проект "Развивающая предмиетно- пространственная среда"; результаты реализации проекта; презентация
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Проект расчитан на формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста посредством преобразования предметно- пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rpps.docx | 51.54 КБ |
rezultat.docx | 20.66 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Педагогический проект
«Преобразование предметно- пространственной среды, как средства развития сенсорной культуры детей младшего возраста».
Автор: воспитатель
Горбунова Оксана Викторовна
г. Стрежевой 2016 год.
Содержание
Введение | 2 |
Актуальность проекта. | 3 |
Постановка проблемы, анализ противоречий. | 3 |
Цель, задачи проекта. Рабочая гипотеза | 4 |
Общие показатели и критерии оценки реализации проекта | 5 |
Диагностический инструментарий | 6 |
Сроки и этапы реализации проекта в учебном учреждении | 7 |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении | 8 |
Перспективный план работы по проекту | 13 |
Бюджет проекта | 16 |
Список использованной научно-методической литературы | 19 |
Введение.
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно – пространственной среды (далее РППС), обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.
Имеющаяся РППС нашей группы выглядит эстетично и направлена на развитие воспитанников. В группе в основном созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и для ряда базовых компонентов, необходимые для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка, выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и некоторым принципам построения РППС.
В ходе реализации ФГОС в начале 2015 – 2016 учебного года был проведён мониторинг состояния РРПС и педагогическая диагностика.
В процессе анализа выявлено проблемное поле:
- у 45% детей недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия;
- 25% детей пассивны в играх с предметами разной формы, размера,
- 40% детей не пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение;
- РППС частично соответствует федеральному государственному стандарту.
- не все принципы построения РППС выдержаны
- отсутствует достаточное количество материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности в группах;
- частично организовано взаимодействие воспитателей и родителей по созданию РППС;
- не достаточно внимания уделяется обучению детей действиям с имеющимся оборудованием и материалами;
В связи с этим и возникла необходимость преобразования РППС через разработку и реализацию данного проекта.
Гипотеза проекта:
Если в группе создать РППС адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС, то это будет эффективно способствовать развитию сенсорной культуры .
Рабочая гипотеза основана на предположении о том, что результаты образовательной деятельности по развтитию сенсорной культуры детей 2 лет могут быть эффективным при создании полифункциональной, трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной РППС.
Цель проекта: развитие сенсорной культуры детей 2 лет, как основы первичных математических представлений посредством преобразовании РППС.
Задачи проекта:
- изучить и разработать методическое сопровождение к организации РППС среды по сенсорному развитию детей;
- изучить инновационные подходы к организации РППС на основе современных требований;
- развить обследовательские умения и поисковые действия детей 1 младшей группы;
- развивать активность в играх с предметами разной формы, размера,
- преобразовать РППС в соответствии принципам федерального государственного образовательного стандарта;
- пополнить группу материалами и оборудованием для организации разнообразных видов детской деятельности;
- совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей
- привлечь родителей к единой деятельности по развитию сенсорной культуры
- организовать взаимодействие воспитателей и родителей по преобразованию РППС.
