Лабораторная работа №2
олимпиадные задания по математике на тему

Мещерякова Светлана Владимировна

ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laba_2_2_sessiya.odt45.38 КБ
Файл doc3.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №2

Проектирование и создание ЭОР учебного назначения (4 часа)

Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов.

Необходимые программные и технические средства:

Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, web-браузер; типы операционной системы не регламентируются, могут использоваться любые доступные продукты.

Общие сведения

Данная лабораторная работа нацелена на изучение круга вопросов, с которыми необходимо ознакомиться каждому преподавателю до того, как он приступит к разработке и последующему использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) различного вида и содержания.

Современный этап развития образования характеризуется тесной взаимосвязью информационных и педагогических технологий обучения, благодаря удачному сочетанию которых появляется возможность раскрытия творческого потенциала и индивидуальности  обучающегося. В настоящее время в дидактическую систему широко включаются электронные образовательные ресурсы (тренинги, лабораторные практикумы, тренажеры, психологическое тестирование и многое другое). Информатизация образования объективно влечет за собой реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения; резкое увеличение объема доступных информационных и образовательных ресурсов.

Значительное место, которое сегодня занимают во всех уровнях образования  электронные образовательные ресурсы, требует от преподавателя и всего педагогического коллектива учета широкого спектра факторов, без чего даже удачная реализация ЭОР может не получить достойного распространения или, более того, войти  в конфликт  с основными принципами и методиками использования подобных ресурсов.

Широкое распространение электронных образовательных ресурсов повлекло за собой необходимость их систематизации и стандартизации. Каталогизация таких ресурсов, опираясь на международные стандарты и рекомендации, предполагает использование их в определенной инфраструктуре – образовательной среде, в рамках которой происходит перераспределение функций между образовательными ресурсами и собственно средой. Сегодня ЭОР являются носителями знаний и информации в рамках информационно-образовательной среды учебного заведения, региона, ассоциации учебных заведений или более глобальных образовательных объединений.

Порядок выполнения лабораторной работы №2

«Проектирование и создание ЭОР учебного назначения» (4 часа)

Задание №1

Понятие электронного образовательного ресурса

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих электронные средства обучения. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами,  электронными образовательными ресурсами, цифровыми образовательными ресурсами. Этот список терминов можно продолжить.

В рамках курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для таких средств, работающих с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемых непосредственно в обучении школьников, используется  термин электронный образовательный  ресурс (ЭОР).

1.1.        Сформулируйте понятие электронного образовательного ресурса.

Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

1.2.        Выделите основные типы ЭОР по сложности исполнения.

По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:

Первый, простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. При этом последовательность материала на экране задается автором как в книге. Никаких иных существенных отличий от полиграфического варианта такого текста нет. Данный тип ЭОР легко распечатать, т. е. перенести на бумагу, превратив его в традиционную форму учебного материала.

Второй, гипертекстовые ЭОР. Существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В данном случае навигация по тексту является нелинейной, т.е. просматривать фрагменты текста можно в произвольном порядке, определяемом логической связью и собственным желанием пользователя. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода к которым можно получить уточняющую информацию в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания).

Третий, ЭОР представляющие собой видео или звуковой фрагмент. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Однако по отношению к обучаемому этот тип ЭОР не отличается ничем от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Четвертый, мультимедиа ЭОР. Они имеют наиболее существенные, принципиальные отличия от книги. Это самые мощные и интересные для образования продукты, включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности

1.3.        Что  называют электронным учебным курсом?

Электронный учебный курс может рассматриваться как самостоятельный ЭОР, который предназначен для изучения и по результатам изучения которого может проводиться рубежный или итоговый контроль знаний. С точки зрения методиста, электронный учебный курс соответствует обычному курсу - предполагается, что он содержит весь необходимый для самостоятельного обучения материал и тестовые задания для контроля полученных знаний по заданной теме.

