-лебеди» | Повторить и закрепить знание буквы Г; дать элементарные сведения о жизни птиц, пробудить желание оказывать птицам посильную помощь; развивать умение сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы |
7 | Март | Смех - лекарство для всех | «Царевна Несмеяна» | Повторить и закрепить знание букв И, X, Ц\ развивать связную речь, умение говорить понятно для окружающих; воспитывать желание делиться своими впечатлениями, знаниями |
8 | Апрель | Доброе дело без награды не останется | «Жар-птица» | Повторить и закрепить знание букв Жу Ш\ развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать честность, дружелюбие |
9 | Май | Вместе тесно, а врозь скучно | «Чудо-юдо» | Повторить и закрепить знание букв Чу /О; развивать у детей положительную самооценку, дружеские отношения в коллективе |
ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСНОВЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Встреча с домовенком Кузей. Сказка «Красная Шапочка» (Шарль Перро) | |||||
Область «Коммуникация» | Игра «Определи лишнее слово». Педагог приводит ряд слов; задача ребенка - определить лишнее, например: волк, мама, бабушка, лиса (лишнее слово «лиса», так как в сказке нет такого персонажа); «перевирание» сказки: «Жила была Желтая Шапочка...» (задача ребенка - обнаружить ошибку) | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «Доброго держись, а от худого удались»; игра «Волшебная палочка» (у ребенка есть волшебная палочка; он может остановить сказку в любом месте и изменить ее так, как считает нужным) | ||||
Область «Художественное творчество» | Пальцевая живопись «Ромашки» | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Ознакомление с понятиями «длинный», «короткий»; сравнивание предметов по длине | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Игра «Букет для бабушки» (перечислить названия цветов, которые можно собрать в букет для бабушки) | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Девочка хорошая по лесу идет...» | ||||
Новая встреча с домовенком. Сказка «Три поросенка» (пер. с англ. С. Я. Маршака) | |||||
Область «Коммуникация» | Пересказывание сказки по мнемотаблице, придумывание сказке нового названия; словообразование прилагательных по образцу (дерево - деревянная и т. д.) | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «Поспешишь - людей насмешишь»; игра «Если бы...» (Если бы поросята не спешили строить дома, то...; если бы поросята не встретили волка, то...) | ||||
Область «Художественное творчество» | Коллективная работа «Укроем землю листочками» (аппликация); игра-драматизация (настольный театр картинок) | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Конструирование домика для поросят с помощью блоков Дье- неша (по цвету, по размеру) | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Работа с мнемотаблицей «Признаки времени года „осень"» | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Лентяи-поросятки не делали зарядки...» | ||||
Новая история из Кузиного сундучка. Сказка «Лисичка со скалочкой» (в обработке М. Булатова) | |||||
Область «Коммуникация» | Подбор определений к существительному «лиса», игра «Введение частицы не» (Не лиса шла по лесу, а...; нашла она не скалочку а...) | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «Что посеешь, то и пожнешь»; беседа: «Почему мне в этой сказке никто особенно не нравится?» | ||||
Область «Художественное творчество» | Изготовление барельефа из пластилина «Уточка с утятами» | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Выделение пространственных отношений: игра «Куда лиса побежала от собак» (педагог показывает направление на фланеле- графе, задача детей - указать направление: вверх, вниз, направо, налево) | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Повторение понятий дикие и домашние эюывотные (какие звери и птицы в этой сказке дикие, а какие домашние; чем они отличаются друг от друга) | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Лиса» | ||||
О зверях домашних и сказочных. Сказка «Зимовье» (в обработке И. Соколова-Микитова) | |||||
Область «Коммуникация» | Придумывание нового названия для сказки, образование существительных по аналогии (мышь - мышонок, кот - котенок), моделирование проблемной ситуации (чем похожи и чем отличаются все звери друг от друга); работа с мнемотаблицей | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «В дружбе жить - никто не одолеет»; игра «Если бы...» (Если бы звери строили себе дома порознь, как три поросенка, то...) | ||||
