Семинар для педагогов "Профессиональное мастерство воспитателя"
методическая разработка на тему
Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Цель семинара: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 27.09 КБ |
prezentatsiya_k_moey_rechi.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое мастерство воспитателя
(сценарий методического события, семинар-практикум)
Мурыгина Надежда Викторовна, старший воспитатель
ЦРР-детского сада №12 пгт.Ярославский
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Общее время проведения: 30 минут.
Ход проведения семинара-практикума
Педагоги стоят в кругу
Упражнение «Приветствие» (со свечой)
Педагоги передают свечу друг другу и произносят следующую фразу: «Добрый день, ___(ФИО, стоящего рядом педагога)__, я очень рада Вас видеть»
Деление на команды из круга в две шеренги
Упражнение – энергизатор
Для того чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. По моей команде вам необходимо выстроиться по определенному признаку как можно быстрее:
- постройтесь по росту, - по размеру обуви, - по алфавиту отчества, - по дате рождения.
Вопросы для обсуждения упражнения:
- Что помогло быстрее построиться?
- Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?
Вывод: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.
Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут)
Ведущий предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ДОУ, СССР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается расшифровать аббревиатуры, тематика которых относиться непосредственно к образованию: ФГОС ДО, НОД, НОКО, ОВЗ.
Подключить презентацию
1 задание (6-7 минут).
Подумайте несколько секунд и выскажите свою точку зрения в определении понятий: «квалификация педагога», «профессиональная компетенция педагога», «самореализация».
(пример определения в презентации)
Слайд 2 (3 щелчка +чтение)
Ведущий: Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Ведущий: Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми. Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.
А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?
Мнение участников круглого стола
Слайд 3.
Ведущий: Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".
От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).
Слайд 4.
1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.
Ведущий: Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.
Слайд 5.
То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма.
Слайд 6. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения). При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.
Слайд 7
Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?
Мнение участников круглого стола
Слайд 8.
Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия.
Щелчок Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.
Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?
Мнение участников
Слайд 9
Ведущий: Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности образовательных организаций. Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.
Давайте вспомним, какими компетенциями должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:
1. Компетенция в ведении образовательного процесса
2. Методологическая (методическая) компетентность.
3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.
4. Компетентность в организации воспитательной работы.
5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
7. Компетентность в установлении контактов с родителями
8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
10. Исследовательская компетентность педагога.
11. Коммуникативная компетентность.
12. Регулятивная компетентность.
13. Социальная компетентность.
14. Специальная компетентность.
2 задание. Психологический ринг. (7-8 минут)
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
- устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
- систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
- психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта – ПАМЯТЬ.
- избирательная направленность восприятия на тот или иной объект – ВНИМАНИЕ
- способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является – ВООБРАЖЕНИЕМ
- чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным - ВОПРИЯТИЕ (ощущение созерцаемого)
- у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
- у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
- дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
- это мягкий и послушный кроха. Дети данного типа темперамента застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи. Ребенка расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить - и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у таких детей неистощимы, ведь они боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки. ДЕТИ-МЕЛАНХОЛИКИ.
Можно ли с уверенностью сказать, что встречаются дети (люди) только с данным типом темперамента?
3 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут)
Командам дается задание:
• произнесите слово "МОЛОДЕЦ!":
1 команда
- громко
- нежно
- удивленно
- таинственно
2 команда
- тихо
- восторженно
- ласково
- требовательно
4 задание. Игра-упражнение "Одновременность" (5 минут).
Всем участникам семинара-практикума дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
Ведущий. В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременноть - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).
Ведущий. А сейчас я вам предлагаю разделиться на три группы. И продолжим наше мероприятие.
Упражнение «Саботажник»
В связи с необходимостью перестраивать свою деятельность, принимать новый стандарт у каждого из вас, конечно же, появляется много вопросов и нежеланий принимать новшества, т.е рождается внутреннее убеждение, которое отговаривает вас от принятия этих новшеств. Внутренний «Саботажник» говорит вам: «Зачем стараться, зачем перестраиваться, развиваться, приниматься за дело?» Он способен убить интерес к любой деятельности. Чтобы этого не случилось, предлагаю вам упражнение «Саботажник». Разделимся на группы (Родители, педагоги, дети) – нужно уговорить своего бунтаря, Создать ситуацию успеха и найти плюсы в том «Что даст нам стандарт?» (Идёт обсуждение в группах. Далее, предлагается публично обсудить результат)
Ведущий: По сути дела, принятие стандарта приведет к еще более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Детство нашей стране обойдется недешево — государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте.
Упражнение «Аплодисменты»
Ведущий. Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Давайте встанем в круг, теснее, еще теснее, возьмем друг друга под локти… И дружно будем аплодировать друг другу.
Ведущий. Спасибо всем за сотрудничество.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квалификация педагога – уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. (Профессиональный стандарт педагога) Профессиональная компетенция педагога – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт педагога) Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. (Словарь-справочник «Управление дошкольным учреждением»)
"Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения". К.Ю.Белая
от качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей. сложившихся в педагогическом коллективе отношений. условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми. объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.
В - Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист С - Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист П - Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь Т - Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий А - Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный Е - Естественный, единомышленник Л - Ласковый, любящий, лидер Ь - Добрый, мягкий, нежный
Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников. (М.М. Поташник) Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.(А.В.Мудрик) Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников самого. (М.В.Левит) Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. (Е.А.Ямбург)
Профессиональные качества: Знание ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей Владение наукой и методиками воспитания и обучения Умение организовывать игровую деятельность с детьми Проведение занятий, развлекательных мероприятий Организация работы с родителями Работа с компьютером, использование Интернета, банка цифровых образовательных ресурсов и др. Личностные характеристики: Интеллект Тип мышления Темперамент Характер Физические данные Харизма Обаяние Обладание музыкальным слухом Владение искусством стихосложения Степень развитости чувства юмора Артистические умения и др. Профессионально-личностный рост педагога
Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации); Методическое сопровождение педагогической деятельности; Информационное и ресурсное обеспечение; Информационно – методические и научно – практические семинары; Проблемные семинары и вебинары; Конкурсы педагогического мастерства; Работа по самообразованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "
Тема: «Поделимся опытом» (сценарий ) Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...
Педагогическое мастерство воспитателя. (из опыта работы семинар-практикум)
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования – повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого реб...
Мастерство воспитателя. Совет педагогов-семинар практикум
В данной презантации предоставлены разные задания для воспитателей. Педагоги разделяются на две команды. Выбирается жюри. После каждого задания жири выставляет баллы каждой команде. Выигравшая команда...
Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"
В этом материале представлены конкурсы для воспитателей...
Семинар-практикум "Педагогическое мастерство воспитателя"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Педагогическое мастерство воспитателя» 1. Актуальность, цели, задачи семинара Одна из главных задач современной си...
Семинар-практикум ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....
Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»
Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ...