рабочая программа педагога-психолога доу
рабочая программа на тему
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zobovoy.docx | 150.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8
Принято: Педагогическим советом МБДОУ №8 Протокол № ___ от «__»_____2016г. | «Утверждаю» Зав. МБДОУ № 8 _________ Л. Г. Журавлева от «__» _______ 2016г. Приказ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ№ 8 |
Зобовой Н. А. |
на 2016 – 2017 учебный год г.АРМАВИР |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4
ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 5
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 5
РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 8
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 49
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 50
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 51
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ 52
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ 53
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Построение образовательной работы на основе ФГОС ДО значительно повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации необходимо для учёта особенностей развития детей, формирования индивидуального подхода к каждому ребёнку, оказания помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, а также, защиты прав детей. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ направлена на, достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ ДОУ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Армавира реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
МБДОУ №8 г. Армавира обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 8 лет.
В ДОУ созданы условия для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Детский сад оснащен игрушками, пособиями, средствами ТСО, компьютерными комплексами.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ № 8 Зобовой Н.А. составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 г.
- Методическим письмом Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16;
- ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
В рабочей программе учтены этические принципы деятельности психолога согласно этическому кодексу педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятому на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москва.
Целью реализации рабочей программы педагога-психолога МБДОУ № 8 является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Основные задачи реализации программы педагога-психолога в 2016 – 2017 учебном году:
- Создание организационно-методических условий, обеспечивающих свободное и эффективное развитие воспитанников ДОУ.
- Поддержание позитивного микроклимата в группах детского сада, для обеспечения психоэмоционального комфорта всех участников педагогического процесса.
- Повышение психологической грамотности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребёнка в семье.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В программе учитываются личностно-ориентированный и деятельностный подходы психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ.
Основные принципы реализации рабочей программы педагога-психолога:
- Рабочая программа представляет собой целостную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Все ступени дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
- Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- В процессе реализации программы педагог-психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребенка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельности. При этом, решение поставленных задач осуществляется на необходимом и достаточном материале.
- Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учётом этнокультурной ситуации развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:
- Поддержка разнообразия детства;
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
- На основе примерной рабочей программы педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с учетом содержания образовательной программы, запроса родителей и специфика образовательных потребностей детей в конкретной ДОО.
ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем направлениям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они возникают благодаря, во-первых, развитию речи позволяя и регулируя общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда происходит при участии значимых взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста описаны в приложении 4.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе в МБДОУ № 8 регламентируется федеральными, региональными, муниципальными локальными документами.
В соответствии с Приказом Минобразования России «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства Образования РФ» от 22.10.1999 г. № 636, Письмом Министерства Образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» от 24.12.2001 № 29/1881-6 и другими нормативными актами, основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии;
- развивающая и коррекционная работа – активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей;
- консультирование педагогов, специалистов, родителей воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания;
- профилактика – формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности;
- психологическое просвещение – это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям;
- экспертиза – работа педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МБДОУ.
Так же, в содержание деятельности педагога-психолога входит организационно-методическая работа, подразумевающая ведение документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей.
В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Согласно ФРОС ДО, в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дельнейшим планированием образовательной работы.
Цель диагностической работы в ДОУ – помочь педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. Диагностика – это важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета. Она позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы Психолого-педагогическая диагностика в МБДОУ № 8 охватывает все возрастные группы воспитанников, а также педагогов и родителей с использованием стандартизированных методик. Психодиагностика родителей проводится по индивидуальному запросу, диагностируются отношения в семье. Психодиагностическая работа с воспитанниками описана в Таблице 2. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Психодиагностика педагогов в 2016 – 2017 учебном году проводится по запросу администрации МБДОУ с целью оптимизации образовательного процесса (Таблица 3).