Область «Художественное творчество» | Конструирование «Постройка дома для животных» (из снега) | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Игра «Спрячем сказку в геометрические фигуры» (из предложенного набора геометрических фигур дети выбирают те, которые будут изображать персонажей сказки); выполнение количественного и порядкового счета | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Работа с мнемотаблицей (характерные особенности времени года «зима») | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Как-то раз лесной тропой...» | ||||
Как Лиса Волка обманула. Сказка «Лиса и Волк» (в обработке М. Булатова) | |||||
Область «Коммуникация» | Метод аналогий (вспомнить сказки, в которых действующими лицами были лиса и волк; как называют в сказках лису и волка - подбор определений); игра «Новое свойство»: пересказ сказки в заданном ключе (например, действие сказки происходит не зимой, а летом); работа с мнемотаблицей | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «Всякая птичка на свой лад поет»; беседа «Кого вам больше всего жалко в сказке» (старика, старуху, Волка, хозяйку с блинами); игра «Волшебная палочка» | ||||
Область «Художественное творчество» | Выполнение в технике оригами рыбок из цветной бумаги | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Упражнение в порядковом и количественном счете (вопрос: «Сколько раз и кого обманывала Лиса в сказке?») | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Экспериментирование с водой (агрегатные состояния воды: жидкое, твердое) | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «За горами, за полями...» | ||||
О преданном друге человека. «Как Собака друга искала» (мордовская народная сказка, обработка С. Фетисова) | |||||
Область «Коммуникация» | Метод аналогий (вспомнить сказки, мультфильмы, где есть собаки); введение частицы «не» (В лесу жила не собака, а...)\ словообразование (назови ласково животных: собака - волк - работа с мнемотаблицей | ||||
Область «Социализация» | Беседа: - Почему говорят, что собака - преданный друг человека? - Людям каких профессий помогают собаки? | ||||
Область «Художественное творчество» | Изготовление персонажей для театра картинок (рисование цветным клейстером разных животных); игра-драматизация | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Ориентировка на плоскости (педагог говорит, где живут Заяц, Волк... (вверху, внизу, вправо, влево), задача детей - показать это направление на столе) | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Игра «Так - не так» (педагог называет животное и говорит, какое оно - дикое или домашнее; задача детей: если воспитатель сказал правильно (например, волк - дикое животное) - хлопнуть, если неправильно (корова - дикое э/сивотное) - топнуть | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка: игра «Мы не скажем, а покажем» | ||||
О том, как Лиса Зайца обманула. Сказка «Лиса и Заяц» | |||||
Область «Коммуникация» | Пересказ сказки по мнемотаблице, придумывание нового названия сказки; интервью у сказочного героя (кто больше придумает вопросов для Зайчика, получает приз); работа с мнемотаблицей | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; беседа «Почему Зайчик поверил Лисе?», «Кому верите вы?» | ||||
Область «Художественное творчество» | Коллективная аппликация (из салфеток) «Волшебная весна» | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Выкладывание из палочек построек «Домик для Лисы и Зайца» (по словесной инструкции педагога, с использованием названий геометрических фигур) | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Работа с мнемотаблицей «Характерные особенности времени года „весна"» | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Солнышко, солнышко!» | ||||
Об оловянном солдатике и не только... Сказка «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х. Андерсен) | |||||
Область «Коммуникация» | Словарная работа: как понимать выражение «стойкий»; игра «Новое свойство»: изменение сказки в заданном ключе (стойкий оловянный солдатик становится великаном; обретает вторую ногу и т. д.); работа с мнемотаблицей | ||||
Область «Социализация» | Нравственный урок «За честь хоть голову снееть»; беседа «За что мне нравится стойкий оловянный солдатик»; игра «Волшебная палочка» (как можно помочь солдатику) | ||||
Область «Художественное творчество» | Аппликация «Кораблик» | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Составление фигуры солдата из геометрических фигур по словесной инструкции | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Экспериментирование (выявление материалов, которые не тонут в воде) | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Руки в стороны согнули...» | ||||
О дружбе. Сказка «Бременские музыканты» (Братья Гримм) | |||||