1.4.        Чем отличается электронный учебный курс от традиционного учебника?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

1.5.        Какие еще типы ЭОР используют в процессе обучения?

При выполнении задания 1 используйте материалы  электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  (Тема 1: Виды электронных ресурсов»;  п.1.1. Понятие электронного ресурса/ ИИТО Юнеско).

Задание №2

Классификация электронных образовательных ресурсов

Электронные образовательные ресурсы обладают специфическими особенностями, связанными с их различным назначением. Поэтому  ЭОР, использующиеся в образовательном процессе, можно классифицировать по-разному и  существующие на сегодняшний день подходы к классификации электронных образовательных ресурсов вариативны.

Необходимо помнить,  что, в определенном смысле,  всякая классификация электронных образовательных ресурсов является весьма условной,  поскольку в ней,  по сути дела происходит пересечение отдельных технологий.

2.1.        Назовите основные  параметры,  характеризующие ЭОР.

Основными параметры, характеризующие ЭОР, являются :

тип электронного издания (ресурса);

предметная образовательная область;

рекомендуемый уровень образования;

рекомендуемая форма образовательного процесса;

специфика аудитории.

2.2.        Назовите признаки, по которым можно осуществить классификацию ЭОР.

Основными параметры, характеризующие ЭОР, являются :

тип электронного издания (ресурса);

предметная образовательная область;

рекомендуемый уровень образования;

рекомендуемая форма образовательного процесса;

специфика аудитории.

2.3.        Выберите один из признаков классификации ЭОР и проведите примеры  ресурсов для каждой группы классификации по данному признаку. Оформите  задание в виде таблицы:

Классификация ЭОР по ………  признаку

Название группы

Пример ресурса

(название ресурса, электронная ссылка на данный ресурс)

1.

Общее среднее

1.Занимательный сайт для школьника

http://www.5plys.ru/

2.Детский сказочный журнал

http://www.cofe.ru/read-ka/.

2.

Среднее специальное

Словари по разным разделам http://mirslovarei.com/.

3.

Высшее (с разделением по уровням - бакалавр, специалист, магистр);

Словари по разным разделам http://mirslovarei.com/

Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru/

4.

Специалисты (для дополнительного образования).

1.Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования"- http://www.npstoik.ru/vio/

2.Архив учебных программ и презентаций по всем предметам школы и внеклассным мероприятиям http://www.rusedu.ru/

При выполнении задания 1 используйте материалы:

●        электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  (Тема 1 «Виды электронных ресурсов»; п.1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов/ ИИТО Юнеско);

●        ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (httpHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"://HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"schoolHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"-HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"collectionHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"ruHYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"/),

●        ресурсы Единого окна доступа к образовательным ресурсам (httpHYPERLINK "http://window.edu.ru/library"://HYPERLINK "http://window.edu.ru/library"windowHYPERLINK "http://window.edu.ru/library".HYPERLINK "http://window.edu.ru/library"eduHYPERLINK "http://window.edu.ru/library".HYPERLINK "http://window.edu.ru/library"ruHYPERLINK "http://window.edu.ru/library"/HYPERLINK "http://window.edu.ru/library"library)

и других известных Вам образовательных порталов.

Задание №3

Состав электронного учебно – методического обеспечения учебной программы

В настоящее время подготовка учебно-методического обеспечения (УМО) в
электронном виде является одним из основных видов учебно-методической работы
преподавательского состава. Комплект УМО может охватывать образовательную
программу в целом, отдельную дисциплину или раздел дисциплины, например, цикл
лабораторных работ. В состав комплекта УМО могут входить различные ресурсы
(программы, планы, методические указания, учебники или конспекты лекций и т.д.),
образуя строгую иерархию, где одни ресурсы в совокупности формируют ресурсы более
высокого уровня. Все ресурсы УМО должны быть структурированы и определены связи
между различными компонентами в виде инфологической модели. При этом каждый электронный ресурс является самостоятельным и обладает всеми свойствами ЭОР.