Таблица 2. Диагностическая работа с воспитанниками МБДОУ № 8
С кем проводится | Направления и виды работы | Методы диагностики | Формы работы | Сроки выполнения |
Вторая младшая группа №6. 3 – 4 года. | Выявление уровня интеллектуального развития, особенностей личностной сферы. Рекомендации воспитателям по использованию развивающих программ. Общие рекомендации родителям. | Экспресс-диагностика в детском саду Павлова Н.Н, -Руденко Л.Г. | Индивидуально. | Сентябрь |
Средние группы 4 – 5 лет. | Выявление уровня интеллектуального развития, особенностей личностной сферы Рекомендации воспитателям по использованию развивающих программ. Общие рекомендации родителям. Разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ. | Экспресс-диагностика в детском саду Павлова Н.Н- Руденко Л.Г. | Индивидуально. | сентябрь |
Старшая группа 5 – 6 лет. | Экспресс-диагностика в детском саду Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Методика «Моя семья» КРС | Индивидуально. | сентябрь | |
Подготовительные к школе группы № 1,2. 6 – 7 лет. | Экспресс-диагностика в детском саду Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. СТШЗ Керна-Йерасека. Методика «Моя семья» КРС | Индивидуально. | Сентябрь май | |
Индивидуальная диагностика по запросу. | Углубленная диагностика по запросу (родителей и педагогов). Рекомендации воспитателям и родителям по вопросам развития детей. | В соответствии с запросом педагогов или родителей. | Индивидуально. | В течение года. |
Диагностика детей ПМПк. | Углубленная диагностика ПМПк по результатам исследования информационных карт. | Познавательная, эмоционально-волевая социальная сферы. | Индивидуально. | Сентябрь |
Заключительная диагностика детей ПМПк. Итоговые результаты реализации ИКРП. | Май. |
Таблица 3. Диагностическая работа с педагогами в МБДОУ № 8
С кем проводится | Направления и виды работы | Методы диагностики | Формы работы | Сроки выполнения |
Педагоги МБДОУ № 8 | Диагностика уровня эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов (в области саморазвититя) и администрации ДОУ. | Опросник В. Бойко для диагностики уровня эмоционального выгорания. | Индивидуально. | апрель |
РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МБДОУ № 8 строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МБДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, логопедические, ребёнок направляется на ПМПк МБДОУ № 8, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:
- групповыми (фронтальными);
- индивидуальными.
Групповые занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это занятия по профилактике социально-психологического климата в группе. Индивидуальные занятия проводятся также в групповых комнатах, в теплое время года занятия возможны в беседке во время прогулки.
Содержание и структура занятия варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.
Программы, направления, виды, формы работы и хронометраж занятий представлены в Таблице 4.
Все занятия проводятся в соответствии со статьёй 11 «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» пунктами 11.8 – 11.13 санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций САНПИН 2.4.1.3049-13, утверждённому Постановлением Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко от 15 мая 2013 г. N 26.
Таблица 4. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками МБДОУ № 8
Учебный план
С кем проводится, форма работы | Программа | Направления, виды работы | Сроки выполнения | Кол-во встреч в неделю | Время за нед. | Кол-во встреч в год | Время за год. |
Группа № 3. 4 – 5 лет. (групповая) | «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой | Коррекционно-развивающая работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей. Осознанное восприятие эмоций. Произвольная регуляция. | Октябрь-март. | 1 по 20 минут | 20 минут | 25 занятий | 8,33 часа |
Группа №5. 4 – 5 лет. (групповая) | «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой | Октябрь-март. | 1 по 20 минут | 20 минут | 25 занятий | 8,33 часа | |
Группа № 4. 5 – 6 лет. (групповая) | «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой | Октябрь – март. | 1 по 25 минут | 25 минут | 25 занятий | 10,4 часов | |
Группы № 1. 6 – 7 лет. (групповая) | «Приключения будущих первоклассников» / Куражева Н.Ю (и др.) | Повышение уровня психологической готовности к школе. Формирование предпосылок учебной деятельности. | Октябрь-апрель. | 1 по 30 минут | 30 минут | 28 занятия | 14 часов |
Группа № 2. 6 – 7 лет. (групповая) | «Приключения будущих первоклассников» / Куражева Н.Ю (и др.) | Октябрь-апрель. | 1 по 30 минут | 30 минут | 28 занятия | 14 часов | |
Группа № 3. 4 – 5 лет. (групповая) Групповая | Г.Г. Сенник Ортис «МАШИНЫ СКАЗКИ» (программа развивающих занятий на основе сказок Софьи Прокофьевой) | Психопрофилактика в группах (16 занятий в каждой группе за учебный год). | Июнь, июль, август. | 1 по 20 минут | 20 минут | 16 | 5,3 часа |
Группа №5. 4 – 5 лет. (групповая) | Июнь, июль, август | 1 по 20 минут | 20 минут | 16 | 5,3 часа | ||
Группа № 4. 5 – 6 лет. (групповая) | Июнь, июль, август | 1 по 20 минут | 20 минут | 16 | 5,3 часа | ||
Индивидуальные занятия с детьми. Индивидуальная форма работы. | Индивидуальные коррекционно-развивающие программы, разработанные педагогом-психологом МБДОУ № 8. | По решению ПМПк в соответствии с ИКРП. Либо по запросу родителей или педагогов. Психологическая помощь, и поддержка ребёнку в соответствии с возникшей ситуацией. | Октябрь – апрель. | 1 Количество занятий определяется по запросам родителей и педагогов и индивидуальным особенностям детей. |
Для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья и, естественно, наличия в дошкольном учреждении объективных возможностей для этого. В условиях нашего детского сада индивидуальная и подгрупповая работа с дошкольниками затруднительна, так как нет специально оборудованного помещения. Поэтому основной упор делается на групповую работу с детьми, в которой учитывается и специфика детей, имеющих выраженные нарушения психологического здоровья.
