консультация для воспитателей
консультация на тему

Приходько Ирина Владимировна

Консультация для воспитателей на тему "Нравственное воспитание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему

«Нравственное воспитание по - средствам художественной литературы»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношения к миру, окружающим людям.

В этике существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью  сказок

. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения.

Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребёнка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой использую различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приёмами трёх методов.

Наглядный метод: приёмы-

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- просмотр видеофильмов,

- оформление выставок: .

а) Тематических

б) об одном герое из разных произведений (о волке)

Словесный метод: приёмы-

- чтение произведений с просмотром иллюстраций

- вопросы по содержанию произведений,

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы ; приемы-

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

игровая деятельность.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, лучше рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читается по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Как читать детям сказки

Чтение сказок всегда доставляют детям радость. Они внимательно их слушают, переживают, быстро усваивают содержание. Сила воздействия сказки зависит не только от её содержания, но и от умения преподнести её детям, ярко и образно её рассказать или прочитать.

Естественное, дружеское, заинтересованное обращение к детям – одно из необходимых условий чтения сказки. Тёплая, задушевная обстановка при чтении сказки усиливает впечатление от неё, увлекает и захватывает детей. Поэтому воспитатели должны заботиться о том, чтобы их чтение было живым, естественным, чтобы дети активно сопереживали, волновались за судьбу героев, радовались счастливому концу.

Фантастика всегда находится в связи с действительностью, подчинена жизненным задачам и передаёт разнообразные стремления людей, их мечты и желания. Но в сказках – поучительная выдумка, и эта особенность требует чтения её не как простого рассказа, не отступая от интонаций бытового общения. Некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам должна соблюдаться в зачине – самом начале сказки, который как бы вводит ребёнка в мир, где всё необычно. Все сказки строятся на принципе антитезы (противопоставлений) : добро – злу, трудолюбие – праздности, ум – глупости и т. д. Эту особенность сказок обязательно надо учитывать при чтении. Подчёркивание при чтении контрастных мест усиливает влияние от сказки. Делает её особенно близкой детям, подводит к верному восприятию вывода, который за этим противопоставлением последует.

Герои народных сказок, как правило, рисуются прямолинейно. Развития характеров в них не даётся. Сказочные герои – либо носители добра, наделённые всевозможными положительными чертами; либо – носители зла, которым присущи различные отрицательные качества.

Читать следует так, что бы дети с самого первого упоминания о героях сказок поняли, какой это герой, как к нему надо относиться. Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых одобрительных интонаций. Отрицательному же герою будут соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

В сказках действие начинается сразу и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Например в сказке «Колобок»: только что Колобок соскочил с подоконника, как ему повстречался Заяц, ушёл от Зайца – повстречался Волк, ушёл от Волка – повстречался Медведь, ушёл от Медведя – повстречалась Лиса. Каждая картинка рисует завершённый эпизод, в котором участвуют определённые герои, происходят конкретные события. Каждый эпизод требует определённого чтения, соответствующего событиям и поведению действующих лиц. Так. В первом эпизоде сказки следует заинтересовать детей появлением Колобка и обратить их внимание на черты его характера, особенно подчеркнуть непослушание, непоседливость. В эпизодах встречи с Зайцем, Волком и Медведем обратить внимание ребят на особенности сказочных образов, выделив слова определяющие их характер и отношении к ним Колобка, подчеркнув его хвастливость, заносчивость. В эпизоде встречи Колобка с Лисой обратить внимание на хитрость Лисы, прочитать притворно – ласково её слова: «Стара я стала, не слышу. Сядь ко мне на язычок и пропой ещё разок! », а потом сделав паузу, подвести детей к неожиданному результату: «Ам, и съела! »

Поскольку картины в сказке рисуют завершённый эпизод, каждая из них должна отделяться от предыдущей значительной паузой. Это поможет детям лучше осмыслить прочитанное, выявить своё отношение к случившемуся и подготовиться к прослушиванию следующего эпизода.

Почти во всех сказках счастливый конец, в котором добро торжествует, а зло наказано. Эту особенность надо передать при чтении: перед завершающим эпизодом следует сделать паузу, текст прочитать замедленно, выразить удовлетворение выводом, который делается в сказке, чтобы дети не только пережили услышанное, но и ощутили радость от справедливой и счастливой развязки.

Многие сказки относятся к так называемым цепевидным («Колобок», в которой число действующих лиц постоянно растёт. Эти сказки требуют особого преподнесения их детям. Они не должны читаться монотонно, однообразно. Чтобы заинтересовать ребят, каждое новое действующее лицо надо представить так, чтобы чувствовалась важность в ходе развития действия, интонацией передать его особенности, обратить внимание на появление последнего персонажа, который является решающим в развитии сюжета. Дети любят и понимают сказочный юмор. Умело переданный при чтении, он всегда радует ребят, вызывают у них весёлый смех. Поэтому читая сказку, необходимо выделять места, рисующие нелепость, комизм положения в который попадают глупые и злые герои сказок – читать с лукавством, иронией.

Поэтому я считаю что, частое и правильное чтение детям сказок будет способствовать более активному постижению ребёнком окружающего мира, учить прекрасному, заложат правильные основы нравственности.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...