Инновационный проект "Ступени детского творчества"
проект (средняя группа)
«Если ребёнок не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Л.Н. Толстой
Объект исследования: творческая активность детей.
Предмет изучения: комплекс инновационных методов, приемов и средств для развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество, то это позволит развить у него желание творить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stupeni_detskogo_tvorchestva.doc | 533.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕК
«СТУПЕНИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Разработчик:
Смирнова Алёна Леонидовна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
«Если ребёнок не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Л.Н. Толстой
Актуальность
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.
Творческая личность – это достояние всего общества. Общество нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать проблемы быстро меняющихся условий жизни. Практика показывает, что чаще творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах. Поэтому стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображения.
Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск видов детской деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с тем или иным видом деятельности, к которому они проявляют интерес, приведёт к полноценному формированию эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.
В настоящее время, реализация ФГОС создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности дошкольника, а также условия для творческой самореализации педагогов.
Цель: развитие у детей творческого потенциала и личностных качеств через различные виды деятельности, оптимальные с точки зрения формирования творчества.
Задачи:
- способствовать становлению у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- создать условия для формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- обогащать опыт художественно – творческой деятельности; вызвать интерес к творческому экспериментированию, применению различных способов создания изображения, использованию разнообразных техник и их сочетаний;
- формировать практические навыки и умения в разных видах художественной деятельности; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)
- развивать познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие), сенсорные способности, эмоциональную сферу;
- повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников
- обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию (материально-техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).
- выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.
Проблема: как открыть творца в ребёнке?
Проблемные вопросы:
- Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?
- Каким образом задачи развития интереса к художественному творчеству могут быть представлены в развивающей среде?
- Как развитие творческих способностей раскроет потенциал личности?
Объект исследования: творческая активность детей.
Предмет изучения: комплекс инновационных методов, приемов и средств для развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество, то это позволит развить у него желание творить.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Аннотация проекта
- Проект рассчитан на детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- По доминирующей деятельности – исследовательский, творческий.
- По характеру содержания – включает ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, исполнитель.
- По характеру контактов – открытый.
- По количеству участников – фронтальный, групповой (две подгруппы по 11 человек)
- По продолжительности – долгосрочный (2 года).
Направления работы: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Предполагаемые результаты:
На уровне детей:
- у детей сформируется интерес к различным видам художественного творчества;
-дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- появится интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний.
- разовьются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие), сенсорные способности в соответствии с возрастом;
- сформируется уверенность, самостоятельность, инициативность в творческой деятельности.
На уровне педагога:
- создание системы работы с детьми по развитию творческого потенциала и личностных качеств детей в различных видах детской деятельности с использованием комплекса инновационных методов, приемов и средств;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности, удовлетворенность работой.
- развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников и повышение их компетенции в вопросах развития творческих способностей детей.
Основными условиями реализации проекта являются:
- Создание обстановки эмоционального благополучия;
- Создание и обновление предметно-развивающей среды;
- Творческий подход к содержанию образования;
- Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;
- Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);
- Использование современных технологий в организации деятельности (технология исследовательской деятельности, ИКТ, технология проблемного обучения, игровая технология, элементы ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии (элементы цветотерапии и сказкотерапии, технологии музыкального воздействия, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз);
- Взаимодействие с родителями на уровне сотрудничества.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный.
Направление деятельности. Задачи | Содержание |
Информационно-аналитическое обеспечение проекта. Задачи: 1.Сбор и анализ информации 2.Анализ, совершенствование материально-технической базы. | - Подбор и изучение литературы по теме проекта. - Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. - Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности: оформить уголок изотворчества, где каждый ребенок будет иметь возможность экспериментировать с различными изобразительными материалами. - Создать условия для развития мелкой моторики рук и воображения: оформить уголок «Ловкие пальчики» и оснащение его играми, часть из которых изготовлены самостоятельно (совместно с родителями). - Обеспечить наличие ТСО для использования ИКТ. |
Методическое обеспечение проекта. Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса. Организовать целенаправленную работу по созданию в группе условий для реализации проекта | - Разработать цикл занятий для организации творческих мастерских(СОД). - Приобрести необходимые учебно – методические пособия согласно намеченным мероприятиям в рамках проекта. - Разработать презентации к занятиям, мультимедийные задания, упражнения. - Подобрать игры по ТРИЗ в соответствии с возрастом детей, игровые упражнения на развитие творческих способностей детей. - Подобрать соответствующий наглядный материал; - Собрать коллекцию изобразительного материала согласно тематике намеченных мероприятий. |
2 этап. Основной.
