Лабораторная работа №2 "Проектирование и создание ЭОР учебного назначения"
материал на тему
Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов.
Необходимые программные и технические средства:
Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, web-браузер; типы операционной системы не регламентируются, могут использоваться любые доступные продукты.
Общие сведения
Данная лабораторная работа нацелена на изучение круга вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) различного вида и содержания.
Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.
Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти в конфликт с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов.
Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Сегодня ЭОР являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛР№2 ИТ в проф.деятельности | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
РГПУ им. А.И.Герцена, Институт детства, кафедра НЕМО
ООП подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема №2: Проектирование и создание ЭОР учебного назначения
Лабораторная работа №2
Проектирование и создание ЭОР учебного назначения (6 часов)
Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов.
Необходимые программные и технические средства:
Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, web-браузер; типы операционной системы не регламентируются, могут использоваться любые доступные продукты.
Общие сведения
Данная лабораторная работа нацелена на изучение круга вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) различного вида и содержания.
Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.
Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти в конфликт с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов.
Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Сегодня ЭОР являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений.
Порядок выполнения лабораторной работы №2
«Проектирование и создание ЭОР учебного назначения» (6 часов)
Задание №1
Понятие электронного образовательного ресурса
Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих электронные средства обучения. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами, электронными образовательными ресурсами, цифровыми образовательными ресурсами. Этот список терминов можно продолжить.
В рамках курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для таких средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, используется термин электронный образовательный ресурс (ЭОР).
- Сформулируйте понятие электронного образовательного ресурса.
- Выделите основные типы ЭОР по сложности исполнения.
- Что называют электронным учебным курсом?
- Чем отличается электронный учебный курс от традиционного учебника?
- Какие еще типы ЭОР используют в процессе обучения?
При выполнении задания 1 используйте материалы электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» (Тема 1: Виды электронных ресурсов»; п.1.1. Понятие электронного ресурса/ ИИТО Юнеско).
Задание №2
Классификация электронных образовательных ресурсов
Электронные образовательные ресурсы обладают специфическими особенностями, связанными с их различным назначением. Поэтому ЭОР, использующиеся в образовательном процессе, можно классифицировать по-разному и существующие на сегодняшний день подходы к классификации электронных образовательных ресурсов вариативны.
Необходимо помнить, что, в определенном смысле, всякая классификация электронных образовательных ресурсов является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела происходит пересечение отдельных технологий.
- Назовите основные параметры, характеризующие ЭОР.
- Назовите признаки, по которым можно осуществить классификацию ЭОР.
- Выберите один из признаков классификации ЭОР и проведите примеры ресурсов для каждой группы классификации по данному признаку. Оформите задание в виде таблицы:
Классификация ЭОР по ……… признаку | ||
№ | Название группы | Пример ресурса (название ресурса, электронная ссылка на данный ресурс) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
… | ||
… | ||
… |
При выполнении задания 1 используйте материалы:
- электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» (Тема 1 «Виды электронных ресурсов»; п.1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов/ ИИТО Юнеско);
- ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),
- ресурсы Единого окна доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/library)
и других известных Вам образовательных порталов.
Задание №3
Состав электронного учебно – методического обеспечения учебной программы
В настоящее время подготовка учебно-методического обеспечения (УМО) в
электронном виде является одним из основных видов учебно-методической работы
преподавательского состава. Комплект УМО может охватывать образовательную
программу в целом, отдельную дисциплину или раздел дисциплины, например, цикл
лабораторных работ. В состав комплекта УМО могут входить различные ресурсы
(программы, планы, методические указания, учебники или конспекты лекций и т.д.),
образуя строгую иерархию, где одни ресурсы в совокупности формируют ресурсы более
высокого уровня. Все ресурсы УМО должны быть структурированы и определены связи
между различными компонентами в виде инфологической модели. При этом каждый электронный ресурс является самостоятельным и обладает всеми свойствами ЭОР.
- Познакомьтесь с содержанием Темы 2 «Создание электронных учебных материалов» электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» / ИИТО Юнеско.
- Какие требования должны быть выполнены при создании учебно – методического комплекса (УМК) дисциплины?
- Что является основой УМК дисциплины?
- Назовите дидактические принципы, на основе которых должна осуществляться разработка УМК по дисциплине.
- Выберите образовательную область по начальной школе/ дошкольному обучению. Составьте схему структуры УМК по данному предмету в рамках данной образовательной области.
- Составьте список электронных ресурсов по каждому пункту составленной вами структуры с указанием его названия и электронного адреса.
Оформление текстового документа в соответствии с заданными критериями
Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.
Оформите шаблон электронного учебного пособия в формате текстового документа в соответствии с заданными критериями.