Общие показатели и критерии оценки реализации проекта
целевой индикатор | показатели | сроки |
Доля воспитанников с повышением активности, инициативности и любознательности | позитивная динамика | май 2016 |
Доля воспитанников вовлечённых в эмоционально насыщенные виды деятельности | позитивная динамика | май 2016 |
Доля воспитанников с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями | позитивная динамика | май 2016 |
Доля воспитанников активных в играх с предметами разной формы, размера, пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение; | позитивная динамика | май 2016 |
Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС: полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна | позитивная динамика участников конкурсов. выставок, соревнований, викторин | Октябрь 2015 май 2016 |
Доля материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности в группе | Позитивная динамика | май 2016 |
Доля методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих развитие сенсорной культуры у детей третьего года жизни. | позитивная динамика количества методических разработок, дидактических материалов. | октябрь 2015 май 2016 |
Количество нормативно – правовых и нормативно-методических материалов, разработанных и реализуемых по развитию сенсорики. | доля от требуемого | май 2016 |
Доля родителей с повышением педагогической компетентности . | Положительная динамика | Октябрь 2015 Май 2016 |
Доля родителей . использующих педагогическую литературу в вопросах воспитания детей. | Положительная динамика | Октябрь 2015 Май 2016 |
Доля родителей, других старших членов семьи, посещающих мероприятия по педагогическому просвещению и рост активности их участников. | Увеличение на 70% | Октябрь 2015 Май 2016 |
Доля воспитателей, активно использующих методы работы по развитию сенсорики средствами РППС. | позитивная динамика численности воспитателей по годам | Октябрь 2015 Май 2016 |
Диагностический инструментарий
Диагностика образовательной среды группы доу с позиции реализации принципов построения развивающей среды
Задачи диагностики | Критерии оценки | Анализ результатов диагностики (+,-,?, дополнительные комментарии) |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу дистанции, позиции при взаимодействии | - наличие системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства; - наличие секций-отсеков, целесообразность расстановки мебели и оборудования; - наличие индивидуального места каждого ребенка; - соблюдение принципа общения «глаза в глаза»; | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу активности, самостоятельности творчества | - наличие игровой среды, возможность движения; - наличие разнокачественных пространств, стимулирующих физическую и творческую активность ребенка; - наличие интенсивно развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств; | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу стабильности-динамичности | - возможность менять окружающую среду; - возможность использовать оборудование в разных целях; Дополните перечень критериев самостоятельно: | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу комплексирования и гибкого зонирования | - среда является единым комплексом; - наличие функциональных помещений (физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории и т.д.); Дополните перечень критериев самостоятельно | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка | - наличие личного пространства ребенка, обеспечивающего ему комфортность; - обеспечение стабильности, безопасности, надежности каждого ребенка; Дополните перечень критериев самостоятельно: | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды | - среда пополняет и обогащает впечатления ребенка; - в оформлении среды представлены различные стили, культуры, жанры; - возможность дополнять и менять отдельные декоративные элементы зон; Дополните перечень критериев самостоятельно | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу открытости-закрытости | - наличие природных объектов в группе (открытость природе); - наличие интегративных связей с учреждениями социально-культурного назначения (открытость культуре); - наличие дополнительных образовательных услуг; Дополните перечень критериев самостоятельно: | |
Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу учета половых и возрастных различий детей | - зонирование помещений для мальчиков и девочек; - осуществление дифференцированного подхода в формировании гигиенической культуры детей; Дополните перечень критериев самостоятельно: |
Сроки и этапы реализации проекта: (октябрь 2015 – сентябрь 2016 г.г.
- этап - информационно – аналитическая деятельность (октябрь - ноябрь 2015 г.)
- определение результатов развития сенсорной культуры детей 2 лет.
- Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
- Изучения современных научных разработок в области РППС среды для детей дошкольного возраста.
- Анализ РППС в группе.
- Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования
- Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям
- Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями,
- Анализ материальной базы группы для усовершенствования развивающей среды.
- определение цели и задач проекта
- Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.
2 этап - организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (ноябрь – декабрь 2015 г.)
- Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
- Составить план - схему, модель РППС, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
- Продумать последовательность внесения изменений в РППС в течение года, с учётом ООПДО, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность
(январь 2016 г - апрель 2016 г.)
- Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами;
- внедрить систему диагностики компетентности родителей и мониторинга сенсорного развития детей;
- вовлечь родителей в единую деятельность по созданию РППС и развитию сенсорной культуры у детей;
- реализовать работу по развитию сенсорной культуры детей;
- повысить компетентность родителей в вопросах сенсорного воспитания детей.
4 этап - изучение результатов деятельности ( май 2016г.)
