Проект "Мы умеем дружно жить!"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Рьянова Ольга Михайловна

Приобщение старших дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками; создание условий для формирования дружного группового коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_proekta_druzhba_-_kopiya.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №196 «Березка» компенсирующего вида г. Саратова

__________________________________________________________________

http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/119528728.d95/0_a4f47_8b4de63b_XL

 

г. Саратов – 2014-2015 учебный год     

Авторы проекта:

Воспитатели старше-подготовительной 4 логопедической группы «Теремок»:

Рьянова Ольга Михайловна, Колибердина Елена Вячеславовна.

Учитель – логопед группы Крамина Ольга Ивановна.

Педагог – психолог Кузнецова Светлана Евгеньевна.

Основа проекта (актуальность):

        Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

      В начале учебного года возникли проблемы с адаптацией вновь поступивших в детский сад детей и пришедших из других групп детей. Так же после летних каникул, дети подросли, отвыкли друг от друга. В ходе наблюдения за воспитанниками группы «Теремок» педагоги выявили определенные нарушения в общении детей: уход от контакта со сверстниками, нежелание вступать в игровое сообщество, неумение решать конфликты, нежелание считаться с мнением детей, жалобы педагогам на сверстников.

        От того, как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий  путь  личностного и социального развития каждого ребенка. Для нас это стало основой для поиска эффективных путей и средств формирования дружеских взаимоотношений детей группы: умение жить в коллективе, считаться с чужим мнением, адекватно оценивать себя и своих друзей, усвоить нормы и правила поведения, а также облегчить переход из детского сада в школу.

Цель проекта:

Цель: Приобщение старших дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками; создание условий для формирования дружного группового коллектива.

Задачи проекта:

1

2

3

Образовательные:

  • Систематизировать представления детей о понятиях «дружба», «доброжелательность», «взаимопомощь», «выручка» и др. их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих.
  • Повышать уровень коммуникативной компетентности: учить распознавать эмоциональные переживания, состояние окружающих, выражать собственные переживания, находить причину конфликта, преодолевать нерешительность.
  • Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки, стихи. Формировать диалогическую речь, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Развивающие:

  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР и ФФНР на материале русских народных сказок, пословиц,  поговорок, мирилок.

Воспитательные:

  • Закрепить нормы нравственного поведения: уважение, терпимость, доброжелательность, отзывчивость, честность, щедрость и др.
  • Воспитывать навыки сотрудничества через организацию коллективной художественно-декоративной деятельности.
  • Воспитывать культуру речи,  обогащать и расширять словарный запас детей, активизировать речевое общение.
  • Формировать активную позицию родителей к социально – коммуникативному развитию старших дошкольников.

Вид проекта:

Информационно-практико-ориентированный;

долгосрочный;

групповой.

Участники проекта:

Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей повысится уровень знаний о культуре поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;  умение размышлять над нравственной сутью поступков; улучшится микроклимат в группе, дети станут   раскрепощенными, самостоятельными, дружелюбными; научатся сопереживать, проявлять взаимопомощь; ясно и грамотно излагать свои мысли, используя в речи пословицы, поговорки, примеры из литературных произведений. Развитие игровой деятельности строится на основе сотрудничества; дошкольники приобретут навыки самостоятельной организации игровой, двигательной деятельности,  используя при этом пособия, атрибуты и наряды. Сформируется чувство ответственности при выполнении трудовых поручений, желание заниматься коллективной художественно – продуктивной деятельностью.
  • Педагоги - удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован материал по теме проекта.
  • Родители – активные участники жизни группы; проявляют интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Время реализации проекта:

Октябрь 2014 г. – март 2015 г.

Средства реализации проекта:

  • Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой).
  • Организация предметно - развивающей среды.
  • Специально-организованная НОД.
  • Групповые развлечения.
  • Выступления детей группы со сказочными постановками.
  • Организация творческих выставок.
  • Участие в творческих конкурсах.
  • Оформление информационных стендов.
  • Просвещение родителей.

Этапы осуществления проекта:

Согласно поставленным задачам были запланированы мероприятия с детьми, родителями воспитанников старше - подготовительной (4 логопедической) группы «Теремок». Реализация проекта - в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Механизм реализации проекта

I этап – подготовительный (октябрь)

В ходе данного этапа была проведена предварительная работа:

1. Определение цели и задач проекта.

2. Изучение методической литературы по теме проекта.

3. Составление перспективного плана работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработка конспектов НОД для детей (подбор художественной литературы: сказок, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, игр и игровых упражнений). Подборка мультипликационных фильмов, песен о дружбе, материалов для составления картотеки игр направленных на формирование дружеских отношений между детьми; материалов для продуктивной деятельности детей; подготовка цикла бесед по теме проекта; пополнение книжного уголка.

5. Подготовка пособий и атрибутов, необходимых для проведения развлечений, инсценировок, игр-драматизаций (иллюстрации, книги, маски, костюмы, декорации).

6. Оформление воспитателями, учителем-логопедом наглядной – стендовой информации, буклетов и анкет  для родителей. Проведение группового родительского собрания.

II этап – основной (ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

В задачи данного этапа входила реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

  1. Мероприятия  по работе с детьми:
  • непосредственно образовательная деятельность,
  • беседы,
  • игры (дидактические, подвижные, словесные, театрализованные, музыкальные, ситуационные),
  • чтение художественной литературы,
  • просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,
  • знакомство с пословицами и поговорками,
  • продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование),
  • развлечения.
  1. Мероприятия по работе с педагогами:
  • использование  раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,
  • использование мультимедийной презентации,
  • изготовление  пособий для НОД, бесед и декораций для развлечений,
  • изготовление приглашений для родителей,
  • разработка сценариев совместной деятельности,
  • оформление выставок детских, совместных работ.
  1. Мероприятия по работе с родителями:
  • оформление буклетов, консультаций,
  • организация развлечения для детей,
  • проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, декораций, атрибутов для театра,
  • оформление книжек-малышек,
  • родительское собрание,
  • мастер – класс,
  • детско–родительское мероприятие.

Деятельность в соответствии с планом мероприятий

        Педагогами были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию старших дошкольников. Основная цель их проведения: создание условий для формирования опыта социального взаимодействия, активизация речевой и мыслительной деятельности, гармонизация эмоционального состояния детей.

  • Воспитателями были проведены НОД: «Сказочный денёк», «Что такое дружба?», «Дарите людям доброту».
  • Педагогом-психологом были проведены НОД: «Мир добрых сказок», «Дружные ребята».    

    С целью приобщения к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования понимания детьми ценности дружбы и дружеских взаимоотношений нами проведены беседы: «Добро не умрёт, а зло пропадёт», «Дружбой дорожить умейте!», «О вежливости», «Правила дружбы», «Всемирный День доброты» (в мире празднуется 17 февраля).

    Педагогами группы была создана картотека игр по социально-коммуникативному развитию.

  • Для оптимизации дружеских отношений детей путём примирения, а так же для развития умения выражать свои чувства мы познакомили детей с игровыми пособиями: «Теремок настроения», «Мирилка», «Волшебники».
  • Использование ситуационных игр-историй «Помощь бельчонку», «Котик и ёжик на качелях» помогало ненавязчиво обучать детей правилам общения и вводить их в мир общечеловеческих ценностей. А игры из серии «Утро радостных встреч» («Из чего – же, из чего – же», «Скучно, скучно так сидеть», «Настроение», «Молчок» и др.), способствовали созданию позитивного настроя на неделю, развитию у детей адекватной самооценки. Такие игры были направлены на социализацию детей пришедших после длительного отсутствия.
  • Для формирования умения оценивать свои поступки и поступки других людей в работе с детьми использовали дидактические игры «Уроки поведения», «Оцени поступок»,  «Что такое хорошо, и что такое плохо». Такие игры были направлены и на развитие нравственно ценностного словаря (взаимопомощь, дружба, выручка и т.д.).
  • Развитию коммуникативных качеств детей способствовали игры: «Комплементы», «Фотографии друзей», «Мост дружбы», «Встреча», «Слушаем сердце».
  • Научить детей взаимодействовать  в паре, распознавать эмоциональное состояние окружающих, а также выражать собственные чувства помогли игры «Чтение эмоций», «Угадай настроение», «Зеркало».
  • Использование подвижных игр:  «Хвост дракона», «Найди свою пару», «Жмурки», «Ловишки», «Прятки», «Перебежки», «Твистер», «Парашют» и др. способствовало не только развитию двигательных навыков и совершенствованию физических качеств, но и формированию чувства сплочённости детского коллектива.
  • Для развития эмпатии у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта мы использовали музыкальные игры-танцы: «Танец в парах», «Чудо-юдо», «Лавата», «Мы семья», «Бабка - Ёжка».
  • А для развития творческого потенциала, воображения, познавательной и речевой активности, привитию трудовых навыков в программу мероприятий проекта были включены игры-драматизации «Репка», «Три поросёнка», «Стоит в поле теремок». 