Область «Коммуникация» | Работа с мнемотаблицей, метод аналогий (в каких еще сказках встречаются такие звери); сказка в заданном ключе («Я - герой сказки») | ||||
Область «Социализация» | Беседа «Дружба всего дороже»; игра «Дружба начинается с улыбки...» | ||||
Область «Художественное творчество» | Игра «Тень», театр теней | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Сравнение животных из сказки по одному признаку (по размеру) | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Игра «Так - не так» (закрепить понятия «дикие» и «домашние» животные) | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Мы ссорились, мирились...» | ||||
СТАРШАЯ ГРУППА | |||||
Друзья познаются в беде. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | |||||
Область «Коммуникация» | Беседа «Какие ласковые слова вам нравятся в этой сказке?» | ||||
Область «Социализация» | Игра «Закончи предложение»: мне нравится Аленушка загго, что она... (заботливая, нежная, ласковая...) Вопросы: «Почему Иванушка превратился в козленочка?», «Расскажите, что может произойти, если не слушаться старших» | ||||
Область «Познание» (мир природы) | Вопросы: - Какие еще копытца могли бы встретиться на пути сестрицы и братца? - Какую пользу приносят эти животные? | ||||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Игра «Превратим сказку в задачку» | ||||
Область «Художественное творчество» | Рисование на тему «Добрая Баба Яга» | ||||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Прогулка» |
С огнем шутки плохи. Сказка «Снегурочка» | |||
Область «Коммуникация» | Вопросы: - Кто такая Снегурочка? Объясните, почему ее так зовут. - Как вы думаете, как бы звали девочку, если бы ее сделали изо льда; из земли, цветов? - Какая погода бывает весной? | ||
Область «Социализация» | Вопросы: - Когда Снегурочка была веселой - зимой, весной или летом? Почему вы так думаете? - А вы бы стали прыгать через костер? Как вы думаете, хорошая это игра? | ||
Область «Познание» (мир природы) | Задание: - Иванушка загрустил, потому что у сказки печальный конец. Вспомните, отчего Снегурочка растаяла. Как и почему это случилось? (беседа о круговороте воды) | ||
Область «Художественное творчество» | Изображение Снегурочки методом пальцевой живописи | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Снежинки» | ||
Все хорошо, что хорошо кончается. Сказка «Три медведя» | |||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Задание: - Вспомните, сколько медведей жило в домике, в который вошла девочка; нарисуйте сначала самого большого медведя, потом поменьше и наконец самого маленького (повторение понятий «больше», «меньше») | ||
Область «Социализация» | Вопросы: - Почему три медведя рассердились, когда вернулись с прогулки домой? | ||
- Кто похозяйничал в их доме? - Как вы думаете, девочка умеет вести себя в гостях? - Расскажите, что она сделала неправильно? | |||
Область «Коммуникация» | Вопросы: - Кто из медведей ревел самым страшным голосом? — Кто пищал тоненьким голосом? Речевая зарядка. Порычите и попищите, как большой и маленький медведи | ||
Область «Познание» (мир природы) | Проблемная ситуация: - Вы потерялись в лесу, у вас нет компаса. Как выйти из леса, используя приметы? | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Три медведя» | ||
С другом беда - не беда. Сказка «По щучьему веленью» | |||
Область «Социализация» | Вопросы: - Почему Емеля сам ничего не делал, а все время к щуке обращался? - Почему же щука помогает такому ленивому герою? - Какой Емеля - добрый, злой (хитрый, веселый, скучный)? | ||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Вопрос: - Сколько дел помогла сделать Емеле щука? Задание: - Придумайте еще два интересных и нужных дела, которые могла бы сделать щука для Емели | ||
Область «Коммуникация» | Задание: — Говорить в воде трудно, и щука пропускает гласные буквы. Отгадайте, какую пословицу она произнесла? (Б..з тр..д.. и.. в..т..щ..ьиь р..бк.. ..з пр..д..) - Подходит ли к сказке пословица «Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя - глаза протирает»? | ||
Область «Познание»'(мир природы) | Вопросы: - Что такое прорубь? - Для чего ее делают? | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Звери» | ||
Вместе любое дело по плечу. Сказка «Репка» | |||
Область «Социализация» | Задание «Что не так?» | ||
Область «Познание» (мир природы) | Отгадывание загадок об овощах. Закрепление пространственных отношений. Игра «Дом» | ||
Область «Коммуникация» | Знакомство с новыми буквами. Разгадывание кроссворда | ||
Область «Физическая культура» | Игра «Мы не скажем, а покажем» | ||
Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Сказка «Гуси-лебеди» | |||
Область «Социализация» | Обсуждение вопроса «Почему гуси смогли утащить мальчика? Как можно и как нельзя поступать, когда приходится оставаться одному с малышом?» | ||
Область «Познание» (мир природы) | Вопросы: - Подумайте, чем похожи и чем отличаются лесные и садовые яблоки? - Почему ухо, приложенное к земле, все слышит? | ||
Область «Коммуникация» | Задание: назовите веселые и грустные слова из сказки | ||
Область «Художественное творчество» | Изготовление гусей из соленого теста, роспись их под гжель | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Гуси» | ||
Смех - лекарство для всех. Сказка «Царевна Несмеяна» | |||
Область «Социализация» | Вопросы: - Кого называют плаксой? - Вам нравятся такие плаксы, как Несмеяна? | ||
Область «Познание» (мир природы) | Вопросы: - Кто помог работнику развеселить Несмеяну? | ||
- А каких еще вы знаете насекомых, рыб, диких зверей? - Какую пользу они приносят? | |||
Область «Коммуникация» | Творческое обсуждение проблемы : если мы изменим характер царевны (жадина, злая, веселая...), как изменится сказка? | ||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Задание: составьте задачку по сказке | ||
Область «Художественное творчество» | Творческое задание: - С помощью открыток и дорисовки изобразите Царевну Несмеяну | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Ежик» | ||
Доброе дело без награды не останется. Сказка «Жар-птица» | |||
Область «Социализация» | Обсуждение: - Василису-царевну называют Премудрой, потому что она знает много всяких хитростей, премудростей. А какие волшебные предметы помогают ей творить чудеса? - Чем похожи Иванушки-дурачки во всех сказках? (Увалсают старших, смелые, хитрые, добрые...) | ||
Область «Познание» (мир природы) | Вопросы: - Сколько добрых дел сделал Волк Ивану? А сколько плохих дел делал Волк в других сказках? | ||
Область «Коммуникация» | Обсуждение: - Почему говорят: «Елена Прекрасная»? А как можно назвать наших девочек? (Маша Прекрасная и т. д.) | ||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Вопросы: - Чем отличается сказочный волк от тех, которые живут в лесу? - Скажите, какие плодовые деревья кроме яблони растут в наших садах? | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Птенчики в гнезде» | ||
Вместе тесно, а врозь скучно. Сказка «Чудо-юдо» | |||
Область «Социализация» | Обсуждение персонажа: - Каким был Иван - крестьянский сын: ленивым или трудолюбивым? | ||
Область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) | Игровое задание: - На Чудо-юдо похожи два других сказочных персонажа: Дракон и Змей Горыныч. У кого сколько голов? У кого больше голов? У кого меньше голов и на сколько? | ||
Область «Коммуникация» | Обсуждение: - Представьте, что у Ивана не булатный меч, а воздушный шарик. Что было бы? | ||
Область «Художественное творчество» | Творческое задание: - Придумайте и нарисуйте для Чуда-юда подружку. Какая она? Какой у нее характер? Почему? | ||
Область «Физическая культура» | Физкультминутка «Лягушата» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ НА ОСНОВЕ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ
СРЕДНЯЯ ГРУППА Тема: Встреча с домовенком Кузей
Цели: обучать умению располагать изображение на листе бумаги; развивать связную речь, память, мышление; учить выделять одновременно два свойства предметов (размер и цвет); воспитывать заботливость.
Материалы: кукла Кузя (домовенок), сундучок (нужны на каждом занятии); мнемотабли- ца (Приложение 1)\ по две штуки ленточек, линеек, полосок бумаги разной длины и цвета; бумага, гуашь на каждого ребенка.
Содержание образовательной ситуации
1. Знакомство с главным героем - домовенком Кузей.
Воспитатель обращает внимание детей, что в Уголке потерянных вещей стоит сундучок. Выясняется, что никто из ребят не знает, чей он.
- Давайте рассмотрим его.
Раздается голос:
- Ой, ой, ой! Не трогайте! Это мой! А чужие вещи брать нехорошо!
Появляется домовенок Кузя.
- Кузя, здравствуй! Извини, что мы взяли твой сундучок со сказками. Мы только хотели рассмотреть его поближе.
Кузя (расстроенно). Да... Теперь можно смотреть только на сундучок. Я больше не могу показывать сказки...
- Почему, что случилось? Неужели твои сказки исчезли?
Кузя . Вовсе нет. Они по-прежнему там. Но Нафаня сказал, что домовой должен много знать и уметь, иначе он не сможет помогать людям, хлопотать и заботиться о доме. А я его не послушал, не захотел учиться. И тогда он запер мой сундучок и предупредил, что смотреть и слушать сказки я смогу, только если выполню все задания, которые встречу на пути. Он мне дал первое задание, а я не знаю, что это.