- Общее форматирование.
- Формат листа – А4.
- Ориентация листа – книжная.
- Поля: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2,0 см.
- Колонтитулы.
- В верхнем колонтитуле написать свою фамилию и название факультета (выравнивание по правому краю).
- В нижнем колонтитуле добавить номер страницы (выравнивание по центру)
- Основной текст.
- Стиль: Без стиля (Обычный).
- Шрифт Times New Roman.
- Кегль 14.
- Выравнивание по ширине.
- Отступ «слева» и «справа» 0 см.
- Абзацный отступ (красная строка) 1 см. («Первая строка» – «отступ» – на 0 см)
- Интервал «до» («перед») и «после» абзаца 0 см.
- Междустрочный интервал «1» (одинарный).
- Обязательно наличие нумерованных и маркированных списков (оформить их по своему усмотрению – вид маркера, форматирование номера, цвет, размер).
- Заголовки.
- Шаг 1. Выбор стиля. Стиль «Заголовок 1» для §1 (§2 и так далее). Стиль «Заголовок 2» для §4.1. (§4.2. и так далее).
- Шаг 2. Форматирование. Шрифт Times New Roman. Кегль 18. Начертание: жирный. Выравнивание по центру. Отступ «слева» и «справа» 0 см. Абзацный отступ (красная строка) – «нет». Интервал «до» («перед») и
- «после» абзаца 0 см. Междустрочный интервал «1» (одинарный).
- Разрыв страницы.
- Новый параграф должен начинаться с новой страницы. (Вставка – Разрыв – Новая страница).
- Отдельно оставить пустой первую страницу для последующего добавления содержания.
- Оглавление.
- Шаг 1. Подготовка. На первой странице создать заголовок оглавления (оглавление, содержание). Добавить несколько пустых строк. Установить курсор НЕ в первую и НЕ в последнюю строку.
- Шаг 2. Создание автоматического оглавления. Создать автоматическое оглавление при помощи главного меню (Вставка – Ссылка – Оглавления и указатели…).
Задание №5
Анализ презентации с точки зрения соблюдения правил оформления
Электронная презентация – и удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории и источник создания ЭОР. Основным преимуществом такой презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок.
Проанализируйте ошибки, допущенные при создании каждого из слайдов презентации «Not To Do», используя материалы Приложения 1: «Правила оформления презентаций в Powerpoint». Результаты анализа представьте в виде таблицы:
№ слайда | Нарушения правил оформления презентации |
1. | |
2. | |
…………. | |
…………. | |
…………. |
Задание №7
Обзор инструментальных средств, которые можно использовать в процессе создания ЭОР
Выполните обзор инструментальных средств, которые можно использовать в процессе создания ЭОР на основе перечня, представленного в электронном пособии «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» (Тема 3 «Порядок разработки электронных ресурсов»; п.3.1. Этапы и инструментальные средства разработки электронных ресурсов/ ИИТО Юнеско). Используйте наиболее популярные поисковые системы, представьте более подробную информацию об этих системах и их возможностях.
Задание №8
Создание электронного портфолио студента по выбранной тематике одного из предметов начальной школы
Сформируйте электронное портфолио по плану:
- Составьте библиографию по предметной области.
- Составьте «Справочник» - список Интернет – адресов порталов с информацией по теме Вашего портфолио.
- Составьте «Глоссарий» - основная терминология по изучаемым вопросам предметной области.
- Составьте коллекцию ЭОРов с их краткой аннотацией по выбранной теме.
- Составьте «Резюме» - представление себя как студента - исследователя.
- Составьте портретную галерею (портреты ученых – исследователей в предметной области).
- Сформируйте «Электронную цикаду цитат» - высказывания ученых, писателей, философов об изучаемом предмете.
- Создайте интерактивную презентацию в рамках выбранной темы (Приложение 2).
- Создайте видеоролик в рамках выбранной темы (Приложение 3).
- Интегрируйте все материалы.
Задание №9
Составьте отчет о выполнении работы в электронном варианте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья:Создание детских учебно-игровых проектов.
в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского музея с учётом тре...
Лабораторная работа №2
ЭОР...
Лабораторная Работа
Лабораторные работы...
Проектирование и создание ЭОР учебного назначения
Материалы лабораторной работы № 2...
Проектирование и создание ЭОР учебного назначения
Материалы лабораторной работы №2...
Статья по теме: создание детских учебно-игровых проектов
в рамках музейно-педагогической программы Федерального государственного учреждения культуры Русский музей " Мы входим в мир прекрасного"...
План работы с шефами 2021 учебный год. План работы с шефами на 2022 учебный год
Взаимодействие с ДОУ...