психолого-педагогические технологии педагога-психолога
рабочая программа на тему

Зобова Надежда Александровна

Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МБДОУ № 8 Г. АРМАВИРА

ЗОБОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

2017г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 управления образования администрации города Армавира расположено в двух зданиях, рассчитанных на 120 мест и является звеном муниципальной системы образования муниципального образования город Армавир Краснодарского края (свидетельство о государственной аккредитации ОСО №000516 от 18 октября 2001г.).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Армавира реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

МБДОУ №8 г. Армавира обеспечивает развитие детей  в возрасте от 3 до 8 лет.

В ДОУ созданы условия для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Цель ДОУ: продолжать формирование целостной системы здоровьесбережения, полноценного физического развития, психологически комфортного и безопасного пребывания в детском саду всех участников образовательного процесса в ДОУ: детей, педагогов, родителей.

Задачи ДОУ:

  1. Обеспечить единство развития познавательной и художественно – творческой деятельности детей.
  2. Создание условий для развития коммуникативных качеств у воспитанников направленных на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов связной речи (описание, повествование, рассуждение; развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи).
  3. Создание условий для всестороннего развития нравственно патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности основе тесного взаимодействия ДОУ и семьи используя разнообразные формы работы.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОУ: 

создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ; содействие администрации и педколлективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические  условия для охраны психологического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Содействие педколлективу, родителям в воспитании детей, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию, готовности к школьному обучению.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОУ:

  1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе; формирование у детей способности к самоконтролю и самоорганизации;
  2. Содействие педколлективу в гармонизации социально-психологического микроклимата в группах детского сада, для обеспечения психоэмоционального комфорта всех участников педагогического процесса.
  3. Повышение психологической грамотности педагогов и родителей воспитанников.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии;
  • развивающая и коррекционная работа – активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей;
  • консультирование педагогов, специалистов, родителей воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания;
  • профилактика – формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности;
  • психологическое просвещение – это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям;
  • экспертиза – работа педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МБДОУ.
  • Так же, в содержание деятельности педагога-психолога входит организационно-методическая работа, подразумевающая ведение документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей.
  • В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Для психологической диагностики используется адаптированные диагностические методики по направлениям:

Исследование межличностных отношений и семейных взаимоотношений.

  • Методика «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад;
  • Методика "Исследования нарушения процесса воспитания в семье" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера;
  • Методика «Кинетический рисунок семьи» КРС (Р.Бернс и С. Кауфман);
  • ЭКСПРЕСС-ТЕСТ «Стиль воспитания» (Авторы теста Я.А. Варга, В.В. Столин).

Исследование познавательных психических процессов.

  • Восприятие: Методика «Разрезные картинки» А.Н. Бернштейна; Методика «Цветные фоны»; «Времена года»;
  • Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика Пьерона-Рузеро;
  • Воображение: Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко;
  • Память:  методика "10 картинок" и «10 слов» (Лурия);
  • Мышление: Методика «Четвертый - лишний» (И.И.  Мамайчук); «Последовательные картинки»; «Нелепицы»; «Цветные прогрессивные матрицы Равена»;
  • Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Т. Руденко.

Исследование уровня готовности к школе.

  • Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
  • Методика  «Домик» Гуткиной Н. Н.

Исследование эмоциональной сферы

  • Проективная методика «Кактус» Панфилова М.А.
  •  «Несуществующее животное» Дукаревич;
  •  «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена.
  • Методика «Лесенка» (изучение самооценки) – В.Г.Щур.

Для педагогов

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ педагог-психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, а так же детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МБДОУ № 8 строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МБДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, логопедические, ребёнок направляется на ПМПк МБДОУ № 8, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:

  • групповыми (фронтальными);
  • индивидуальными.

Групповые занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это занятия по профилактике социально-психологического климата в группе. Индивидуальные занятия проводятся также в групповых комнатах, в теплое время года занятия возможны в беседке во время прогулки.

Содержание и структура занятия варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.

Для групповой коррекционно-развивающей работы в средних и старших группах применяются программы «Тропинка к своему Я». Автор данной программы - Хухлаева Ольга Владимировна— доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор. В подготовительной к школе группе проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия по программе «Приключения будущих первоклассников» Куражевой Натальи Юрьевны, детского психолога и психотерапевта.

В своей работе педагог-психолог МБДОУ №8 использует элементы арт-терапии, руководствуясь технологиями М. В. Киселеваой, доцента кафедры «Консультативной психологии, психологии здоровья и развития» Санкт-Петербургского Института Практической Психологии и Социальной Работы.