- анализ сенсорного развития детей третьего года жизни;
- анкетирование родителей;
- своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.
5 этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2016г.)
- Обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности;
- подготовка управленческого решения о ходе реализации проекта, рецензирование, создание методических рекомендаций педагогам, работающим в режиме инновации, рекомендаций по распространению опыта.
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении
1 этап – информационно – аналитическая деятельность (октябрь - ноябрь 2015г.) | |
Условия | Задачи |
Организационные | Создать условия для обсуждения цели и задач проекта |
Создать ТИГ по разработке проекта. | |
Создать ТИГ по разработке сценариев проведения совместных мероприятий детей и родителей по развитию сенсорной культуры | |
Информационные условия | Определить уровень знаний, умений и навыков детей, выявление положительных достижений и возможных затруднений детей в вопросах развития сенсорной культуры |
определить цели и задачи проекта | |
Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. | |
Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста. | |
Проанализировать РППС группы. | |
Мотивационные условия | Заинтересовать воспитателей в разработке педагогических условий для развития сенсорной культуры воспитанников |
Заинтересовать родителей в создании условий для эффективной реализации проекта. | |
Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям | |
Разработка плана реализации проекта. | |
Материально- технические условия | Проанализировать материальную базу группы для усовершенствования РППС. |
Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования | |
Нормативно-правовые условия | Разработать циклограмму работы преобразований РППС |
Разработать программу действий по реализации проекта. | |
Разработать положение о ТИГ по разработке сценариев проведения совместных развлечений и других мероприятий детей и родителей, посвящённых календарным и народным праздникам. | |
Кадровые условия | Привлечь воспитателей параллельной группы, родителей к участию в реализации проекта |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении
2 этап – организационная, организационно – методическая, техническая деятельность (ноябрь – декабрь 2015 г.) | |
Организационные условия . | Организовать доставку оборудования и материалов. |
Привлечь родителей к организации предметно - развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорной культуры у детей 2 лет. | |
Организовать работу по преобразованию РППС | |
Информационные условия | Выявить интересы и знания родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". |
Ознакомить родителей с содержанием развивающей предметно- пространственной среды программы «Детство» на основе ФГОС ДО». | |
Мотивационные условия | Заинтересовать родителей содержанием |
Программно- методические условия | Составить план - схему, модель определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. |
Создать единую систему работы детского сада и родителей по повышению уровня педагогической культуры. В вопросах развития сенсорной культуры детей, | |
Нормативно – правовые условия | Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию предметно- пространственной среды. |
Материально – технические условия | Приобрести необходимые материалы и оборудование для изготовления сенсорных игр |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении
3 этап – опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность (январь – апрель 2016 г.) | |
Организационные условия | Распределить обязанности между участниками реализации проекта. |
Организовать работу ТИГ родителей по созданию самодельных сенсорных игр | |
Организовать работу по развитию сенсорной культуры у детей. | |
Организовать совместные с родителями мероприятия по размещению мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами | |
Организовать работу по обучению воспитателей методам повышения компетентности в вопросах сенсорного развития детей. | |
Организовать развивающую работу с детьми по развитию сенсорных способностей | |
Информационные условия | Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы организации РППС |
Кадровые условия | Назначить ответственных за проведение совместных педагогических мероприятий детей и родителей, |
Мотивационные условия | Мотивировать родителей на участие в совместных педагогических мероприятиях. |
Мотивировать воспитателей на проведение открытых мероприятий, направленных на развитие сенсорной культуры воспитанников | |