Направление деятельности. Задачи | Содержание |
Работа с детьми Задачи: Развивающие: - формировать у детей устойчивый интерес к художественной деятельности; -развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; - формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; - развивать желание экспериментировать, вызвать эмоциональный отклик; Образовательные: - знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; - закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения; Воспитательные: - воспитывать эстетический вкус, целеустремленность, желание добиваться успеха собственным трудом. - способствовать формированию навыков сотрудничества в совместной деятельности. | Непосредственно – образовательная деятельность. ОО «Художесвенно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) - Учебно – методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова, ИД «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2014 год. (Парциальная программа «Цветные Ладошки») ОО «Художесвенно – эстетическое развитие» (конструктивно – модульная деятельность) - Учебно – методическое пособие «Конструирование в детском саду» И. А. Лыкова, ИД «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2015 год. (Парциальная программа «Умные пальчики») Инновационная деятельность
- пластилинография (младший дошкольный возраст); - оригами (средний дошкольный возраст);
- пальчиковые гимнастики; - гимнастика для глаз; - элементы арттерапии и технологии музыкального воздействия. |
Работа с родителями Задачи: - вовлечение родителей в проектную деятельность; - создать атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности; - поиск путей сотрудничества в рамках проекта; - повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе художественно – эстетического развития детей; - привлечение родителей к участию в оснащении РППС, в творческих выставках, конкурсах различного уровня. | - Анкетирование родителей «Активность и участие родителей в развитии творческого потенциала ребенка». -Индивидуальные беседы по результатам анкетирования. - Подготовка консультативного материала для родителей. - Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Территория творчества». - Организовать мастер – классы: «Ловкие пальчики» (способы развития у детей мелкой моторики), «Пластилиновая живопись» (пластилинография), «Бумажные фантазии» (оригами). - Организовать открытые просмотры занятий: «Пасхальные яйца» (пластилинография на открытках), «Снежинки – пушинки» (бумагопластика). - Организовать выставки совместного творчества: «Огородные фантазии» (поделки из овощей и фруктов); «Вестники весны», «Цветы для участка» (художественное конструирование) |
3 этап. Заключительный.
Направление деятельности. Задачи | Содержание |
Подготовка к презентации и презентация проекта. Задача: - обобщить опыт работы и пополнить методический кабинет ДОУ; - распространить опыт работы в сети Интернет и СМИ.
| - Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. - Создание папки «Совместное творчество – школа сотрудничества» (творческие работы, рекомендации родителям, памятки). - Пополнение медиатеки ДОУ мультимедийным материалом в рамках проекта. - Распространить свой опыт работы во Всероссийском СМИ и на сайте педагога в социальной сети работников образования. - Оформление холла ДОУ творческими работами детей в рамках проекта. - Активное участие детей и родителей в творческих выставках, конкурсах на базе ДОУ и городского уровня. |
Выводы.
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
Для усиления воспитательно-образовательной работы, обогащения содержания образования программного раздела «Художественно-эстетическое развитие» и детского развития разработан инновационный проект «Ступени детского творчества». Реализация проекта основана на комплексе инновационных методов, приемов и средств для развития творческой активности детей дошкольного возраста, которые обладают достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка.
Проект «Ступени детского творчества» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными художественными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, первоначальный опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.
Мониторинг уровня развития творческих способностей (методика В. Синельникова и В. Кудрявцева) выявил положительную динамику:
- повысилась активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности (15% воспитанников находят новые способы для художественного изображения, возможности самовыразиться);
- повысился уровень развития творческого воображения детей (20% передают в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности);
- повысился в целом уровень развития творческих способностей:
- высокий - 17%, средний - 70% .
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи. Совместная с родителями работа по формированию у детей творческих способностей была направлена на повышение уровня развития самостоятельности, настойчивости, ответственности. Особое внимание уделялось развитию в детях любознательности, желания экспериментировать, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.
Информационные ресурсы:
1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
3. Свирская Л., Роменская Л. Где растут таланты. – М.: Обруч, 2014г.
4. Конощук С.И. Фантазии круглый год. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011г.
5. Букатова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребёнка через игру. Иллюстративный словарик игровых приёмов. _ СПб: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009г.
6. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».
1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...
Конспект физкультурного занятия Тема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок» ( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес-радость, творчество и спорт») Приказ № 88 от 25 апреля 2021 года
Конспект физкультурного занятияТема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок»( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес...
Инновационный проект "Ступени детского творчества" для дошкольников средней группы
инновационный проект содержит в себе материал по развитию творческих способностей детей, их приобщению к творческому участию и повышению интереса к творческой реализации своих идей....
Конспект физкультурного занятия Фитбол – гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок» подготовительная группа мероприятие в рамках локальной инновационной площадки«Детский фитнес-радость, творчество и спорт!»(Приказ № 723 от 15 ноября 2022 г)
Конспектфизкультурного занятияФитбол – гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок»подготовительная группа «Светлячок»мероприятие в рамках локальной иннов...
Творческий инновационный про-ект Театр детского творчества "Талант-STUDIO"
Актуальность.В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощенными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе, а особенно сложно, не имея определенного опыта, ...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Замечательный проект! Узнала
Замечательный проект! Узнала много интересного для работы. Спасибо вам!