3.1.         Познакомьтесь с содержанием Темы 2 «Создание электронных учебных материалов» электронного пособия «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  / ИИТО Юнеско.

3.2.         Какие требования должны быть выполнены при создании учебно – методического комплекса  (УМК) дисциплины?

При создании  УМК  необходимо  учитывать определенные требования, основными из которых являются следующие:

1. Обеспечение логической последовательности и преемственности

в изложении материала каждой учебной книги с содержанием

учебников и учебных пособий по ранее изученным дисциплинам.

2. Обеспечение внутри дисциплинарных связей между учебными  

изданиями по одной дисциплине.

3. Недопустимость  неоправданного  дублирования  излагаемого

материала, рассмотренного в других учебных изданиях.

4. Использование  общего  понятийного  аппарата,  унификация

терминологии и обозначений.

5. Общность принципов формирования справочного аппарата.

6. Единство художественного  оформления  и  структуры  изданий УМК.

3.3.        Что является основой УМК дисциплины?

УМК дисциплины является обязательной составной частью основной образовательной программы по специальности  (направлению),

      используемой в процессе преподавания и изучения дисциплины.

УМК дисциплин являются основным средством решения задачи оснащения учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, позволяющими улучшить качество подготовки специалистов, а также задачи внедрения в учебный процесс передовых методик обучения.

3.4.         Назовите дидактические принципы,  на основе которых должна осуществляться разработка УМК по дисциплине.

Разработка компонентов УМК должна осуществляться на основе следующих дидактических принципов:

§ соответствие ГОС ВПО (или рабочей программе для вузовского компонента);

§ четкая структуризация (модульность) учебного материала;

§ последовательность изложения учебного материала;

§ полнота и доступность информации;

§ определение компетенций, которых должен достичь студент;

§ соответствие объема учебных материалов объему часов (зачетных единиц),

отведенных на изучение дисциплины;

§ комплексность (теоретические, практические  материалы, промежуточная и итоговая аттестация);

§ мобильность (модернизация  компонентов  УМК  каждые 1–1,5 года);

§ современность и соответствие научным достижениям в соответствующей сфере;

§ оптимальность (размещение дидактических единиц на различных носителях информации);

§ доступность компонентов УМК для студентов и преподавателей.

3.5.         Выберите учебный предмет, изучаемый в начальной школе; образовательную систему.  Составьте схему  структуры УМК по данному предмету в рамках данной образовательной системы.

Учебно-методический комплекс

сопровождения образовательного процесса

(для хорового коллектива)

Действия педагога

Документы

Подготовка к работе, корректировка образовательной программы

∙        Функциональные обязанности,

∙        Журнал,

∙        Расписание,

∙        Образовательная программа,

∙        Рекомендации по составлению программы

Подготовка к набору детей, проведение рекламной кампании, согласование плана дежурства на приеме детей

∙        Рекламные баннеры и буклеты,

∙        Объявления о приеме в коллектив

Подготовка к первым занятиям, выбор средств, форм, проведение инструктажа об охране труда, анализ, консультации с методистом, с коллегами

∙        Список учащихся,

∙        План-конспект занятия «Введение в программу»;

∙        Рекомендации по проведению занятий,

∙        Образовательная программа,

∙        Нотная подборка,

∙        Схемы анализов занятий,

∙        Сборник инструкций

Подготовка и проведение родительского собрания, сбор заявлений  от родителей, анкетирование  родителей

∙        Образец заявления от родителей

∙        План работы коллектива,

∙        Репертуарный план,

∙        Образовательная программа,

∙        Анкеты

Подготовка к занятиям,  согласование плана работы с коллегами, концертмейстерами, выработка плана концертных выступлений, обсуждение организационных вопросов

∙        Образовательная программа,

∙        Поурочные планы-конспекты,

∙        Нотные сборники,

∙        Списки литературы для педагога и учащихся,

∙        Перечень материально-технического оснащения,

∙        Интернет ресурсы,

∙        План сводных репетиций и концертных выступлений на год

Проведение занятий

∙        Подборка нотного материала,

∙        Дидактический материал – нотные таблицы, схемы тональностей и интервалов и т.д.