     Научить детей различать эмоциональные состояния героев художественных произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений помогло чтение художественной литературы, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов.

  • Групповая библиотека еженедельно пополнялась рассказами, авторскими и русскими народными сказками и стихами о дружбе: С. Прокофьев «Самый большой друг», В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок», «Ёлка». В. Катаев «Цветик - семицветик». Л. Толстой «Два товарища». Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Мороз - Иванович», «Лиса и волк», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».  Стихи: Г. Остер «Вредные советы». В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».  К. Нефёдова «Хорошие манеры» и др.
  • Групповая видеотека пополнилась мультфильмами: «Лето кота Леопольда», «Цветы дружбы», «По дороге с облаками», «Ох и Ах», «Трям! Здравствуйте!», «Палочка - выручалочка», «Самый главный», «Снежная Королева», «Умка», «Чебурашка и крокодил Гена», «Котёнок по имени Гав», «Приключения на плоту», «Крошка Енот», «Красная шапочка», «Золушка» и др.

Художественная литература и мультфильмы помогали не только научить детей видеть, понимать, но и оценивать поступки героев, мотивировать и обосновывать свои суждения.

     Для закрепления полученных знаний по теме проекта предлагалось домашнее задание: семейное чтение народных сказок (закрепляем правила дружбы); совместная детско-родительская деятельность «Мой друг» (составление рассказа о друге); создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки».         

     В проектную деятельность мы включили знакомство детей с пословицами и поговорками с последующим обсуждением их смысла. Их использование в работе с дошкольниками способствовало обогащению новыми знаниями, формированию познавательного интереса, закреплению правил поведения и дружбы.

  • Вместе и беда легче переносится.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится. Один в поле не воин.
  • Один палец не кулак.
  • Друзья познаются в беде.
  • Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  • Все за одного, один за всех.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • С тем не ужиться, кто любит браниться.
  • Неверный друг - опасный враг.
  • Дружба – великая сила.
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  • Без друга в жизни туго.
  • Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Для развития умения использовать невербальные средства общения,
детям предлагалось изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу, а также отразить народную мудрость в рисунке. К участию в выставке творческих работ «Народная мудрость гласит…» были привлечены и родители воспитанников.

    Существенно изменить межличностные отношения между сверстниками, а так же между взрослым и ребенком помогла продуктивная деятельность. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

  • Индивидуальная работа детей /рисование, аппликация, конструирование/: «Открытка для лучшего друга», «Портрет моего друга», «Доброе сердце», «Подарок для папы», «Подарок маме».          
  • Коллективное конструирование из бумаги в технике квиллинг /воспитатели, дети/: «Репка», «Мешок яблок», «Петух», «Новогоднее приглашение», «Чебурашка и крокодил Гена», «Теремок», «Первоцветы».
  • Коллективное приготовление десерта «Фруктовые шашлычки».

       Совместное творчество педагогов и детей при создании конкурсных работ:

«Новогодний хоровод» в рамках городского конкурса «Новый год своими руками», организованного издательством «Родной город».

Наш групповой коллектив стал победителем конкурса: занял 2 место, получил диплом, настольные и напольные игры, а также сертификат на 2.500 р. от «Лавки чудес».

