Мир сказки в жизни детей.
консультация по теме
Благотворное и развивающее влияние сказки на ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки – совсем рядом, они невозможны друг без друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Недаром дети любят сказку, | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов.
Благотворное и развивающее влияние сказки на ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Хочется думать, что навсегда прошли те времена, когда сказку запрещали, считали вредной и опасной, когда за сказку надо было бороться (К.И.Чуковский Борьба за сказку. От двух до пяти: Рассказы).
Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки – совсем рядом, они невозможны друг без друга. Сказки, особенно волшебные, полны чудес, в них действуют добрые, прекрасные и великодушные герои, которых так любят наши дети. Но есть персонажи, вызывающие у малышей совсем другие чувства.
Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть и злые силы, злые существа, свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые ребенок встречается с ними в сказке.
«Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос. Сама чёрная, а во рту один клык торчит».
«На реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел – выезжает Чудо – Юдо змей двенадцатиглавый».
Как много их, сил, враждебных человеку: Кащей, Чудо – Юдо, ведьмы! Что им надо? Как одолеть их? Да и можно ли их победить? Может быть, весь секрет в том, чтобы их не бояться?
Сказка отвечает на эти вопросы на образном, понятном ребенку языке. Она помогает изжить страхи, почувствовать себя сильными и смелыми, одолеть злые силы вместе с Иваном-Царевичем и Василисой Премудрой. Однако грань восприятия очень тонка, и на эмоционально чувствительных детей сказочные «ужасы» производят иногда слишком сильное, даже болезненное впечатление. От родителей требуются чуткость и такт, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, пройти вместе с ним этот захватывающий путь до победы добра над злом и несправедливостью. Если взрослым не удаётся внушить детям уверенность в окончательной победе добрых сил, это может стать одной из причин детских страхов.
Наблюдения за детьми двух-четырёх лет показывают, что отрицательные герои народных и литературных сказок довольно часто становятся поводом для переживаний малышей. Одним из таких «страшных» персонажей является герой замечательной сказки К.Чуковского – Бармалей.
Действительно, Бармалея просто нельзя не бояться, ведь
…Он бегает по Африке
И кушает детей –
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит…
Трёхлетняя Настя не остаётся одна в тёмной комнате, просыпается ночью, плачет «Мама, я боюсь! Там Бармалей!» Мама сильная и смелая. Она поможет и защитит. «Сейчас я возьму палку и прогоню Бармалея! Вот я его!» Всё хорошо, когда рядом мама. Но однажды девочке пришлось провести несколько дней у бабушки, которая «не реагировала» на переживания внучки привычным образом, сказала, что никакого Бармалея не существует, и оставила девочку на ночь одну. В результате у Насти усилились страхи.
Часто родители пытаются локализовать детские страхи, «поселив» Бармалея в том месте, к которому малышам не желательно приближаться (газовая плита, ящик с инструментами и т.д.)
Итак, в каждой семье решают проблему по-своему.
Прежде всего, не стоит убеждать ребенка в том, что этого действующего лица сказки «нет на самом деле» и «никогда не существовало». Этот логический, рассудочный способ на ребенка, как правило, не действует. Малыш уже поверил в существование сказочного героя, он уже боится его. Образ персонажа уже царит в его воображении, и отказаться от этого фантастического вымысла ребенку очень сложно.
Мама настии, желая помочь дочке, действовала из лучших побуждений. Однако выбранная ею стратегия поведения вызывает у девочки сильную психологическую зависимость. И если рядом не окажется мамы, если окружающие не будут реагировать привычным образом, страхи могут усилиться. Лучший выход: взрослые создают ситуацию (сказочную, игровую), позволяющую малышу самому преодолеть страхи.
Попытка «поселить» страшный персонаж в опасном для ребёнка месте тоже не позволяет кардинально решить проблему, малыш продолжает переживать и бояться. И, конечно, недопустима ситуация, к сожалению имеющая место, когда взрослые специально пугают ребёнка, чтобы добиться быстрого послушания.
Как же следует поступать в аналогичных ситуациях? Давайте обратимся к опыту замечательного немецкого писателя и талантливого папы Отфрида Пройслера.
«Однажды вечером, перед сном, - рассказывает он, - наши маленькие дочки пожаловались, что они – ужасно бояться.
-Чего?
-Злых ведьм!
Я попытался втолковать им, что в наши дни злых ведьм бояться не следует, поскольку их больше не существует.
-А почему?
Хм, а действительно – почему? Признаться, я об этом раньше и не думал. Хорошо, я довольно-таки быстро нашёл, что ответить. Так и родилась история про добрую маленькую Бабу Ягу, которую я позднее и записал: для трех дочерей и для всех ребят, которым хочется сказать, почему в наши дни бояться злых ведьм не следует». Чтобы избавить малышей от страхов, фантазия О. Пройслера сделала маленькими и добрыми водяного и привидение.
Выбирайте сказки, адаптированные для детского восприятия и адресованные непосредственно детям. Такие книги чаще всего красочно иллюстрированы и выпускаются детскими издательствами.
Во время чтения внимательно следите за реакцией ребенка. Если какие-либо описания или действия в сказке пугают малыша, их лучше «творчески переработать», сделать менее страшными. А может, учитывая возраст и индивидуальность ребёнка, книгу следует отложить. Через несколько месяцев или лет эта же сказка будет восприниматься совсем иначе.
Акцентируйте внимание ребенка на счастливом окончании сказки, на победе добра. Можно даже повторить концовку ещё раз. «Посмотри, как всё хорошо закончилось! Каким славным стал Бармалей!»
…А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»
Пляшет, пляшет Бармалей, Бамалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
Придумывайте сказки или их счастливое продолжение сами. Привлекайте к сочинению сказок детей, и вы проведёте за этим замечательным занятием незабываемые часы.
Так что не надо бояться Бармалея, Кощея, Чудо-Юдо. Лучше придумывайте про них (и не только про них) ещё одну сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Народная сказка в жизни детей"
В этой консультации содержтся полезная информация для начинающих воспитателей....
Из опыта работы:«Сказка в жизни детей».
Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общени...
Русские народные сказки в жизни детей
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных....
Роль сказки в жизни детей дошкольников. (Консультация для родителей)
Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей....
Какую роль играет сказка в жизни детей
консультация для родителей...
консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"
консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"...
Консультация для родителей "Сказка в жизни детей."
Консультация позволяет родителям узнать, чему учит и воспитывает сказка наших детей....
Комментарии
Мир сказки в жизни детей.
Действительно, я тоже также считаю,что не стоит убеждать ребенка в том, что этого действующего лица сказки «нет на самом деле» и «никогда не существовало». Этот логический, рассудочный способ на ребенка, как правило, не действует. Малыш уже поверил в существование сказочного героя, он уже боится его. Образ персонажа уже царит в его воображении, и отказаться от этого фантастического вымысла ребенку очень сложно.
Большая роль в воспитании
Большая роль в воспитании отводится сказкам. Интересный материал. Возьму на заметку.