Для групповой коррекционно-развивающей работы в средних и старших группах применяются программы «Тропинка к своему Я». Автор данной программы - Хухлаева Ольга Владимировна— доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор. В подготовительной к школе группе проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия по программе «Приключения будущих первоклассников» Куражевой Натальи Юрьевны, детского психолога и психотерапевта. Данные программы подходят для фронтальной работы. [11. С.60], [1. С.6].
Пояснительная записка
к программе «Тропинка к своему Я» (автор Хухлаева О.В.)
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Формирование физически и психически здорового ребенка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.
Задачи:
- обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
- обучение рефлексивным умениям;
- формирование потребности в саморазвитии.
- содействие росту, развитию ребенка.
- Количество образовательной деятельности в неделю: 1
- Количество образовательной деятельности в месяц: 4
- Количество образовательной деятельности в год: 25
- Форма работы с детьми: фронтальная
- Продолжительность образовательной деятельности -20 минут для средних и 25 минут для старшей групп.
Предполагаемые результаты к концу учебного года:
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.
- Различение эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
- Развитие совместной деятельности детей, умение работать в парах, выступать публично.
- Сформированы навыки культурного общения, партнерского общения.
- Сформирована адекватная самооценка
Календарно-тематический план
групповых коррекционно-развивающих занятий в средней группе (4-5 лет) (Хухлаева О.В.)
№ | Тема | Содержание организованной образовательной деятельности | Материалы | Цель | Направления развития и образования детей (образовательные области) | |
ОКТЯБРЬ | ||||||
1 | ТЕМА I. КТО Я? ЗАНЯТИЕ 1. Я РАСТУ, ИЗМЕНЯЮСЬ | «Самое интересное летом». «Я — маленький. Я — большой». «Я расту». «Интервью». «Ручеек радости» | стулья | Развитие навыков вербального и невербального общения. Снятие телесного и эмоционального напряжения. Создание эмоционально положительного климата в группе | Речевое развитие, Физическое Социально-коммуникативное развитие | |
2 | ЗАНЯТИЕ 2. Я РАСТУ, ИЗМЕНЯЮСЬ | «Мысленная картинка». «Умел — умею — буду уметь». «Линия времени». «Театр» «Ручеек радости». | тихая мелодичная музыка, стулья, 2 стульчика | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие общей моторики. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. Сплочение группы, развитие умения выступать публично. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
3 | ЗАНЯТИЕ 3. Я — МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА | «Мысленная картинка». «Девочки и мальчики умеют». «Я люблю». «Я — мама». «Театр». | мяч | Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Развитие навыков вербального и невербального общения. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое | |
4 | ЗАНЯТИЕ 4. КАКИЕ МАЛЬЧИКИ –КАКИЕ ДЕВОЧКИ | «Мысленная картинка «Какие девочки — какие мальчики». «Что любят мальчики, что любят девочки». «Кто кого обидел». «Мама делает, папа делает». «Театр». «Ручеек радости | Веревочка мяч | Развитие мелкой и общей моторики Развивать умение выступать публично. Развитие произвольности психических процессов. | Социально-коммуникативное развитие | |
НОЯБРЬ | ||||||
5 | ТЕМА 2. Я — ХОЗЯИН СВОИХ ЧУВСТВ ЗАНЯТИЕ 5. КТО ТАКОЙ ХОЗЯИН СВОИХ» ЧУВСТВ? | «Мысленная картинка». «Собачка хочет ласки». «Хозяин чувств». «Стоп, кулак!» «Танцы для пальцев». «Театр» «Ручеек радости». | веревочка | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие мелкой и общей моторики | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
6 | ЗАНЯТИЕ 6. Я УЧУСЬ НЕ ДРАТЬСЯ | «Мысленная картинка» «Оживи картинку». «He-хозяин чувств». «Стоп, кулак! А как?» «Сказочная страна». «Театр». «Ручеек радости». | фото или картинка животного (кот, белка, коза), 2 стульчика | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие мелкой и общей моторики | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
7 | ЗАНЯТИЕ 7. Я УЧУСЬ НЕ ОБЗЫВАТЬ ДРУГИХ | «Мысленная картинка» «Кто больше знает обзывалок». «Обзывалки, стоп!» «Оживи картинку». «Акулы—-рыбки». «Театр». «Ручеек радости». | фото, картинка с интересным сюжетом, веревочка | Развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры). Развитие эмоциональной сферы детей. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
8 | ЗАНЯТИЕ 8. Я УЧУСЬ НЕ ОБИЖАТЬСЯ | «Мысленная картинка» «Хозяин своих чувств «Какими чувствами нужно уметь управлять?» «Обида, стоп». «Волк-волчишко, пусти переночевать». «Театр». «Ручеек радости». | стульчик | Развитие произвольности психических процессов Развитие коммуникативной сферы. Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения. Развитие эмоциональной сферы детей. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
ДЕКАБРЬ | ||||||
9 | ЗАНЯТИЕ 9. МОЖНО ЛИ ОБИЖАТЬСЯ НА МАМУ | «Мысленная картинка» «Хозяин своих чувств». «Обида, стоп!» Работа со сказкой «Можно ли обидеться на маму?» «Театр». «Ручеек радости». | - | Развитие навыков вербального и невербального общения. Развитие мелкой и общей моторики Развитие эмоциональной сферы детей. | Социально-коммуникативное Речевое Физическое Познавательное | |
10 | ЗАНЯТИЕ 10. TЫ ОБИДУ НЕ ДЕРЖИ, ПОСКОРЕЕ РАССКАЖИ | «Мысленная картинка» «Простучи обиду на барабане». Работа со сказкой «Чтоб не обижаться, надо расслабляться». «Театр». «Ручеек радости». | барабан, барабанные палочки, мягкая игрушка | Развитие произвольности психических процессов Развитие эмоциональной сферы детей. Снятие телесного и эмоционального напряжения | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
11 | TEMА 3. МОИ ЧУВСТВА ЗАНЯТИЕ 11. СТРАХ | «Мысленная картинка "Кто-то очень страшный"». «Руки-звери». «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь». Работа со сказкой. Верь в себя «Театр». «Ручеек радости». | стульчики | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
12 | ЗАНЯТИЕ 12. КТО ЖИВЕТ В ТЕМНОТЕ? | «Мысленная картинка» «Темная комнатка». «Грустная Темнота». «Фу, убирай!» «Сказка по кругу». «Театр». | 3 стула, покрытых тканью, повязка на глаза | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное Речевое Физическое Познавательное | |
ЯНВАРЬ | ||||||
13 | ЗАНЯТИЕ 13. ЗЛОСТЬ | «Мысленная картинка» «Злая Черная Рука». «Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку». Работа со сказкой. «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку». «Театр». «Ручеек радости». | стульчик | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
14 | ЗАНЯТИЕ 14. ЗЛОСТЬ | «Мысленная картинка очень-очень добрая». «Подыши как...» «Кто больше всего боится злого». «Кто меньше всех боится злого?» Работа со сказкой. «Волшебное животное». «Ручеек радости». | стульчик | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
15 | ЗАНЯТИЕ 15. ЛЮБОВЬ. Я ЛЮБЛЮ МАМУ — МАМА ЛЮБИТ МЕНЯ | «Погодный массаж». Работа со сказкой. «Как я люблю мою маму». «Театр». «Ручеек радости». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное Речевое Физическое Познавательное | |
16 | ЗАНЯТИЕ 16. Я ЛЮБЛЮ ПАПУ — ПАПА ЛЮБИТ МЕНЯ | «Погода на спине». «Я очень хорошая киска». «Угадай, кто зарычал». «Папа и две сестры». • «Как я люблю моего папу». «Театр». «Ручеек радости». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное Физическое Познавательное | |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
17 | ЗАНЯТИЕ 17. Я ЛЮБЛЮ МОЮ СЕМЬЮ — МОЯ СЕМЬЯ ЛЮБИТ МЕНЯ | «Кидаемся словами». «Хочу — не хочу». «Руки-волны». «Я люблю свою семью, потому что...» «Имя моей мамы похоже...» «Не думай, что мы тебя не любим». «Нарисуем свою семью в виде цветов». «Театр». «Ручеек радости». | мячик, карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное Художественно-эстетическое | |
18 | ЗАНЯТИЕ 18. Я ЛЮБЛЮ МОИХ ДРУЗЕЙ —MOИ ДРУЗЬЯ ЛЮБЯТ МЕНЯ | «Разговор частей тела». «Бинарная гимнастика». «Звериное пианино». «Я знаю пять имен своих друзей». «Твое имя похоже...» Кто сильнее любит». «Ручеек радости». | мячик | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Развитие мелкой и общей моторики | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
19 | ЗАНЯТИЕ 19. Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ ЛЮДЕЙ | «Поругаемся руками». «Массаж чувствами». «Кто пришел?» «Пусть всегда будет...» •«Большой круг — маленький круг». • «Все, кого я люблю». «Ручеек радости». | карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Снятие телесного и эмоционального напряжения Развитие мелкой и общей моторики | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное Художественно-эстетическое | |
20 | ЗАНЯТИЕ 20. ГЕРОЙ И ПОДВИГ | «Передай чувство». «Чьи колени». «Герой и его подвиг». «Рисунок героя». «Ручеек радости». | карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое | |
МАРТ | ||||||
21 | ЗАНЯТИЕ 21. Я ЛЮБЛЮ МОЮ ЗЕМЛЮ - ЗЕМЛЯ ЛЮБИТ МЕНЯ | Работа со сказкой. «Украшаем Землю». «Кто живет в нашем общем доме». «Ручеек радости». | черно-белый рисунок планеты Земля | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие внимания, мышления, памяти. | Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое | |
22 | ТЕМА 4. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ? ЗАНЯТИЕ 22. СТРАНА «ХОРОШО» | «Что будет, если «Бабочки». «Страна "Хорошо"». «Ручеек радости». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
23 | ЗАНЯТИЕ 23. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ | «Счастье — это...» Работа со сказкой. «Хочу быть счастливым» «Медитация». «Ручеек радости». | музыка | Развитие эмоциональной сферы детей. Снятие телесного и эмоционального напряжения | Социально-коммуникативное развитие | |
24 | ЗАНЯТИЕ 24. СЧАСТЬЕ — ЭТО «УМЕТЬ ЛЕТАТЬ» | «Портрет в рамочке». «Крылья». «Счастливый сон». «Ручеек радости». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. | Социально-коммуникативное развитие | |
АПРЕЛЬ | ||||||
25 | ЗАНЯТИЕ 25. ИТОГОВОЕ | «Любимые игры». «Летние снежки». «Нарисуй себя с другом». «Ручеек радости» | «снежки» из бумаги или поролона, карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Сплочение группы, развитие умения выступать публично. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
Календарно-тематический план
групповых коррекционно-развивающих занятий в старшей группе (Хухлаева О.В.)
Тема | Содержание организованной образовательной деятельности | Материалы | Цель | Направления развития и образования детей (образовательные области) | |
ОКТЯБРЬ | |||||
1 | Тема 1. Трудное чувство «Дружба» Занятие 1 . Что такое дружба? | «Приветствие». «С кем я дружил летом». Работа со сказкой: «Незабудка не смогла подружиться». «Волшебник». «Всем-всем до свиданья» | повязка на глаза | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное |
2 | Занятие 2. Дружба – это помощь. | «Мысленная картинка». «Пересядьте все, кто...» «Паровозик». «Кого укусил комарик» «Всем-всем до свиданья». | Развитие эмоциональной сферы детей. Снятие телесного и эмоционального. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
3 | Занятие 3. Кто такой настоящий друг? | «Мысленная картинка». «Маша — настоящий друг, потому что...» «Настоящий друг в нашей группе». «Мои другие друзья». «Всем-всем до свиданья». | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
4 | Занятие 4. С кем я хочу дружить. | «Мысленная картинка «Я хочу с тобой подружиться». «Я не хочу подружиться». «С кем я подружился». Работа со сказкой: «Смелый Бобердулик» «Всем-всем до свиданья». | картинки, на которых изображены дети, испытывающие разные чувства | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
ноябрь | |||||
5 | Занятие 5. Какие чувства мешают дружить | «Мысленная картинка». «Вспомним чувства». «Какие чувства мешают дружить». «Сердитый мальчик—веселая девочка». «Цветок дружбы». «Коровы, собаки, кошки». «Всем-всем до свиданья». | коробка с прорезанными по бокам 4 — 6 отверстиями по размеру детской руки | Развитие эмоциональной сферы детей. Снятие телесного и эмоционального. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
6 | Занятие 6. Дружба | «Мысленная картинка» Работа со сказкой: «Особенное растение» «Всем-всем до свиданья». | мяч | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное развитие Физическое |
7 | Тема 2. как можно изменить чувства другого человека Занятие 7. как помочь грустному человеку | «Мысленная картинка» «Грустная Маша». «Веселые обезьянки». «Обезьянки уснули». «Всем-всем до свиданья». | Развитие эмоциональной сферы детей. Снятие телесного и эмоционального. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
8 | Тема 3. Герои русского фольклора – какие они? Занятие 8. Как помочь сердитому человеку | «Мысленная картинка на тему: «Я сержусь».» «Миша рассердился». «Мама рассердилась». «Ласковое имя». «Всем-всем до свиданья». | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное | |
декабрь | |||||
9 | Занятие 9. баба яга | «Мысленная картинка» на тему «Что-то очень страшное». «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу». «У Бабы Яги заболели зубы». «У Бабы Яги нет друзей». «Всем-всем до свиданья». | маска Бабы Яги | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
10 | Занятие 10. Баба-яга. | «Мысленная картинка» на тему «Семья Бабы Яги». «Когда Баба Яга была маленькой». «Бабе Яге грустно». «Всем-всем до свиданья». | маска Бабы Яги | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
11 | Занятие 11. Баба-яга. | «Забывчивая Баба Яга». «Танец Бабы Яги». «Бабе Яге надоело быть собой». «Рисунок "Баба Яга в гостях в нашем детском саду"». «Всем-всем до свиданья». | музыка подвижная, карандаши, бумага | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
