Конспект НОД для детей в подготовительной к школе группы "Как солнце в дом пришло"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кателевская Евгения Петровна

Описание работы:
Предлагаю материал, который надеюсь, будет интересен для воспитателей работающих с детьми в подготовительной к школе  группе. Дети отправляются в увлекательное путешествие и знакомятся с историей электричества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_elektrichestvo.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Электричество» НОД по познавательно-речевому развитию для детского сада

Конспект НОД для детей в подготовительной к школе группы

 "Как солнце в дом пришло"

Описание работы:
Предлагаю материал, который надеюсь, будет интересен для воспитателей работающих с детьми в подготовительной к школе  группе. Дети отправляются в увлекательное путешествие и знакомятся с историей электричества.
Цель: Актуализировать знания детей по теме «Электричество»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

социально – коммуникативное развитие.

Образовательные задачи: 

  • Расширять знания детей о значении электричества, о его истории;
  • Расширять словарный запас; образное восприятие;
  • Развивать пространственные представления (отгадывание кроссвордов, игра – лабиринт);

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать наблюдательность, сообразительность;
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Развивающие задачи:

  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Предварительная работа:

Д/игра «Чудо – рядом»

Беседа «Невидимый работник»

Чтение по М.Ильину, Е.Сегал: «Кто я такой?», «Откуда я прихожу?», «Счётчик»

Игра «Путешествие в страну помощников человека»

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, берутся за руки, улыбаются друг другу. Ритуал: «Солнечные лучики»

Воспитатель: Чтобы было веселее, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся!

Воспитатель: «К дальним селам, городам 
кто идет по проводам? Светлое величество. 
Это электричество»

(В это время гаснет свет)

- Что случилось? (Погас свет)

- А когда в доме нет электричества, хорошо это или плохо? (Плохо)

- Почему? (Не работает телевизор, нельзя играть, не работают электроприборы)

- Верно, вот поэтому нам и нужно электричество.

- А что нужно, чтобы в доме было электричество? (Электрический ток)

- Да, нам нужен невидимый работник. Почему мы его так называем? (Потому что он невидимый, его никто никогда не видел)

- А вот послушайте внимательно, что рассказывает о себе невидимый работник. (Включить аудиозапись рассказа «Откуда я прихожу». По М.Ильину, Е.Сегал)

- Так откуда же к нам приходит электрический ток? (По электрическому проводу, провод называют дорожкой. На проводе матерчатое платьице, под платьицем резиновая рубашка. Рубашка одета для того, чтоб ток не уходил куда не следует. Ток рождается на электростанции)

- А всегда ли люди пользовались электричеством? Всегда ли в домах горел свет?

(Дети могут сказать, что когда нет света, зажигают свечи)

- Я вас приглашаю на выставку в музей, она называется «Как солнце в дом пришло»

- А на каком транспорте мы поедем, узнаете, когда отгадаете загадку:

Что за чудо этот дом-

Окна светлые кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином!

 (Автобус)

- Молодцы! Занимайте места в нашем автобусе. (Поют песню «Голубой автобус»)

По окончании песни: остановка «Просвещение»

- Послушайте следующую загадку. Когда вы её отгадаете, мы узнаем на чём нам ехать дальше.

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

(Метро)

- Остановка «Невский проспект»

Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница зовёт.

Мы своим глазам не верим

Всё стоит – она идёт.

(Эскалатор)

- Время в пути пролетело быстро. К какому зданию мы с вами подошли? (слайд  – музей)

- Выставка наша называется «Как солнце в дом пришло»

- Огонь на земле был тогда, когда и людей ещё не было. Ударит молния в дерево, оно загорится.(слайд ) Разбегаются во все стороны дикие звери. Первые люди на земле жили в холодных пещерах. Но вот нашёлся смельчак, выхватил из пламени лесного пожара горящую ветку. Принёс её в пещеру. Запылал первый костёр. (слайд )

- Прошло много – много лет. Люди стали жить в деревянных домах. Пришлось костёр спрятать..? Как вы думаете, куда? (в печь)

- Вы совершенно правы. Пришлось спрятать в печь из камня и кирпича (слайд)

- А по вечерам, чтобы светло было, лучину зажигали (слайд )

- Лучина – просто щепочка, от полена отщеплённая, длинненькая и тоненькая. От лучины, света чуть – чуть. Но люди и лучине были рады. От печи тепло, от лучины светло.

- А что использовали сначала для освещения больших дворцов и замков? (факелы) (слайд)

- А почему люди отказались от лучин и факелов? (Очень часто случались пожары)

- Что пришло в дома на смену лучинам и факелам, как вы думаете? (свечи)

- И сейчас вы правильно ответили. (слайд)

- 100 – 200 лет назад во дворцах и улицах, в домах и театрах горели свечи. Из чего их только не делали! Из пчелиного воска, из бараньего сала…

-  А когда люди научились добывать нефть появились свечи парафиновые и стеориновые. А полосатая свеча – это свеча – часы (слайд) Горела она ровно 12 часов. Сгорит одна полоска, значит, один час прошёл.

Задание. «Прочитай слово»

- У каждого на столе лежит листок. Посмотрите, нарисованы облака. Из каждого облачка, как капельки дождя упали буковки. Запишите их в те клетки, куда указывают стрелки, и прочитайте получившиеся слова.