- Покажи нам, пожалуйста!
К у з я . Ага! Я вам покажу, а вы отберете у меня все: и сундучок, и сказки. Мы, домовые, каждому встречному не доверяем: а вдруг вы люди недобрые? Не зря ведь говорят: «Доброго держись, а от худого удались».
- Ну что ты, Кузя! Ты ведь в детский сад попал, а здесь ребят учат только хорошему, значит, они тебя не обидят. Вдруг мы сможем тебе помочь?
Кузя. Хорошо (достает мнемотаблицу). Вот это задание. Но я ничего не могу в нем понять.
Воспитатель обращается к детям:
- А я, кажется, знаю, что это такое. Это зашифрованная сказка, в которой говорится о том, как важно доброму человеку доверять, а от худого, то есть плохого, держаться подальше. Хотите послушать ее?
2. Ознакомление со сказкой, работа по мнемотаблице.
Воспитатель ставит таблицу так, чтобы дети, слушая сказку, могли видеть ее, и читает сказку Шарля Перро «Красная Шапочка».
- Ребята, а вы догадались, что это за рисунки? Давайте рассмотрим их. (Расшифровывают мнемотаблицу.)
К у зя . Как все просто оказалось! Замечательное задание мне дал Нафаня. Теперь можно даже не открывая сундучка оказаться в сказке.
- Конечно, давайте попробуем все вместе рассказать сказку по рисункам. (Пересказывают сказку.)
3. Беседа по сказке.
Вопросы:
- Ребята, а почему говорят: доброго держись, а худого сторонись? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, мама расстроилась, узнав, что случилось с Красной Шапочкой и бабушкой?
- Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы не случилось такой неприятности?
- А теперь следующее задание от Нафани, но сначала немного разомнемся.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас! Крадутся к центру круга, сделав на руках
4. Игра «Определи лишнее слово».
-Догадайтесь, какое слово лишнее и почему. (Воспитатель зачитывает слова.)
• Волк, бабушка, Красная Шапочка, мама.
• Бабушка, волк, лиса, Красная Шапочка.
• Дорога, лес, домик, самолет.
5. Отработка понятий «Длинный - короткий».
- По какой дороге пошел Волк? (По короткой.) А Красная Шапочка? (По длинной.) Посмотрите, пожалуйста, предметы какого цвета длинные, а какого - короткие. (Демонстрирует приготовленные пары предметов: ленточки, линейки, полоски бумаги.) А что еще бывает длинное и короткое? (Волосы, юбка, веревка и т. д.)
6. Рисование техникой «Пальцевая живопись».
Воспитатель раздает листы бумаги и краски (гуашь).
- А что же делала Красная Шапочка по дороге к бабушке? (Собирала цветы в букет.) Давайте нарисуем цветы для бабушки, чтобы Красная Шапочка не задерживалась, а то мало ли что может еще случиться!
Пальцевая живопись: при рисовании обращать внимание детей на расположение цветов на листе. Напомнить, что опускать пальцы в краску следует аккуратно и при этом стараться ее не разбрызгивать, крепко приэ/симать к листу палец, окрашенный краской.
7. Итог занятия.
- Кузя, а ты сможешь передать эти цветы в сказку?
Кузя. Конечно! Вы помогли мне выполнить задание Нафани, и теперь я могу открыть сундучок и попасть в сказку. Но я не хочу от вас уходить, вы все добрые и многое умеете.
- Ребята, а может быть, пригласим Кузю к нам в гости с новой сказкой?
Кузя. Спасибо вам, я обязательно передам эти цветы бабушке Красной Шапочки и приду к вам в следующий раз.
- Ребята, скажите, что нового мы узнали благодаря сказке «Красная Шапочка»?
Обсуждают сказку.
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз...
Присесть, лицом в круг.
Идут по кругу.
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь? На загадку можете отвечать теперь.
«когти». Отходят назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Народная сказка в жизни детей"
В этой консультации содержтся полезная информация для начинающих воспитателей....
Из опыта работы:«Сказка в жизни детей».
Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общени...
Русские народные сказки в жизни детей
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных....
Роль сказки в жизни детей дошкольников. (Консультация для родителей)
Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей....
Какую роль играет сказка в жизни детей
консультация для родителей...
консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"
консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"...
Мир сказки в жизни детей.
Благотворное и развивающее влияние сказки на ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру ...