Молодежный образовательный проект " Диалог времен"
проект (подготовительная группа) по теме
Долгосрочный социальный проект «Диалог времен» разработан творческой группой детского сада № 7 «Крылышки» предусматривает взаимодействие между поколением детей дошкольного возраста и одинокими пожилыми людьми и направлен на частичное решение проблемы одиночества пожилых людей и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dialog_vremen.docx | 287.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация:
Долгосрочный социальный проект «Диалог времен» разработан творческой группой детского сада № 7 «Крылышки» и направлен на взаимодействие одиноких пожилых людей и детей дошкольного возраста. Для детей – это коммуникативной опыт общения с людьми старшего поколения, повышение уровня социализации, а для одиноких пожилых людей это положительные эмоции, радость от общения с детьми дошкольного возраста, возможность поделиться накопленным жизненным опытом через совместную деятельность взрослых и детей. Взаимодействие с представителями пожилого возраста будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением, нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта: создание условий для взаимодействия детей дошкольного возраста с одинокими пожилыми людьми; формирование уважительного отношения к людям пожилого возраста, развитие коммуникативных навыков дошкольников через организацию совместной досуговой деятельности с пожилыми людьми; повышение социальной активности пожилых людей, удовлетворение потребности в общении.
«Какими бы прекрасными ни были цветы, они погибнут,
если уничтожить корень»
(Агата Кристи)
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания») главной целью является модернизация ДОУ, сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание духовно-нравственного патриота Родины.
Одними из задач ФГОС ДО являются
- «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы МБДОУ.
Проект необходим для формирования позитивного отношения к одиноким пожилым людям.
Актуальность проекта:
Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И воспитывать эти качества нужно с дошкольного возраста. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания.
Дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности.
Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Наибольшее влияние на нравственное развитие дошкольников в этот период оказывают взрослые, а особенно люди пожилого возраста. Еще вчера они были полны сил, энергии, а сегодня пришли слабость и беспомощность, заставляющие нуждаться в помощи других. И хорошо, когда на склоне лет человек окружен заботой родных и близких. Но а если в преклонном возрасте спутником жизни становится одиночество… тогда спасением может стать общение с детьми дошкольного возраста, которые также чувствуют дефицит внимания к себе со стороны своих родных. Данная проблема может быть решена в рамках дошкольного учреждения через совместные досуговые мероприятия. Пожилые люди насыщают дошкольное детство любовью, заботой, мудростью, практический опыт использования моральных норм в качестве регуляции своего поведения. Взаимодействие с людьми пожилого возраста будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением, нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Эффективной является любая совместная деятельность, которая воплощает совместные замыслы взрослых и детей. Для установления более тесного сближения одиноких пожилых людей и детей дошкольного возраста эффективно используются разнообразные виды совместной деятельности: встречи, концертные программы, творческая работа в кружке «Умелые руки», а также театрализованные игры и др. Поскольку духовно-нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств»: сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Через досуговые мероприятия наладится связь между поколениями.
Цели проекта: создание условий для взаимодействия детей дошкольного возраста с одинокими пожилыми людьми; формирование уважительного отношения к людям пожилого возраста, развитие коммуникативных навыков дошкольников через организацию совместной досуговой деятельности с пожилыми людьми; повышение социальной активности пожилых людей, удовлетворение потребности в общении.
Задачи:
- воспитывать у детей уважение к людям старшего поколения, желание сделать им приятное;
- создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у воспитанников МБДОУ № 7 «Крылышки» через взаимодействие с ветеранами и участниками войны и труда, одинокими пенсионерами, формировать навыки взаимоотношений со взрослыми;
- привлечь одиноких пожилых людей к организации и проведению мероприятий. Повышать авторитет пожилого человека, поддерживать осознание их полезности, значимости, что их знания и умения полезны для окружающих людей.
- Создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
- организовать работу театральной студии «Диалог».
- способствовать проявлению творческих возможностей и талантов через совместную деятельность пожилых людей и дошкольников на занятиях в театральной студии «Диалог», совместной досуговой деятельности;
- продолжать взаимодействие с работниками городской библиотеки «Дружбы народов» для совместного проведения мероприятий;
- вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности;
- организовать информационное сопровождение (размещение информации в СМИ, интернет-ресурсах).
Основные направления работы:
- тематические встречи с ветеранами ВОВ и труда, одинокими пенсионерами, проживающим в районе Гидропорт;
- творческие работы воспитанников, мини-концерты;
- акции, конкурсы, проводимые совместно с городской библиотекой «Дружба народов»;
- занятия в театральной студии «Диалог»;
Главные участники и исполнители проекта.
- Администрация МБДОУ.
- Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
- Работники городской библиотекой.
- Родители (законные представители) воспитанников.
Руководитель проекта: К.Г. Мартиашвили, воспитатель
Пользователи проекта:
- Воспитанники МБДОУ.
- Одинокие пожилые люди.
- работники городской библиотеки.
- Родители (законные представители)
Сроки реализации проекта: 2017-2018 г.г.
Место реализации проекта: дошкольное образовательное учреждение, городская библиотека.
Этапы работы
- Организационный.
Сентябрь-декабрь 2017г.
- Составление перспективного плана по реализации проекта.
- Создание базы данных о ветеранах войны и труда, одиноких пенсионерах в микрорайоне Гидропорт.
- Организация встреч с одинокими пожилыми людьми, поздравления с днём рождения, с праздниками.
- Практический.
Январь – май 2018 г.
- Подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов, встреч и других мероприятий.
- Проведение совместных мероприятий с родителями (законными представителями) с целью пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, просмотр фильмов, изо деятельности и др.).