Анализ занятий

∙        Схемы анализов занятий

∙        Планы-конспекты открытых занятий

Подготовка к концертным выступлениям, участиям в конкурсах и фестивалях

∙        Положения о конкурсах, фестивалях,

∙        План концертных выступлений, участия в фестивалях, гастролях,

∙        Перечень материально-технического оснащения,

∙        Методические рекомендации по подготовке детей к концертной деятельности

Методико-педагогическая деятельность, подготовка и проведение открытых занятий

∙        Методические разработки,

∙        Самоанализ педагогической деятельности,

∙        Тематические нотные подборки,

∙        Пополнение нотной библиотеки

∙        Схемы анализа  открытых занятий

Подготовка и участие в семинарах, конференциях

∙        Положения о конференциях, семинарах,

∙        Интернет ресурсы (сайты),

∙        Тексты докладов и выступлений

Проведение диагностики

∙        Прогнозируемые результаты по программе,

∙        Критерии оценки результатов,

∙        Диагностические материалы,

∙        Анкеты

Подведение итогов

∙        Выработка единых критериев оценки результатов педагогической деятельности

3.6.         Составьте список электронных ресурсов по каждому пункту составленной вами структуры с указанием его названия и электронного адреса.

 

Задание №4

Оформление текстового документа в соответствии с заданными критериями

Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.

Оформите шаблон электронного учебного пособия в формате текстового документа  в соответствии с заданными критериями.

●        Общее форматирование.

✓        Формат листа – А4.

✓        Ориентация листа – книжная.

✓        Поля: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2,0 см.

●        Колонтитулы.

✓        В верхнем колонтитуле написать свою фамилию и название факультета (выравнивание по правому краю).

✓        В нижнем колонтитуле добавить номер страницы (выравнивание по центру)

●        Основной текст.

✓        Стиль: Без стиля (Обычный).

✓        Шрифт Times New Roman.

✓        Кегль 14.

✓        Выравнивание по ширине.

✓        Отступ «слева» и «справа» 0 см.

✓        Абзацный отступ (красная строка) 1 см. («Первая строка» – «отступ» – на 0 см)

✓        Интервал «до» («перед») и «после» абзаца 0 см.

✓        Междустрочный интервал «1» (одинарный).

✓        Обязательно наличие нумерованных и маркированных списков (оформить их по своему усмотрению – вид маркера, форматирование номера, цвет, размер).

●        Заголовки.

✓        Шаг 1. Выбор стиля. Стиль «Заголовок 1» для §1 (§2 и так далее). Стиль «Заголовок 2» для §4.1. (§4.2. и так далее).

✓        Шаг 2. Форматирование. Шрифт Times New Roman. Кегль 18. Начертание: жирный. Выравнивание по центру. Отступ «слева» и «справа» 0 см. Абзацный отступ (красная строка) – «нет». Интервал «до» («перед») и

✓        «после» абзаца 0 см. Междустрочный интервал «1» (одинарный).

●        Разрыв страницы.

✓        Новый параграф должен начинаться с новой страницы. (Вставка – Разрыв – Новая страница).

✓        Отдельно оставить пустой первую страницу для последующего добавления содержания.

●        Оглавление.

✓        Шаг 1. Подготовка. На первой странице создать заголовок оглавления (оглавление, содержание). Добавить несколько пустых строк. Установить курсор НЕ в первую и НЕ в последнюю строку.

✓        Шаг 2. Создание автоматического оглавления. Создать автоматическое оглавление при помощи главного меню (Вставка – Ссылка – Оглавления и указатели…).