12 | Занятие 12. змей горыныч | «Мысленная картинка» на тему «Самое страшное». «Конкурс "боюсек"». «Самый страшный Змей Горыныч». «Один день из жизни Змея Горыныча». «Смешной Змей Горыныч». «Всем до свиданья». | карандаши, бумага | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетичское |
январь | |||||
13 | Занятие 13. серый волк | «Веселая мысленная картинка». «Иван-царевич и Серый волк» «Веселый волк—грустный волк». «Всем-всем до свиданья». | повязка на глаза, карандаши, бумага | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
14 | Занятие 14. серый волк | «Страна Наоборот». «"Репка" в стране Наоборот». «На, поноси». «Как волк дружить научился». «Фотография на память». «Всем-всем до свиданья». | стульчик | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
15 | Занятие 15. медведь | «Мысленная картинка» на тему «Я оказался в волшебной сказке». «Животные в волшебных сказках» «Медведь страшный». «Медведь Мишенька». «Всем-всем до свиданья». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
16 | ТЕМА 4. Сильный человек-это человек с сильной волей. Занятие 16. Сила человека –это сила его воли | «Мысленная картинка» на тему «Сильный человек». Работа со сказкой. Сказка о двух братьях и сильной воле «Щекоталки». «Человек с сильной волей». «Всем-всем до свиданья». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
февраль | |||||
17 | Занятие 17. Сила воли - уметь терпеть. | «Мысленная картинка» на тему «-Человек сильной воли». «Якалки». «Кто последний встанет». «Смехунчик». «Раз, два, три, фигура чувства замри». «Когда мне удалось быть сильным» «Всем-всем до свиданья». | мячик, карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное развитие Физическое Художественно-эстетическое |
18 | Тема 5. Школа — это трудный и радостный путь к знаниям Занятие 18. Трудности дороги к знанию | «Мысленная картинка» «Моем стекла». «Мы — сильные». Работа со сказкой: «Сказка о котенке Маше» «Рисование сказки» «Всем-всем до свиданья» | Мячик Карандаши, бумага | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
19 | Занятие 19. Трудности дороги к знанию можно преодолеть | Мысленная картинка». «Слушаем хлопки». «Поиграем в сказку». «Релаксация» «Всем-всем до свиданья». | карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. Снятие телесного и эмоционального напряжения | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
20 | Занятие 20. Я преодолею трудности | «Мысленная картинка». «Если я — котенок Маша» «Я преодолел эти горы». «Всем-всем до свиданья». | карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
март | |||||
21 | Занятие 21. В стране знаний | «Школьные принадлежности». «Школьные чувства». «Сложи картинку». Работа со сказкой. «Сказка про Большого Воробья Иришку» «Всем-всем до свиданья». | черно-белый рисунок планеты Земля | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
22 | Занятие 22. В стране знаний | «Сложи картинку». «Какое слово лишнее?» «Самое-самое в школе». Работа со сказкой: «Сказка о маленьком привидении Филе» «Всем-всем до свиданья». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
23 | Занятие 23. В стране знаний | «Учитель делает». «Урок—перемена». Работа со сказкой: «Как Яшок поступал в Дом Учености» «Всем-всем до свиданья». | музыка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное развитие Речевое Физическое Познавательное |
24 | Занятие 24. Мне скоро в школу | «Двигательный диктант». «Ученик делает». Работа со сказкой: «Яшок и буква А». «Всем-всем до свиданья». | - | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие слухового внимания, мышления. | Социально-коммуникативное развитие |
апрель | |||||
25 | Занятие 25. Итоговое | «Любимая игра». «Чудо-дерево». «Ваню в школу провожать — надо нам поколдовать». «Рисование себя в школе». | «снежки» из бумаги или поролона, карандаши, бумага для каждого ребенка | Развитие эмоциональной сферы детей. Развитие мелкой и общей моторики. | Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое |
Пояснительная записка
к программе психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» (автор Куражева Н.Ю).
В последнее время очень часто наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. В нашем детском саду дети 6-7 лет в течение года один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школе. При подготовке детей к школе используется программа Н.Ю Куражевой и И.А.Козловой «Путешествие будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 - 7 лет». В ней предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволяет достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических занятий с детьми 6-7 лет представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обучению
