консультация для воспитателей
консультация на тему

Приходько Ирина Владимировна

консультация для воспитателей на тему "Социокультурные ценности у детей  дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_tsennosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурные ценности у детей дошкольного возраста.


Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!


Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция - это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение - семья, друзья.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.

Добро - одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - добродетели, справедливости.

Зло - морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро - это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло - то, что отделяет от него.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя  жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все  окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодотворными, если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над  моральной атмосферой семьи, спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.

В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.

Этапы работы:

На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.

Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников.

Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие.

На четвертом этапе - закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию.

Пятый этап процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.

В целях формирования ценностных ориентаций детей дошкольного возраста могут быть использованы следующие формы и методы работы:

- анкетирование;

- викторины;

- диспуты;

- тематические беседы;

- проблемные ситуации;

- игровые упражнения;

- игры;

- тематические мероприятия;

- проектная деятельность;

- театрализованная деятельность;

- изучение традиций, обычаев, культуры народов, населяющих регион;

- изучение традиций и обычаев семьи, школы.

Рано  или  поздно  каждому из нас приходится в жизни  делать  выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф.М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...