Сформировать комплект учебно-методических материалов по проблеме формирования сенсорной культуры у детей 2 года жизни на основе РППС. | |
Создать картотеку памяток для родителей по формированию у детей сенсорных способностей. | |
Разработать методические рекомендации по развитию сенсорной культуры на основе совершенствованию РППС. | |
Материально- технические условия | Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. |
Наполнить групповое помещение самодельными сенсорными играми и оборудованием |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении
4 этап - изучение результатов деятельности (май 2016 г.) | |
Организационные условия | Провести диагностическое обследование развития сенсорной культуры детей 2 года жизни |
Изучить обследовательские умения и поисковые действия детей | |
Изучить соответствие РППС принципам постороения РППС в соответствии ФГОС ДО | |
Изучить уровень компетентности родителей в вопросах развития сенсорной культуры | |
Выявить уровень взаимодействия воспитателй с родителями по вопросу создания РППС | |
Проанализировать результаты деятельности коллектива по реализации проекта. | |
Информационные условия | Подготовить аналитический материал по итогам диагностики. |
Мотивационные условия | Мотивировать к дальнейшим совместным действиям ДОУ и семью по развитию у детей сенсорной культуры |
Программно- методические условия | Разработать методические рекомендации по совершенствованию работы по преобразованию РППС |
Материально- технические условия | Приобрести |
Нормативно- правовые условия | Разработать Положение о создании, преобразовании и наполнении РППС группы |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении
5 этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2016 г.) | |
Организационные условия | Организовать работу по обобщению опыта работы над проектом. |
Информационные условия | Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта. |
Кадровые условия | Привлечь воспитателей младших групп к обобщению опыта работы по развитию сенсорной культуры у детей 2 года жизни. |
Мотивационные условия | Поощрить родителей, принявших активное участие в преобразовании РППС группы |
Программно- методические условия | Составить методическое пособие по развитию у детей третьего годы жизни сенсорной культуры на основе РППС. |
Издать методическое пособие. | |
Материально- технические условия | Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме. |
Перспективный план работы по проекту
№ | мероприятие | исполнители | оформление результатов |
1 этап – информационно – аналитическая деятельность (октябрь - ноябрь 2015г.) | |||
1 | Создать условия для обсуждения цели и задач проекта | Горбунова О,В | План проекта Организация круглого стола |
2 | Создать ТИГ по разработке проекта. | Горбунова О,В, | группа |
3 | Создать ТИГ по разработке сценариев проведения совместных мероприятий детей и родителей по развитию сенсорной культуры | Горбунова О,В, | группа |
4 | Определить уровень знаний, умений и навыков детей, выявление положительных достижений и возможных затруднений детей в вопросах развития сенсорной культуры | Воспитатели группы | диаграмма |
5 | определить цели и задачи проекта | ТИГ | План проекта |
6 | Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. | Горбунова О.В | Изучены |
7 | Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста. | Горбунова О.В | Изучены |
8 | Проанализировать РППС группы. | ТИГ | Результаты анализа |
9 | Заинтересовать воспитателей в разработке педагогических условий для развития сенсорной культуры воспитанников | Горбунова О.В. | презентация |
10 | Заинтересовать родителей в создании условий для эффективной реализации проекта. | Горбунова О.В. | Круглый стол |
11 | Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям | ТИГ | Схема планировки |
12 | Разработка плана реализации проекта. | ТИГ | план |
13 | Проанализировать материальную базу группы для усовершенствования РППС. | ТИГ | Учет баланса |
14 | Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования | Воспитатели группы | перечень |
15 | Разработать циклограмму работы преобразований РППС | Горбунова О.В | Циклограмма |
16 | Разработать программу действий по реализации проекта. | ТИГ | План программы действий |
17 | Разработать положение о ТИГ по разработке сценариев проведения совместных развлечений и других мероприятий детей и родителей, посвящённых календарным и народным праздникам. | Зам зав. | Положение |
18 | Привлечь воспитателей параллельной группы, родителей к участию в реализации проекта | Горбунова О.В | буклеты |
2 этап – организационная, организационно – методическая, техническая деятельность (ноябрь – декабрь 2015 г.) | |||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов |
1. | Организовать доставку оборудования и материалов. | Горбунова О.В | доставка |
2. | Привлечь родителей к организации РППС, обеспечивающей развитие сенсорной культуры у детей 3 лет. | Воспитатели группы | Участие родителей |
3. | Организовать работу по преобразованию РППС | Горбунова О.В | Работа по преобразованию РППС |
4. | Выявить интересы и знания родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". | Горбунова О.В. | Ознакомление анкетирование |
5. | Ознакомить родителей с содержанием развивающей предметно- пространственной среды программы «Детство» на основе ФГОС ДО». | Горбунова О.В | Консультация |
6. | Заинтересовать родителей содержанием | Воспитатели группы | Мастер- класс |
7. | Составить план - схему, модель определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. | ТИГ | План- схема |
8. | Разработать программу по повышению компетентности родителей «Азбука сенсорики» | ТИГ | программа |
9. | Создать единую систему работы детского сада и родителей по повышению уровня педагогической культуры. В вопросах развития сенсорной культуры детей, | Зам. зав | Система работы |
10. | Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию предметно- пространственной среды. | Зам. зав | Программы, планы. |
11. | Приобрести необходимые материалы и оборудование для изготовления сенсорных игр | ТИГ | Оборудование и материалы. |
12. | Приобрести материал для постройки сенсорных мини-центров | ТИГ | Мини-центры |
3 этап – опытно-экспериментальная и учебно-методическая деятельность (январь – апрель 2016 г.) | |||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов |
1. | Распределить обязанности между участниками реализации проекта. | ТИГ | распределение |
2. | Организовать работу ТИГ родителей по созданию самодельных сенсорных игр | Горбунова О.В | Создание сенсорных игр. |
3. | Организовать работу по развитию сенсорной культуры у детей. | воспитатели и родители группы. | |
4. | Организовать совместные с родителями мероприятия по размещению мебели и крупного оборудования согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами | Воспитатели группы | Мероприятия по размещению мебели. |
5 | Организовать работу по обучению воспитателей методам повышения компетентности в вопросах сенсорного развития детей. | Горбунова О.В. | Выступление на педсовете |
6. | Организовать развивающую работу с детьми по развитию сенсорных способностей | ТИГ | Развитые сенсорные способности |
7. | Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы организации РППС | Горбунова О.В. | Выступление на педсовете |
8. | Назначить ответственных за проведение совместных педагогических мероприятий детей и родителей, | Горбунова О.В. | Совместные мероприятия |
9. | Мотивировать родителей на участие в совместных педагогических мероприятиях. | Воспитатели группы | Ознакомление со сценарием педагогического . мероприятия. |
10. | Мотивировать воспитателей на проведение открытых мероприятий, направленных на развитие сенсорной культуры воспитанников | Горбунова О.В. | Открытый показ образовательной ситуации. |
11. | Сформировать комплект учебно-методических материалов по проблеме формирования сенсорной культуры у детей 3 года жизни на основе РППС. | Горбунова О.В. | Учеьно- методический материал. |
12. | Создать картотеку памяток для родителей по формированию у детей сенсорных способностей. | Горбунова О.В. | картотека |
13. | Разработать методические рекомендации по развитию сенсорной культуры на основе совершенствованию РППС. | Горбунова О.В. | Методические рекомендации. |
14. | Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. | ТИГ | Размещение и наполнение. |
15. | Наполнить групповое помещение самодельными сенсорными играми и оборудованием | ТИГ | Наполнение. |
4 этап - изучение результатов деятельности (май 2016 г.) | |||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов |
1. | Провести диагностическое обследование развития сенсорной культуры детей 3 года жизни | Воспитатели группы | диаграмма |
2 | Изучить обследовательские умения и поисковые действия детей | Воспитатели группы | диаграмма |
3 | Изучить соответствие РППС принципам постороения РППС в соответствии ФГОС ДО | Горбунова О.В. | Выписка, конспект |
4 | Изучить уровень компетентности родителей в вопросах развития сенсорной культуры | Горбунова О.В. | Анкетирование. |
5 | Выявить уровень взаимодействия воспитателй с родителями по вопросу создания РППС | Горбунова О.В. | Анкетирование |
6 | Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта. | Горбунова О.В. | анализ |
5 этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2016 г.) | |||