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.
Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Программа: Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Куражева Н.Ю (и др.) ; под ред. Н.Ю.Куражевой–СПб.: Речь;, 2014 –208с.
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Формирование физически и психически здорового ребенка, адаптированного к окружающей среде и имеющего адекватную самооценку, обладающего познавательной мотивацией и социальной компетентностью, готового жить в меняющемся социуме и характеризующегося достаточной самостоятельностью.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
6. Формировать этические представления.
7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
10. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Количество образовательной деятельности в неделю: 1
- Количество образовательной деятельности в месяц: 4
- Количество образовательной деятельности в год: 28
- Форма работы с детьми: фронтальная
- Продолжительность образовательной деятельности -30 минут
Предполагаемые результаты к концу учебного года:
- Развитие навыков вербального и невербального общения.
- Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.
- Различение эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
- Развитие совместной деятельности детей, умение работать в парах, выступать публично.
- Сформированы навыки культурного общения, партнерского общения.
- Сформирована адекватная самооценка.
- Развита внутренняя позиция ученика.
- Сформирован учебно-познавательный мотив.
Календарно-тематический план
групповых коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе (автор Куражева.)
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Таблица 5. Консультативная работа в МБДОУ № 8
С кем проводится | Тема и цель консультации | Формы работы | Сроки выполнения |
Родители воспитанников младш группы № 6. | Особенности адаптационного периода. Сотрудничество при сопровождении ребёнка в период адаптации. | Индивидуально. | Сентябрь – октябрь. |
Консультации по результатам диагностики познавательных процессов | Индивидуально. | сентябрь Май. | |
Родители воспитанников средних групп № 3, 5. | Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. | Индивидуально. | сентябрь Май.. |
Консультирование родителей. Оказание психологической поддержки родителям. | Индивидуально. | Весь год | |
Родители воспитанников старш групп № 4. | Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. | Индивидуально. | сентябрь Май |
Родители воспитанников подготовительных групп № 2,1. | Что нужно делать, чтобы ребёнку было легче учиться в школе? Повышение психологической культуры родителей. | Выступление на родительских собраниях. | Сентябрь – октябрь. |
Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. | Индивидуально. | сентябрь Май | |
Родители воспитанников, состоящих на учёте ПМПк | Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы. Оказание психологической поддержки родителям. Согласование действий на период коррекционной работы. | Индивидуально. | Весь год |
Итоговые результаты коррекционно-развивающей работы. Ознакомление с имеющимся уровнем развития ребёнка. | Индивидуально. | Май. | |
Родители воспитанников МБДОУ № 8 | Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. | Индивидуально. | В течение года |
Родители воспитанников МБДОУ № 8 | Возрастные особенности психологического развития ребенка. Повышение психологической культуры родителей. | Выступление на родительских собраниях. | Сентябрь – октябрь. |
Педагоги младш групп № 6 | Особенности адаптационного периода. Сотрудничество при сопровождении ребёнка в период адаптации. | Индивидуально. | Сентябрь – ноябрь. |
Педагоги всех групп. | Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. | Индивидуально. | сентябрь |
Педагоги, участвующие в работе ПМПк | Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы. Оказание психологической поддержки родителям. Согласование действий на период коррекционной работы. | Индивидуально. | Весь период |
Итоговые результаты коррекционно-развивающей работы. Ознакомление с имеющимся уровнем развития детей. | Индивидуально. | Май. | |
Педагоги МБДОУ №8 | Возрастные особенности психологического развития ребенка. Повышение психологической культуры и профессионализма педагогов. | Выступление на родительских собраниях. | Сентябрь – октябрь. |
ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А.Бурлакова и Е.К.Ягловская).