- Создание «Альбома встреч».
- Организация выставок совместных детско-взрослых работ, рисунков.
- Обобщающий.
Май –июнь 2018г.
- Обобщение итогов совместной работы с детьми и пожилыми людьми.
- Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление материалов.
- Выпуск методических рекомендаций.
План взаимодействия педагогов с ветеранами ВОВ, труда
и одинокими пожилыми людьми
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственный |
1. | Встреча «День города» | сентябрь 2017 | А.В. Пашкаускас, воспитатели подготовительных групп |
Концерт ко дню пожилого человека. | Октябрь, 2017 | А.В. Пашкаускас | |
Концерт «День матери» | ноябрь, 2017 | А.В. Пашкаускас | |
2. | «Новогодний вечер» | декабрь, 2017 | А.В. Пашкаускас |
Посиделки «Святки». | январь, 2018 | А.В. Пашкаускас, музыкальный руководитель, воспитатели старших групп | |
Развлечение День защитника Отечества» | февраль, 2018 | О.Б. Хасанова, инструктор по ФИЗО | |
Утренник «8- е марта, женский день» | март, 2018 | .В. Пашкаускас, музыкальный руководитель | |
3. | Встреча с ветераном труда «В гостях у ветерана» | май, 2018 | администрация ДОУ |
5. | Утренник «9 мая - Праздник Победы» | Май, 2018 | А.В. Пашкаускас |
6. | Музыкальная гостиная | Май, 2018 | А.В. Пашкаускас |
7. | Изготовление поздравительных открыток «С праздником, ветеран!» | Май, 2018 | Воспитатели подготовительных групп |
8. | Оформление «Альбома памяти» | Май, 2017 | М.Ф. Дорбан, К.Г. Мартиашвили |
9. | Работа театральной студии «Диалог» | 2 раза в неделю ежемесячно | Т.В. Ткаченко |
Участие одиноких пожилых людей в работе кружка «Умелые руки» | в течение года | И.А. Кожевникова |
Детализированная смета расходов
Название | количество | Общая сумма расходов | |
Стоимость (руб.) | Общая сумма | ||
| 1 | 58 000,00 | 58 000,00 |
| 10 | 3 500,00 | 35 000,00 |
| 2 | 2 700,00 | 5400,00 |
| 1 | 600,00 | 600,00 |
| 1 | 25 000,00 | 25 000,00 |
| |||
Всего: | 15 | 89 800,00 | 124 000,00 |
Акции
- «Чистый двор» - ко Дню города – сентябрь.
- «С днем рождения!» – в течение года.
- «С Днем пожилого человека», октябрь
- «С днем Защитников Отечества», февраль.
- «С Днем Победы». Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- активное участие детей в выставках, конкурсах, других видов деятельности;
- сформировано чувство патриотизма как личностное качество ребёнка;
- проявление внимания и уважения к ветеранам ВОВ и труда, одиноким пожилым людям;
- проявление лучших качеств: отзывчивость, доброту, гостеприимство, умение слушать, умение договариваться, вступать в диалог, вести беседу, деловой разговор, повышение уровня социализации.
- внимательное отношение к людям старшего поколения, желание сделать им приятное;
- развиты познавательные способностей детей в процессе практической деятельности, интеллект ребёнка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность.
Для пожилых людей (ветеранов ВОВ, труда, одиноких пенсионеров проект позволит:
- получить положительные эмоции, радость от общения с детьми, возможность поделиться накопленным жизненным опытом через совместную деятельность взрослых и детей.
- почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане творческих способностей.
- принимать активное участие в организации совместных досуговых мероприятий.
- расширить круг общения.
- снизит дефицита внимания.
Мультипликативность проекта:
В случае успешной реализации проекта планируется:
- Серия публикаций в газете «Полярный круг», на сайте ДОУ, на сайте департамента образования г. Салехард, в СМИ.
- Отчет о проекте на городском методическом объединении педагогов города.
- Систематическая работа театральной студии «Диалог» на базе МБДОУ.
Используемые источники:
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр, и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 20108. – 80 с.
- Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.
- Материалы сайта http://dohcolonoc.ru/stati/1116-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html.
- Материалы сайта http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/22/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez.
Материалы сайта http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-patrioticheskih-chuvstv-i-formirovanie-u-doshkolnikov-aktivnoi-grazhdanskoi-pozici.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов в форме практического занятия «Флеш-моб современное танцевальное направление молодежной субкультуры»
Мастер класс для педагогов в форме практического занятия «Флеш-моб современное танцевальное направление молодежной субкультуры»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Путешествие в мир времени»
Данный материал предназначен для закрепления у детей временных представлений....
Проект "Юные туристы - на лыжню", конкурс молодежных проектов ХМАО-Югры в 2016 году, номинация: здоровый образ жизни и спорт
Цель проекта: организация планирования и проведения зимнего выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.Задачи:}Образовательная:}Формировать элеме...
Оздоровительный туризм "Палаточный лагерь "ТУРИСТ", городской конкурс проектов в сфере реализации молодежной политики "НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО", номинация: Лучший проект, направленный на развитие внутреннего и въездного туризма города Покачи.
Цели и задачи проекта«Палаточный лагерь «Турист»: Цель: Создание благоприятных у...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....
Благодарность Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за активное участие в работе городского круглого стола «Инновационные образовательные технологии в преемственности ДОО и НОО», 07.02.2019
Благодарность Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за активное участие в работе городского круглого стола «Инновационные образовательные технологии в преем...
ПАмятка "Внимание - молодежный экстремизм!"
Пропаганда экстремизиа в сети Интернет....