№ | задачи | исполнители | оформление результатов |
1. | Организовать работу по обобщению опыта работы над проектом. | Горбунова О.В. | научно-методическая статья октябрь |
2. | Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта. | Горбунова О.В. | участие в областном конкурсе проектов сентябрь 2016 |
3. | Привлечь воспитателей младших групп к обобщению опыта работы по развитию сенсорной культуры у детей 3 года жизни. | Горбунова О.В. | Размещение опыта в сети Интернета |
4. | Поощрить родителей, принявших активное участие в преобразовании РППС группы | Горбунова О.В. | Размещение опыта на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок- 2015 – 2016». |
5. | Составить методическое пособие по развитию у детей третьего годы жизни сенсорной культуры на основе РППС. | Горбунова О.В. | Статья в общесадовскую газету |
6. | Издать методическое пособие. | Заведующий МДОУ | Приказ о поощрении |
7. | Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме. | Горбунова О.В. | Методическое пособие |
Бюджет проекта
бюджет | код | сумма |
приобретение | ||
Приобрести видеоматериал, по темам | 340 | 2000 руб. |
Приобретение методической литературы по заявленной теме»; | 340 | 2000руб. |
Приобретение расходных и канцелярских принадлежностей | 3000 руб. | |
Приобретение хозяйственных материалов (фанера, краска- 4 банки, кисти, выключатель, шпингалеты, крючки- 2шт., цепочка, мебельные колесики- 2 шт. и т. д.) | 340 | 5000 руб. |
Приобретение настольно- печатных игр по развитию сеносрных способностей | 340 | 5000 руб. |
Приобретение наглядного материала | 340 | 3000 руб. |
Награждение победителей конкурсов | 5000 руб. | |
Итого | 25.000 руб. |
Список используемой литературы:
- 1.Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. – М.: Просвещение, 1994 – 64 с.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
- Гальперин Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте // Психология как объективная наука – М.: 1998. – с. 357-389.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
- Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 464 с.
- Концепция математического образования в РФ.
Предварительный просмотр:
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы.. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
Важной задачей д/с при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющую детям наиболее полно реализовать себя.
Имеющаяся предметно-пространственная среда нашей группы выглядит эстетично и направлена на развитие воспитанников. В группе в основном созданы необходимые условия, обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и для ряда базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. Выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и некоторыми принципами построения предметно-пространственной среды.
В ходе реализации ФГОС в начале 2015 – 2016 учебного года была проведена педагогическая диагностика и мониторинг состояния предметно-пространственной среды
В процессе анализа выявлено проблемное поле:
у 45 % детей недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия;
25 % детей пассивны в играх с предметами разной формы, размера,
40 % детей не пользовались действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение;
предметно-пространственная среда частично соответствовала федеральному государственному образовательному стандарту;
В группе не достаточное количество материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности по развитию сенсорной культуры
частично организовано взаимодействие воспитателей и родителей по созданию РППС
Мы предположили- если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и требования ФГОС к предметно -пространственной среде, то это будет эффективно способствовать развитию сенсорной культуры .
Рабочая гипотеза основана на предположении о том, что результаты образовательной деятельности по развтитию сенсорной культуры детей второго года жизни могут быть эффективным при создании полифункциональной, трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной предметно- развивающей среды.
В связи с этим, целью проекта стало: развитие сенсорной культуры детей второго года жизни, как основы первичных математических представлений посредством преобразовании предметно- пространственной развивающей среды.
Работа над проектом продолжалась в течении года и включала в себя 5 этапов.
На 1 этапе изучили нормативные документы, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов , современные научные разработки в области развития сенсорной культуры средствами предметно-пространственной среды , проанализировали имеющееся оборудование и материалы в группе.