Арт-терапия - комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением рисования, музыки, игровой терапии, сказкотерапии, танцевальной терапии, телесно-двигательной, песочной терапии. Данные методы обеспечивают поддержку ребенка с целью стимулирования его личностного роста и развития.

Постепенно происходит самопознание, самопринятие, самореализация, самоактуализация личности. Создаются необходимые условия для самовыражения и самопознания.

Различные способы изображения - самый доступный и привлекательный для ребенка вид творческой деятельности, при которой используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании. Не стоит беспокоиться относительно красоты произведений, танца или гармоничности звучания песни, данный вид искусства используется в целях освобождения, выражения, облегчения.

В работе педагога-психолога имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы не только с детьми, но и педагогическом коллективе:

∙негативная Я-концепция, дисгармоничная самооценка,

∙трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

∙чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

∙конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В сентябре 2016 года проведена диагностика детей двух подготовительных к школе групп, использовалась экспресс-диагностика Павловой-Руденко для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. Обследовано 38 детей.

- Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.

- Условно готовы к началу обучения – 31% детей;

- Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики в течение учебного года проводились групповые занятия по программе Куражевой «Приключения будущих первоклассников» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

В период с октября по январь проведено по 17 групповых занятий в двух подготовительных группах. Занятия проводились 1 раз в неделю. Промежуточная диагностика в конце полугодия по методике Керна - Йерасика «школьная зрелость», показала:

- готовы к началу регулярного обучения – 67% детей;

- условно готовы к началу обучения – 28% детей;

- не готовы к началу регулярного обучения – 5% детей.

С начала учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа с детьми с повышенной тревожностью – 1 ребёнок, с агрессивными – 3 ребёнка; по развитию мелкой моторике - 2 ребёнка;  детско-родительским отношениям – 5 детей; по повышении самооценки – 5 детей.

В рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы с детьми использовались следующие программы: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке», Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми».

Промежуточная диагностика («Тест тревожности», проективная методика «Кактус» и «Несуществующее животное», методика «Лесенка») показали положительную динамику в психологических состояниях детей. Снизился уровень тревожности, агрессивности, самооценка повысилась. Воспитатели и родители отмечают положительные изменения в поведении детей.

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психопрофилактическая работа педагога-психолога МБДОУ направленна на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Профилактическая работа с воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.

Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока ещё недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях, возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в виде лекций, бесед, семинаров, распространения печатных материалов, публикаций на сайте МБДОУ.

        ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

Экспертная деятельность – это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г.А.Мкртычян, 2002).

Основные направления экспертной работы в ДОУ:

  1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
  2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
  3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
  4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка.
  5. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение документации: плана работы, журналов учёта рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ.

В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:

  1. Годовой план работы педагога-психолога.
  2. График работы, циклограмма.
  3. Программы коррекционно-развивающих занятий.
  4. Альбом диагностических методик.
  5. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
  6. Журнал учета видов работы:
  • диагностика;
  • консультирование;
  • индивидуальная коррекционно-развивающая работа;
  • групповая коррекционно-развивающая работа;
  • просветительская работа;
  • организационно-методическая работа;
  • экспертная работа.

Педагог-психолог систематически обновляет информацию интернет-страничек на интернетпорталах: http://nsportal.ru/ и сайте детского сада МБДОУ № 8.

В результате проведенной работы педагогом-психологом были отмечены положительные результаты:

Воспитанники:

  • При проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативные навыки, социальная адаптация, в детском коллективе наблюдается дружелюбная атмосфера.
  • Снизился уровень тревожности и агрессии.
  • Эмоциональные реакции воспитанников адекватны.

Родители:

  • Проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей.
  • Повышается психолого-педагогическая культура.

Педагоги:

  • Получают дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмоционально – волевой сферы.

В дальнейшей работе педагог-психолог планирует проводить занятия по развитию коммуникативных навыков воспитанников ДОУ, содействовать развитию эмоциональной сферы детей, внедрять в работу инновационные формы и методы взаимодействия с родителями и педагогами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Издательство: СПб.: Речь Жанр: Практическая психология. Психотерапия,2007.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - Издательство: СПб.: Речь,2007 - 336 с.
  3. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
  4. Лебедева Л.Д..Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., Речь, 2003.
  5. Сенник Ортис Г.Г., Куличковская Е.В. Машины сказки. Программа развивающих занятий для детей от 2 до 10 лет. – 2006. -   с.
  6. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Мы-волшебники» (с использованием новых образовательных технологий) педагога-психолога для старших дошкольников

Вариант занятия со старшими дошкольниками, целью которого является развитие творческого воображения и творческой активности, с использованием новых образовательных технологий....

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия.

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия....

Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»

Мастер – класс «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Использование ТРИЗ технологии педагогом-психологом ДОУ

Мастер-класс для педагогов, педагогов-психологов...