  • «Осенний блюз» в рамках конкурса «Осень Золотая», организованного администрацией нашего детского сада.

Наш групповой коллектив стал победителем конкурса: занял 1 место, получил грамоту.

  • «Стой! Опасно для жизни» в рамках городского конкурса «Безопасность – основа жизни», организованного издательством «Родной город».

Работа была отмечена благодарностью коллективу МДОУ – д/с № 196 компенсирующего вида за участие, проявленное творчество в художественном оформлении работы.

               

  • Коллективный труд воспитателей и детей. Украшения для группового участка, «Открытка для Артёма» /мальчик долгое время не посещал детский сад из-за травмы/.

   

  • Коллективный труд родителей и детей:
  • Участие в конкуре детского сада «Осень Золотая» /изготовление работ из природного материала/.            
  • Участие в акции «Покормите птиц зимой» /изготовление кормушек/.    
  • Совместное творчество детей и родителей /рисование/: «Народная мудрость гласит…».
  • Совместное творчество детей и родителей /конструирование, рисование, сочинение/: создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки».
  • Индивидуальная работа Егоровой В.М. (мама Егоровой Лизы): изготовление пальчикового театра «Теремок» и настольного театра «Три медведя».

Используя совместную практическую деятельность в работе с дошкольниками, мы добились повышения самооценки детей: каждый ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим  и общим успехам. Это способствовало и развитию благоприятных межличностных отношений в группе.

     Организованные педагогами развлечения также способствовали воспитанию навыков сотрудничества воспитанников. Были созданы условия, которые способствовали проявлению эмоциональных переживаний детей от совместной подготовки к мероприятию, от участия в игровой, музыкальной, двигательной деятельности.

    Согласно плану мероприятий проекта были проведены развлечения: «Мы к вам заехали на час», «Танцевальный марафон», «Дружба крепкая».

  • «Мы к вам заехали на час» /в организации мероприятия, посвящённому дню осенних именинников, приняли участие родители Решетниковых Антона и Артёма/.
  • «Танцевальный марафон».  
  • «Дружба крепкая».    

Для повышения уровня компетентности родителей по теме проекта педагогами были подготовлены консультации и памятки.

  • Консультации: «Верный друг,  каким он должен быть?», «Дружбе нужно учить», «Учим ребёнка дружить», «Добр ли ваш ребёнок?».
  • Памятки: «Настоящие родители – друзья своим детям», «Язык неприятия: 12 барьеров общения», «Пальчиковые игры по сказкам», «Закрепляем звуки речи с помощью сказок», «Сказка – массаж по мотивам р.н. сказки «Колобок» с использованием колючих шариков – массажёров».

III этап – заключительный (март 2015 г.)

На третьем, заключительном этапе были проведены мероприятия, обобщающие результаты работы:

  1. Подготовка и проведение детско-родительского мероприятия «В гостях у сказки».

Теоретическая часть: мастер - класс для родителей «Роль сказки в речевом развитии ребёнка» /учитель-логопед/.

      В первой /теоретической/ части мероприятия перед родителями воспитанников выступила, учитель-логопед группы Крамина О.И. Она раскрыла особенности развития связной речи у дошкольников с  ОНР и ФФНР на материале русских народных сказок. Пояснила, почему именно использование народного творчества важно в коррекционно-развивающей работе с детьми: формирует языковую компетентность; способствует автоматизации и дифференциации поставленных звуков; побуждает  к анализу, рассуждениям, выводам. В ходе выступления Ольга Ивановна предлагала практические задания, отвечала на вопросы родителей. В помощь родителям для работы с детьми в домашних условиях учитель-логопед подготовила памятки: «Закрепляем звуки речи с помощью сказок», «Сказка – массаж».

Практическая часть: литературная викторина, совместное творчество /педагоги, родители, дети/.