Во время организационно-методической, технической деятельности составили перечень необходимых материалов и оборудования для создания мини –Центров. Создали план - схему, модель РППС определив пространственное размещение в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Результатом реализации 3 этапа стало создание в группе нескольких мини-центров
Для восприятия формы и величины создан Мини- центр сенсорных эталонов. В нем помещены наборы геометрических тел для сериации по величине (Блоки Дьенеша), наборы плоскостных геометрических форм, чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
Для восприятия цвета - набор цветных палочек Кюизенера, мозаика, пирамидки, Блоки Дьенеша, Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина), Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др., трубочки для проталкивания платочков палочкой, куклы в одежде основных цветов В Мини-центре развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук помещены:
- Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п)
- Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки),
- «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.),
- Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания;
- Подобрали: мозаику разного размера и формы, шнуровочки, замочки, застежки, прищепки, лабиринты. Изготовили игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».
Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,
«Веселая лужайка».
Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.
С целью формирования навык наглядно-образного и абстрактного мышления. создан Мини-центр строительных и конструктивных игрушек. В мини-центре сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Подготовлены рисунки-схемы разнообразных построек.
Для развития у детей слуховой гнозиса функционирует .Мини-центр Слухового восприятия. В нем находятся Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек, звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).
В Мини-центре двигательной активности используем игры: «Цветные дорожки», «Через ручеек узкий и широкий», «Быстро, медленно» и др
Мини-центр элементарных опытов сосредоточил в себе набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т.д.), Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые).
Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие.
Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны. Оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Для изучения результатов деятельности по проекту в конце учебного года провели анализ сенсорного развития детей второго года жизни.
Если в начале учебного года только 50% детей собирали пирамидку, ориентируясь на величину колец, , то в конце уч. г. уже 85% детей смогли сделать это самостоятельно, без помощи взрослого.
В начале учебного года четыре основных цвета соотносили и показывали 55% детей, а в конце уже 80% детей
У детей повысилась активность, инициативность и любознательность, увеличилось количество детей с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что результаты образовательной деятельности по развитию сенсорной культуры детей второго года жизни стали эффективными при создании полифункциональной, трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной предметно- развивающей среды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический проект « Преобразование предметно- пространственной среды, как средства развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста »
Проблемы : у 45% детей недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия; 25% детей пассивны в играх с предметами разной формы, размера; 40% детей не пользуются действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение; РППС частично соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ; не все принципы построения РППС выдержаны; отсутствует достаточное количество материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности в группах; частично организовано взаимодействие воспитателей и родителей по созданию РППС.
развитие сенсорной культуры детей 2 лет, как основы первичных математических представлений посредством преобразовании развивающей предметно-пространственной среды. Цель:
изучить инновационные подходы к организации РППС на основе современных требований; развить обследовательские умения и поисковые действия детей; преобразовать РППС в соответствии принципам федерального государственного образовательного стандарта; пополнить группу материалами и оборудованием для организации разнообразных видов детской деятельности; совершенствовать сенсорный и сенсомоторный опыт детей; привлечь родителей к единой деятельности по развитию сенсорной культуры. Задачи:
В основу содержания проекта включена: преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы; р абота с детьми; р абота с семьей воспитанников ДОУ.
Диаграмма развития сенсорной культуры детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды для реализации индивидуального подхода к ребёнку
Использование отдельных компонентов предметно-пространственной среды для реализации индивидуального подхода к ребёнку....
Создание развивающей предметно-пространственной среды при реализации принципов ФГОС ДО
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Разви...
ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО
ПРОЕКТорганизации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО...
ПРОЕКТ организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО реализации ФГОС ДО
Актуальность проекта. Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государс...
Презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды", в рамках проекта "Ранняя профориентация дошкольников"
Сопровождение к презентации "Создание развивающей предметно-пространственной среды», в рамках проекта «Ранняя профориентация дошкольников"...