                                                           (Дети выполняют задание. Слова: факел, лучина)

С

В

Е

Ч

А

- Из нефти научились делать керосин. И лампы особые придумали. Образуйте от слова керосин родственное слово: лампа (какая?) – керосиновая (слайд)

- Огонёк стеклом прикрыли, и горела такая лампа довольно ярко. В домах от свечей и ламп светло. Только на улицах по – прежнему  - тьма непроглядная.

- Давным – давно подметили люди в горах иногда огоньки горят. Сначала люди боялись и близко к огонькам подходить, потом поняли – горный газ, который из – под земли выходит. Но много – много лет прошло, пока догадались газ в фонарях на улицах зажечь. Вечером шёл фонарщик с лесенкой, на каждый фонарь по лесенке взбирался, зажигал. Неудобно, хлопотно, зато на улицах светлее стало.

Задание. «Отгадай слово»

- Я буду показывать вам картинки. А вы по последним звукам в слове отгадайте слово.

(записывают)  

Картинки: орёл, юбка, дым, укроп, щука – слово – лампа

Жираф, яблоко, барабан, шина, календарь – слово – фонарь

Загадка

Дом — стеклянный пузырёк, 
А живёт в нём огонёк, 
Днём он спит, 
А как проснётся — 
Ярким пламенем зажжётся. 

- Правильно, электрическая лампочка (слайд) А придумал её много лет назад Александр Николаевич Ладыгин. И посей день ничего лучше не придумали. Удобная очень…Ярко светит роскошная проволочка – спиралька. Щёлк – загорелась, щёлк – погасла… Ни копоти, ни запаха, ни дыма.

Физминутка «Ток бежит по проводам»

Дети становятся в круг и изображают, как ток бежит по проводам (поочередно поднимают руки и опускают):

Ток бежит по проводам, свет несет в квартиры нам.

Чтоб работали приборы, холодильник, телевизор, кофемолка, пылесос,

Ток энергию принес.

Игра – лабиринт «Пусть будет светло»

Слайд. (сказочные герои: лиса, колобок, заяц. Рядом с ними выключатели. От каждого выключателя дорога – лабиринт. В конце каждой дорожки нарисованы: люстра, бра, настольная лампа)

- У сказочных героев в домиках тоже горит электричество. Давайте узнаем, чем они освещают свои домики.

- Для этого надо будет нажать на выключатель, который находится возле каждого героя и по дороге – лабиринт проследить, к какому осветительному прибору она приведёт. Так мы узнаем, при помощи чего освещают свои домики герои. ( Идя по дороге – лабиринт узнаём, что у лисы горит люстра, колобок освещает свой домик бра, а у зайца – настольная лампа)

- Выставка закрывается и нам пора возвращаться в д/сад. Обратно мы поедем только на автобусе.

- Вот мы и приехали. Где мы с вами были? (в музее, на выставке «Как солнце в дом пришло»)

- В конце нашего путешествия я предлагаю вам разгадать кроссворд.

  1. Где это бывает – человек стоит, лестница шагает? (эскалатор)
  2. Как называется стеклянный помощник, от которого идёт освещение в доме? (лампа)
  3. Как называется здание где мы были на выставке? (музей)
  4. Что использовали люди при освещении замков и дворцов? (факел)
  5. Когда мы пришли в музей там шла?...(выставка)
  6. На чём надо ехать, чтоб выйти на ст. «Невский проспект?» (метро)
  7. Когда женщины пряли пряжу, что при этом освещало избу? (лучина)
  8. По какому предмету люди могли узнать время? (свеча)
  9. Когда перегорает лампочка, то в доме гаснет…? (свет)
  10. Что турист разжигает в походе, чтобы согреться или приготовить пищу? (костёр)
  11. Какой невидимый работник живёт в электрических проводах? (ток)
  12. На что мы нажимаем, чтобы включить свет? (выключатель)
  13. Чего боялся тигр Шархан больше всего на свете в сказке «Маугли»? (огонь)

- Давайте прочтём, что за слово написано в выделенных клеточках. (электричество)

- Молодцы! Вы хорошо сегодня занимались. Занятие окончено.

Э

С

К

А

Л

А

Т

О

Р

Л

А

М

П

А

М

У

З

Е

Й

Ф

А

К

Е

Л

В

Ы

С

Т

А

В

К

А

М

Е

Т

Р

О

Л

У

Ч

И

Н

А

С

В

Е

Ч

А

С

В

Е

Т

К

О

С

Т

Ё

Р

Т

О

К

В

Ы

К

Л

Ю

Ч

А

Т

Е

Л

Ь

О

Г

О

Н

Ь

Кателевская Евгения Петровна

Воспитатель ГБДОУ №99

Выборгского района

Санкт – Петербург

Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей логопедической подготовительной к школе группы «Снежная баба"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Снежная баба"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: "Солнце всходит, пританцовывая"

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства.Закрепить представление о назначении изделий (...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема «Солнце всходит, пританцовывая»

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства. Учить создавать образ - символ чувашског...

Конспекты занятий для детей в подготовительной к школе группы

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театра...

Конспект с подгруппой детей в подготовительной к школе группы "В стране геометрических фигур (форма, размер, цвет)".

Конспект с подгруппой детей в подготовительной к школе группы "В стране геометрических фигур (форма, размер, цвет)"....

Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Куда прячутся лягушки зимой?»

на уровне элементарных представлений знакомить детей с лягушкой, ее  повадками, местом обитания и зимовки....

Конспект занятия для детей речевой подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) Тема: «Как птицы весну встречают»

Обогащение представлений детей увлекательными сведениями о жизни птиц, о необходимости заботы о них...