Дидактическая игра по социально – личностному развитию дошкольников
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Теслева Ирина Васильевна

1. Развивать способность к эмоциональному сопережива­нию.

2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное пе­реживание близких людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b.2.1._tesleva.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

по социально – личностному развитию дошкольников

Составитель: Теслева Ирина Васильевна

воспитатель группы компенсирующей

направленности №12

                                             

2017 г.

Тема игры: «Самый дорогой на свете человек»

Цели:

1. Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.

2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.

3. Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.

5. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

6. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

7. Формировать осознание моральной стороны поступков.

Ход игры

Игра начинается с обращения к детям:

— Кто на свете для вас самый дорогой человек?

— Мама!

Чтение стихотворения о маме В. Руссу.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна, всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.

       

  Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

       

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

      «Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу.

        Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».

— Почему мама обиделась на сына?

— Как должен был поступить Сережа?

         Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса.

        После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.

— Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений.)

Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

— А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!..».

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

— Почему рассердилась мама?

— Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

— Как можно помочь малышу в этой ситуации?

— А какие добрые дела вы сделали для своих родителей? Выслушиваются ответы детей.

Детям предлагается послушать (или прочитать) стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

—-Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела;

 Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,  

А потом скользнул ко мне.

Ничего, — шепнул он будто,

— Посидим и в тишине...

     Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то...».  

Игровое упражнение «Мама устала»

     Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игровая ситуация: «Волшебный фонарик»

 Педагог  дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.

Советы детям:

  • Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними.
  • Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обязательно попросить прощения.
  • Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости», Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.
  • Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.
  • Оберегайте отдых близких тебе людей.
  • Чтобы быть внимательными к.близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение, и следующая игра поможет нам в этом.

        Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки в любимый мамин цвет. По окончании задания воспитатель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Роль практических ситуаций в социально - личностном развитии дошкольников

Социально - личностное развитие детей, является одним из ведущих направлений  образовательного процесса. Можно так же подчеркнуть его неразрывную связь  с освоением нравственных и эстетическ...

«Система социально-личностного развития дошкольника»

Практико-ориентированный проектС самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает....

Педагогический совет по теме «Социально-личностное развитие дошкольника"

Цель педсовета - систематизация знаний педагогов о социально-личностном развитии дошкольниковПовестка дня:Теоретическая часть: «Детская субкультура как механизм социализации дошкольников» П...

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками     ...

Мониторинг детского развития на основе оценки социально-личностного развития дошкольников

Мониторинг детского развития на основе оценки социально-личностного развития дошкольников...