Задание №5

Анализ презентации с точки зрения соблюдения правил оформления

        Электронная презентация –  и удобный способ преподнести информацию  самой разной аудитории и источник создания ЭОР. Основным преимуществом  такой презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок.

        

        Проанализируйте ошибки, допущенные при создании каждого из слайдов презентации  «Not To Do», используя материалы Приложения 1: «Правила оформления презентаций в Powerpoint». Результаты анализа представьте в виде таблицы:

№ слайда

Нарушения правил оформления презентации

1.

Не нужны такие разные картинки и столько много. Сложно читается заголовок слайда из-за пестрых картинок. Не нужны рамки в заголовке слайда

2.

Заголовок плохо читается на выбранном фоне. Шрифт текста основной части крупнее, чем шрифт заголовка. Слово «Распространение» набрано всеми заглавными буквами, часть его оторвалась и уехала на следующую строку.Слова «для Марса» вылезли в область маркеров

3.

Новый стиль оформления слайда. Написан полный текст, а не тезисы. Не нужна скругленная рамка

4

Непонятно, зачем заключать его в белый прямоугольник. Анимация затрудняет чтение. Плохо читается основной текст(черный текст на синем фоне)

5

Много пустого место. Заголовка еще нет, а на слайде есть какие-то непонятные материалы. Анимация  мешает воспринимать материал. Шрифт заголовка мельче, чем у основного текста. Картинки не соответствуют содеожанию.

6

Заголовок вылезает за рисунок шаблона. Выбран плохой  цвет основного текста.

Много свободного места внизу

7

Много свободного мечта на слайде. Зачем нужен овал?. Неудачный выбор цветов (синий на зеленом).

8

Слайд выбивается из общего оформления презентации. Картинка не по теме презентации

9

Зачем заголовок в прямоугольнике, тем более в зеленом и с рамкой? Слишком мелкий шрифт заголовка. Не нужна выноска для основного текста

10

Заголовок занимает много места на слайде. Второй и четвертый абзацы очень плохо читаются. Не нужно столько ярких цветов на одном слайде

11

В одной из ячеек текст начинается с маленькой буквы, а в остальных – с большой. Для чего нужно эта информация в таблице

12

Пирамида неровная, рамки перекрывают одна другую. Текст вылезает за рамку. Много цветов на одном слайде. Часть текста плохо читается

Задание №7

Обзор инструментальных средств,  которые можно использовать в процессе  создания ЭОР

         Выполните обзор инструментальных средств,  которые можно использовать в процессе  создания ЭОР на основе перечня,  представленного в  электронном пособии «Основы разработки электронных образовательных ресурсов»  (Тема 3 «Порядок разработки электронных ресурсов»; п.3.1. Этапы и инструментальные средства разработки электронных  ресурсов/ ИИТО Юнеско). Используйте наиболее популярные поисковые системы, представьте более подробную информацию об этих системах и их возможностях.

Следующие средства создания ЭОР являются универсальными и поддерживающими создание как теоретических и практических, так и контролирующих материалов, то есть реализующими обучающую и контролирующую функцию дидактического процесса.


PDF представляет собой формат электронных документов, поддерживающий различные шрифты, графику, мультимедийные средства. Для создания ЭОР в данном формате необходима специальная программа, при этом специальные знания не требуются.
HTML - это стандартный язык разметки документов в Internet. Язык HTML интерпретируется браузером и отображается в виде документа, в удобной для человека форме. При работе с HTML, при условии, что автор хочет создать интерактивный ресурс, от создателя потребуется, кроме владения базовыми дескрипторами, владение языком программирования хотя бы на начальном уровне.
Microsoft PowerPoint - это программа для создания и проведения презентаций, при этом презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для лучшего восприятия информации, что очень удобно для реализации функций дидактического процесса. Однако без специализированных знаний разработчику будет сложно создать полноценный интерактивный ЭОР.
Приведенный список инструментальных средств для создания ЭОР не является полным. Кратко перечислим дополнительные разработки.
Система Microsoft HTML Help - разработка ЭОР ведется на основе гипертекстовой технологии, а для воспроизведения готового продукта на компьютере достаточно установки только браузера Microsoft Internet Explorer.

