«Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»
статья (подготовительная группа) на тему
Тема наша актуальна и характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их знакомство с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Дети должны знать об истории Мордовии и мордовского края; о собственной принадлежности к определённой национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва: мокша и эрзя, русские, татары). Иметь представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, их языках, обычаях, традициях. Знать что Республика Мордовия-часть огромной страны России. Уметь рассказывать о своём родном городе, о его достопримечательностях, об улице на которой живёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»
Над приобщением детей с ограниченными возможностями здоровья к культуре Мордовского края мы работаем второй год.
Тема наша актуальна и характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их знакомство с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.
На основе анализа бесед с детьми мы сделали вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем мордовском крае, о коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях. Поэтому мы поставили перед собой следующие цели:
- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.
Для реализации поставленных целей нам необходимо было решить следующие задачи:
- изучить этнографическую, этно-педагогическую и научно-художественную
литературу;
- собрать и систематизировать дидактический материал в группе;
- составить план, разработать занятия;
- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии;
- формировать уважение к традициям и обычаям;
- знакомить с устным народным творчеством;
- воспитывать любовь к мордовскому краю;
- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные
обычаи.
Дети должны знать об истории Мордовии и мордовского края; о собственной принадлежности к определённой национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва: мокша и эрзя, русские, татары). Иметь представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, их языках, обычаях, традициях. Знать что Республика Мордовия-часть огромной страны России. Уметь рассказывать о своём родном городе, о его достопримечательностях, об улице на которой живёт.
Огромную роль в формировании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы отмечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоническое развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключается в систематическом расширении представлений дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленных задач мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребёнка. Так как, немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности, наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем: занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми; именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.
Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».
Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.
Рассказывая детям о жителях Мордовии, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены люди мордовской национальности. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордовском народе.
В подготовительной группе учитываем возросшие возможности детей, и вводим новые беседы: «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».
Для более успешной работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собраны традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?» В группе имеется настольный, теневой театр, который используется для ознакомления с мордовскими народными сказками.
В группе создан мордовский уголок. Цель: – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия. Дошкольники совместно с педагогами создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.
Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется настольно-печатная игра, альбом «Мордовский народный костюм», роспись по дереву «Мордовочка», консультации о вышивке, бисероплетение с морд.орнаментом. Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск и родном городе Саранске.
Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.
Большое внимание нами уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Растения мордовского края», «Животные мордовского края», «Родина моя - Мордовия».
На всех возрастных этапах, мы используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.
На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.
Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В старшей группе предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо - вещи вокруг нас».
Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторины «Угадай орнамент», «Предметы природы». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Народная мудрость гласит: «Внешние движения конечностей влияют на жизнь внутренних органов человека». Поэтому в старшей группе предлагаем детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.
Результатом работы с детьми стал праздник «Мы о Мордовии поём». Дети показали хорошие знания и умения.
В своей работе мы опираемся на Примерный региональный модуль программы дошкольного образования: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др. «Мы в Мордовии живем», которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края; используем материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» - автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» - составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» - литературная обработка В.С. Брыжинского.
В процессе работы были получены следующие результаты исследования:
- у детей сформирована система знаний о Мордовии, мордовском народе и культурных традициях;
- эстетические чувства детей имеют отражение в творческой деятельности;
- сформирован устойчивый интерес к природе, уровень экологической
грамотности воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Андреев В. И.- Педагогика. Учебный курс для творческого развития. Казань. 2000 год - 608 с.
2. Бабынина Т.Ф.- Формирование личности ребенка ст. дош. воз. в процессе ознакомления с национальной культурой. Екатеринбург, 2001 год- 220 с.
3. Брыжинский С.В.-" Серебряные цепочки". -Мордовское книжное издательство, 2002 год.
4. Лузгин А. С.- "Промыслы Мордовии". - Саранск, 2003 г.
5. Мордовская народная вышивка составлена- В. Н. Мартьянов г. Саранск 1991 год.
6. Хрестоматия к программе "Валдоня"- Мордов. книж. изд. 2004 г. - Е. Н. Киркина.
7. "Саранск- столица Мордовии рассказы для маленьких читателей."- МГУ имени Н.П. Огарева.
8. "Большая книга животных"- Морд.книж. изд., 2003 год.
9. "Степан Дмитриевич Эрзя"- Морд.книж. изд., 1998 год.
10. «Волшебные сказки», Саранск.-Морд.книж. изд.-во,1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"
Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Едуковой Людмилы Ивановны на тему: «Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области свя...
План по самообразованию « Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края и его окружающего мира»
Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;Приобщение детей к историческим ...
ОПЫТ РАБОТЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
В данной статье рассказывается о том, что для изучения чувашского языка можно использовать еще и инновационные технологии, а именно развитие межполушарного взаимодействия через игру. Значит мы можем д...
Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.
План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истории и культуре родного края посредством игровых технологий""
В современных условиях одним из главных направлений работы с детьми является нравственно- патриотическое воспитание....