«Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»
статья (подготовительная группа) на тему

Курганова Елена Александровна

            Тема наша актуальна и характеризуется тем, что одним из ведущих факторов  формирования   исторического и патриотического сознания детей является их знакомство  с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут  знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем  более действенными    окажутся  они  в  приобщении  к культуре родного  края.   Любовь к Отчизне начинается  с любви  к своей  малой  Родине - месту, где  родился  человек.        Дети  должны знать об истории Мордовии  и  мордовского края;  о  собственной  принадлежности  к  определённой национальности; о национальной  принадлежности  людей, проживающих на  территории республики  Мордовия (мордва: мокша и  эрзя, русские, татары).  Иметь представления  о  гербе,  гимне,  флаге  Мордовии;  о  народах,  их  языках, обычаях,  традициях. Знать  что  Республика  Мордовия-часть  огромной  страны России. Уметь  рассказывать о  своём  родном  городе,  о  его  достопримечательностях, об улице  на которой  живёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»

Над приобщением  детей с ограниченными возможностями здоровья  к культуре Мордовского края мы работаем второй год.

Тема наша актуальна и характеризуется тем, что одним из ведущих факторов  формирования   исторического и патриотического сознания детей является их знакомство  с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут  знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем  более действенными    окажутся  они  в  приобщении  к культуре родного  края.   Любовь к Отчизне начинается  с любви  к своей  малой  Родине - месту, где  родился  человек.

     На основе анализа бесед с детьми мы сделали вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем мордовском крае, о коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях. Поэтому мы поставили перед собой следующие цели:

- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.

     Для реализации поставленных целей нам необходимо было решить следующие задачи:

- изучить этнографическую, этно-педагогическую и научно-художественную  

литературу;

- собрать и систематизировать дидактический материал в группе;

- составить план, разработать занятия;

- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии;

- формировать уважение к традициям и обычаям;

- знакомить с устным народным творчеством;

- воспитывать любовь к мордовскому краю;

- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные  

  обычаи.

 Дети  должны знать об истории Мордовии  и  мордовского края;  о  собственной  принадлежности  к  определённой национальности; о национальной  принадлежности  людей, проживающих на  территории республики  Мордовия (мордва: мокша и  эрзя, русские, татары).  Иметь представления  о  гербе,  гимне,  флаге  Мордовии;  о  народах,  их  языках, обычаях,  традициях. Знать  что  Республика  Мордовия-часть  огромной  страны России. Уметь  рассказывать о  своём  родном  городе,  о  его  достопримечательностях, об улице  на которой  живёт.

      Огромную  роль  в формировании  интереса к национальной  культуре  играет  личный  пример педагога,  его  взгляды, суждения. Учитывая  это в своей  работе, мы отмечаем, что  действенное отношение  к окружающему  миру  проявляется  в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни.  Гармоническое   развитие  личности   представляется  нам возможным  только через  выражение  себя в  различных  видах  деятельности. Особенности  работы  по этнокультурному компоненту  заключается в систематическом   расширении  представлений   дошкольников  о  культуре и традициях  мордовского народа, обогащении предметно-пространственной  среды  в  группе, связи  с  другими  областями, взаимодействии с родителями воспитанников.

     Для решения поставленных  задач  мы  использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию  и обогащению знаний каждого ребёнка. Так как,  немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности, наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем:  занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми; именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

     Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».

     Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

     Рассказывая детям  о жителях Мордовии, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены  люди мордовской национальности. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т.д.  В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордовском народе.

   В подготовительной группе  учитываем возросшие возможности детей, и вводим новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».

     Для  более успешной работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собраны традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» В группе имеется настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с мордовскими народными сказками.

     В группе создан мордовский уголок. Цель: – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Дошкольники совместно с педагогами создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.

     Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется настольно-печатная игра, альбом «Мордовский народный костюм», роспись по дереву «Мордовочка», консультации о вышивке, бисероплетение с морд.орнаментом. Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск и родном городе Саранске.

     Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

     Большое внимание нами уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия».

     На всех возрастных этапах, мы используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

     Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В старшей группе предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо - вещи вокруг нас».

     Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

     Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.

     Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

     Народная мудрость гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе предлагаем детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.

     Результатом работы с детьми стал праздник «Мы о Мордовии поём». Дети показали хорошие знания и умения.

   В своей работе мы опираемся на Примерный региональный модуль программы дошкольного образования: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др. «Мы в Мордовии живем», которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края; используем материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» - автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» - составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» - литературная обработка В.С. Брыжинского.    

В процессе работы были получены следующие результаты исследования:

- у детей сформирована система знаний о Мордовии, мордовском народе и культурных традициях;

- эстетические чувства детей имеют отражение в творческой деятельности;

 - сформирован устойчивый интерес к природе, уровень экологической

грамотности воспитанников.

Список  используемой  литературы:

1. Андреев В. И.- Педагогика. Учебный курс для творческого развития. Казань. 2000 год - 608 с.

2. Бабынина Т.Ф.- Формирование личности ребенка ст. дош. воз. в процессе ознакомления с национальной культурой. Екатеринбург, 2001 год- 220 с.

3. Брыжинский С.В.-" Серебряные цепочки". -Мордовское книжное издательство, 2002 год.

4. Лузгин А. С.- "Промыслы Мордовии". - Саранск, 2003 г.

5. Мордовская народная вышивка составлена- В. Н. Мартьянов г. Саранск 1991 год.

6. Хрестоматия к программе "Валдоня"- Мордов. книж. изд. 2004 г. - Е. Н. Киркина.

7. "Саранск- столица Мордовии рассказы для маленьких читателей."- МГУ имени Н.П. Огарева.

8. "Большая книга животных"-  Морд.книж. изд., 2003 год.

9. "Степан Дмитриевич Эрзя"-  Морд.книж. изд., 1998 год.

10. «Волшебные сказки», Саранск.-Морд.книж. изд.-во,1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"

Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Едуковой Людмилы Ивановны на тему: «Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области свя...

План по самообразованию « Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края и его окружающего мира»

Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;Приобщение детей к историческим ...

ОПЫТ РАБОТЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ

В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем д...

Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.

План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истории и культуре родного края посредством игровых технологий""

В современных условиях одним из главных направлений работы с детьми является нравственно- патриотическое воспитание....