Задание №8

Создание электронного портфолио студента по выбранной тематике одного из предметов начальной школы

        Сформируйте электронное портфолио  по плану:

  1. Составьте библиографию по предметной области.

1. Волкова Б.С., Волков Н.В., Психология общения в детском возрасте. - М., 1996.

2. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей                     раннего возраста. //Развитие общения дошкольников со сверстниками. М.: педагогика, 1989.

3. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Четыре тактики педагогики поддержки.

4. Лисина М.И. Общение ,личности и психика ребёнка. Москва — Воронеж, 1997.

5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М -.: МИРОС, 2001         - 208с.

6. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику у дошкольников. //Вопросы психологии, 1996, №3.

7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна; вступительная статья Д. И. Фельдштейна.––3-е изд.––М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.––416 с. (Серия «Психология Отечества»).

9. Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.Педагогика детей раннего возраста : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. Образования». — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 301 с.

  1. Составьте «Справочник» - список Интернет – адресов порталов с информацией по теме Вашего портфолио.

1. http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/187 Четыре тактики педагогики поддержки.

2. http://www.twirpx.com/file/920700/  Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.

3. http://childpsy.ru/ Детская психология. Ранний возраст

4. http://www.valeocentre.ru/ Особенности развития детей раннего возраста

5. https://www.b17.ru Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет

6.http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP051985/GFP-046.HTM Формирование потребности в общении со сверстниками у детей  раннего возраста.

7. http://www.firo.ru/?page_id=11684 Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования

8. http://bookz.ru/authors/elena-smirnova/razvitie_393/1-razvitie_393.html Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет.

  1. Составьте «Глоссарий» - основная терминология по изучаемым вопросам предметной области.

Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Взаимоотношения - субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. В. складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. В. характеризуется избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М. о. — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.

Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.

Просоциальное поведение (рrosocial behavior) – любые действия, которые:

а) имеют целью принести пользу другому человеческому существу,

б) доставляют реальную пользу другому человеку (другим людям) и

 в) совершаются бескорыстно, исключительно из альтуистических побуждений.

Сверстник - человек одинакового с кем-нибудь. возраста, однолеток.

Совместная деятельность - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

  1. Составьте коллекцию ЭОРов с их краткой аннотацией по изучаемой теме.

  1. Составьте «Резюме» - представление себя как студента  - исследователя.

Я являюсь магистром первого курса по направлению «Методическое сопровождение в дошкольном образование». В своей научной деятельности занимаюсь исследованиями по теме педагогической поддержки интереса к сверстникам у детей 2-3 лет в условиях группы ДОУ.

 Очевидно, что сегодня, в условиях ускоряющегося темпа развития общества, мира в целом, всё больше ценятся действительно квалифицированные специалисты. Квалифицированный специалист – это требование времени.

Я считаю, что когда я стану  магистром образования я должна буду овладеть следующими  компетенциями: готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решение поставленных задач, способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения; готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном языке, способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру; способностью анализировать результаты научных исследования и применять их при решение конкретных задач, готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование; готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик и приемов обучения, готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области; способностью проектировать формы и методы различных видов контрольно-измерительных материалов.

Целью моего обучения в магистратуре является формирование самостоятельного аналитического мышления, удовлетворение творческого потенциала, возможность получения не только профессиональных знаний, но и профессиональной самостоятельности.

  1. Составьте портретную галерею (портреты ученых – исследователей в предметной области).

Портрет

  1. Ф.И.О. ученого
  1. Эльконин Даниил Борисович - советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

 

  1. Галигузова Л.

 Галигузова Людмила Николаевна - старший научный сотрудник Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО, ведущий научный сотрудник Сектора психологии раннего возраста МГППУ

 Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества.