Психопрофилактическая работа педагога-психолога МБДОУ направленна на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.
Групповые психопрофилактические занятия проводятся по программе педагога-психолога МБДОУ №8. Основные направления работы в младших группах – адаптация детей, помощь в осознании ребенком своего «Я», формирование доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, а также, развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. В средних группах – развитие социальной и эмоциональной сфер, познавательных процессов, моторики и координации, воображения, пространственных представлений. В старших группах в фокусе внимания психолога находится эмоциональная сфера: знакомство с базовыми чувствами, формирование способности к дифференциации эмоциональных состояний, развитие творческих и познавательных способностей, коммуникативных навыков. В подготовительных группах – формирование личностной и мотивационной готовности к школе, развитие познавательных процессов, также необходимо продолжать развивать коммуникативные и творческие способности, способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Работа с родителями проводится в рамках совета профилактики и предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока ещё недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях, возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров, распространения печатных материалов, публикаций на сайте МБДОУ.
ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА
Экспертная деятельность – это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г.А.Мкртычян, 2002).
Основные направления экспертной работы в ДОУ:
- Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
- Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
- Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
- Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка.
- Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ.
В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:
- Годовой план работы педагога-психолога.
- График работы, циклограмма.
- Программы коррекционно-развивающих занятий.
- Альбом диагностических методик.
- Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
- Журнал учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа;
- групповая коррекционно-развивающая работа;
- просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
- экспертная работа.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ № 8 реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности воспитанников на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Условия психолого-педагогического сопровождения реализации рабочей программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение; оценку индивидуального развития детей;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В рамках психолого-педагогического сопровождения в МБДОУ создаются условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования. Оказывается консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования. Проводится организационно-методическое сопровождение процесса реализации рабочей программы.
Также, в МБДОУ № 8 создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.
1. Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогического воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.
4.. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.
5. Рост профессионального мастерства педагогов проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение в МБДОУ реализуется с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты освоения рабочей программы педагога-психолога МБДОУ № 8 соответствуют целевым ориентирам дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Вышеперечисленные личностные характеристики воспитанников предполагают формирование у них предпосылок учебной деятельности, что является решением задачи психолого-педагогического сопровождения на уровне дошкольного образования, а именно, готовности к школе. Педагогом-психологом МБДОУ № 8 прогнозируется формирование данных характеристик личности у всех выпускников подготовительных к школе групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
- Семаго М. М. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие. / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Н. А. Ратинова, О. Д. Ситковская. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 128 с.
- Сенник Ортис Г.Г., Куличковская Е.В. Машины сказки. Программа развивающих занятий для детей от 2 до 10 лет. – 2006. - с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: Российская газета – Федеральный выпуск № 6241 25 ноября 2013 г. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Приказ № 636 Министерства образования Российской федерации от 22.10.1999 г. «Об утверждении Положения Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». // Вестник образования № 12, 1999
- Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Режим доступа: http://omczo.org/publ/478-1-0-3012
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Режим доступа: http://omczo.org/publ/303-1-0-2730
- Письмо Минобразования РФ от 07.01.1999 N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/48-normative-documents-russia/140-letter-on-the-practice-of-diagnosing-the-childs-developme
- Письмо Минобразования РФ от 22.01.98 N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/59061
- Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.П Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.
- Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования России. Режим доступа: http://practic.childpsy.ru/ethics/
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
- Годовой план работы педагога-психолога МБДОУ № 8 на 2016 – 2017 учебный год.
- Циклограмма и график работы педагога-психолога МБДОУ № 8 на 2016 – 2017 учебный год.
Приложение 3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...