      Во второй /практической/ части мероприятия приняли участие не только родители, но и дети. Педагогами была проведена «Литературная викторина» и организована совместная творческая деятельность. Совместная интеллектуальная и творческая деятельность – это всегда радость, положительные эмоции. Игровые задания, конкурсы, сюрпризы, которыми была насыщена практическая часть детско-родительского мероприятия, а также спонтанные комичные ситуации вызывали искренний смех, удивление, восторг не только у детей, но и у взрослых. Деятельное участие воспитанников в «Литературной викторине», творческих заданиях способствовало обогащению детей новыми впечатлениями, развитию уверенности, доброжелательности, дружеских отношений, формированию коммуникативных навыков.

  •  «Литературная викторина» для детей и родителей.

  • Совместное творчество детей и родителей «Наш сказочный герой» /изготовление сказочного героя из воздушного шара/.

Домашнее задание: создание индивидуальных книжек «Мои первые сказки».

    В третьей /заключительной/ части мероприятия для родителей и детей была организована выставка «Сказка за сказкой», на которой было представлено многообразие видов театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный и др.). В завершение мероприятия участникам было предложено проявить совместное творчество при создании индивидуальных книжек «Мои первые сказки».  

  1. Оформление стенда (размещение фотоматериалов мероприятий, творческих работ) по итогам проекта «Мы умеем дружно жить». 

  1. Обсуждение итогов проекта. Презентация проекта.

Выводы:

     

Реализация представленного проекта «Мы умеем дружно жить» позволила добиться положительных результатов:

  • У воспитанников сформированы и систематизированы представления о понятиях «дружба», «доброжелательность», «взаимопомощь», «выручка» и др. их важности в жизни людей.
  • Повысился уровень знаний о культуре поведения и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;  сформировано умение размышлять над нравственной сутью поступков, оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Повысился уровень коммуникативной компетентности: дети умеют распознавать эмоциональные переживания, состояние окружающих, выражают собственные переживания, находят причину споров, конфликтов и позитивно разрешают такие ситуации, научились преодолевать нерешительность. 
  • Использование языкового богатства русского народного творчества позволило сформировать у детей монологическую и диалогическую речь, умение логически формулировать фразы, составлять тексты, добиться интонационной выразительности речи. Дети ясно и грамотно излагают свои мысли, используя в речи пословицы, поговорки, мирилки, примеры из литературных произведений.
  • Дошкольники приобрели навыки самостоятельной организации игровой, двигательной деятельности,  используя при этом пособия, атрибуты, предметы, игрушки. Благодаря организации играм социально-коммуникативной направленности, коллективной творческой и трудовой деятельности у детей сформировались навыки сотрудничества, закреплены нормы нравственного поведения, чувство уверенности, ответственности.
  • Педагоги - удовлетворены проведенной работой и результатами проекта, ими собран и систематизирован материал по теме проекта, а самое главное:  в группе удалось создать атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, педагогами.
  • Родители – активные участники жизни группы; проявляют интерес к образовательному процессу, развитию коммуникативной и социальной компетентности детей.

Проведённая аналитическая деятельность подтверждает целесообразность работы с применением метода проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы умеем дружно жить" спортивное развлечение с родителями

Цель: разнообразить формы работы с родителями. дать детям раскрыть свои спортивные способности....

Статья в газету "Мы умеем дружно жить"

Статья в районную газету "Победа". В МДОУ «Ромодановский детский сад» большое внимание уделяется вопросам охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития, п...

Спортивный праздник "Мы умеем дружно жить"

Спортивный праздник, насыщенный разнообразными конкурсами для пап, мам и детей. Весело, не даст никому заскучать и полезно....

Конспект занятия "Мы умеем дружно жить"

Занятие по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни....

Конспект спортивного праздника для детей и их родителей по образовательной области «Физическая культура» в подготовительной к школе группе на тему: «Мы умеем дружно жить».

Спортивный праздник для детей и их родителей организован и проведён по направлению «Физическое развитие», образовательная область «Физическая культура».Тема мероприятия:...

Планирование работы с детьми 3–4 лет в летний период. Тематическая неделя: «Мы умеем дружно жить».

Планирование работы с детьми 3-4 лет в летний период. Тематическая неделя: «Мы умеем дружно жить»....

СЦЕНАРИЙ СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА «МЫ УМЕЕМ ДРУЖНО ЖИТЬ»

Формирование у детей представления о семье и своём месте в ней....