  1. Мария Монтессори, врач и педагог, была первой итальянской женщиной, которая удостоилась степени доктора медицины. Она является автором широко известного метода образования для детей.

Смирнова Елена Олеговна - доктор психологических наук, профессор, автор многих фундаментальных работ по вопросам психологии детей раннего и дошкольного возраста.

  1. Сформируйте «Электронную цикаду цитат» -  высказывания ученых,  писателей, философов об  изучаемом предмете.

“В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.” (Эльконин Даниил Борисович)

“Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы .”(Лисина Мая Ивановна)

“Обыкновенно мы прислуживаем детям, и это - не только акт угодливости по отношению к ним, но и прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную, самостоятельную деятельность”. (Мария Монтессори)

“Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать”. (Мария Монтессори)

  1. Создайте презентацию – отчет о  результатах выполненной работы.

  1. Создайте электронный банк заданий по изучаемой теме.

10.        Интегрируйте все  материалы.

В ходе работы по теме « Проектирование и создание ЭОР учебного назначения” я познакомилась с возможностями ЭОР.

Задание №9

Составьте отчет о выполнении работы в электронном и бумажном вариантах.



Предварительный просмотр:

Мещерякова Светлана Владимировна

Факультет: Институт Детства

Состав электронного учебно – методического обеспечения учебной программы. В настоящее время подготовка учебно-методического обеспечения (УМО) в электронном виде является одним из основных видов учебно-методической работы преподавательского состава. Комплект УМО может охватывать образовательную программу в целом, отдельную дисциплину или раздел дисциплины, например, цикл лабораторных работ. В состав комплекта УМО могут входить различные ресурсы (программы, планы, методические указания, учебники или конспекты лекций и т.д.),
образуя строгую иерархию, где одни ресурсы в совокупности формируют ресурсы более высокого уровня. Все ресурсы УМО должны быть структурированы и определены связи между различными компонентами в виде инфологической модели. При этом каждый электронный ресурс является самостоятельным и обладает всеми свойствами ЭОР.

При создании  УМК  необходимо  учитывать определенные требования, основными из которых являются следующие:

  • Обеспечение логической последовательности и преемственности
  • в изложении материала каждой учебной книги с содержанием
  • учебников и учебных пособий по ранее изученным дисциплинам.
  • Обеспечение внутри дисциплинарных связей между учебными  
  • изданиями по одной дисциплине.
  • Недопустимость  неоправданного  дублирования  излагаемого
  • материала, рассмотренного в других учебных изданиях.
  • Использование  общего  понятийного  аппарата,  унификация
  • терминологии и обозначений.
  • Общность принципов формирования справочного аппарата.
  • Единство художественного  оформления  и  структуры  изданий УМК.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по использованию Комплекта лабораторного оборудования "Весовые измерения" немецкой фирмы Cornelsen Experimenta

Конспекты цикла занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весами, понятиями легче, тяжелее, взвешивание, меры веса....

Лабораторная Работа

Лабораторные работы...

Лабораторное исследование воды в бассейне.

Особое внимание и требовани должны предъявляться к качеству воды в бассейне....

Памятка для ежедневного лабораторного исследования воды в бассейне.

Последовательность операций исследований воды в бассейне очень важна....

Лабораторная работа №2 "Проектирование и создание ЭОР учебного назначения"

Цель: усвоение базовых знаний о проектировании и создании электронных образовательных ресурсов. Необходимые программные и технические средства:Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет...

Презентация «Использование комплекта лабораторного оборудования "Проростание" в работе с детьми»

Для  развития интереса детей  к труду, познавательной, исследовательской и творческой активности я использую в своей работе современные средства обучения.  Комплект лабораторного...

«Использование комплекта лабораторного оборудования "Проростание" в работе с детьми» (из опыта работы)

Для  развития интереса детей  к труду, познавательной, исследовательской и творческой активности я использую в своей работе современные средства обучения.  Комплект лабораторного...