Тема: «В госятх у Светофорика!»
проект (подготовительная группа) по теме

Синицына Элла Григорьевна

Семинар-практикум: «Проектно-исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinitsyna.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:

«Проектно-исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС»

Тема: «В госятх у Светофорика!»

Синицына Э.Г.

Воспитатель ТО Переделкино

Москва, 28.02.2017 г.

Обоснование актуальности и ценность проекта

Чтоб аварий избегать.

Надо строго соблюдать

Правила движения

И нормы поведения…

Виктор Верёвка.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребенок просто получил травмы, пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Из общего количества пострадавших детей подавляющее большинство – дети дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят ему здоровье и жизнь.

Таким образом, ценность проекта заключается в том, что  создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия приведут к усвоению и закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.

Поэтому, в  ГБУ ГППЦ ДОгМ территориальное отделение Переделкино был разработан краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофорика».

Принципы реализации проекта

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

- повысить педагогические знания родителей о формировании ПДД  у детей  старшего дошкольного возраста, на основе двухстороннего взаимодействия привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию грамотного  пешехода.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.

2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.

3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

4. Активизировать работу по Пропаганде ПДД и безопасного образа жизни.

Создание системы педагогических условий, направленных на достижение цели.

Внедрение проекта «В гостях у Светофорика» осуществляется на базе ГБУ ГППЦ ДОгМ территориальное отделение Переделкино.

Целевые группы проекта:

- дети дошкольного возраста 6-7 лет;

- родители воспитанников;

- воспитатели.

Необходимые условия реализации проекта:

  • информационно-методические: освещение в СМИ и интернет-изданиях основных мероприятий проекта, итогов реализации;
  • материально-технические: источники информации (справочная литература, Интернет - источники, мультимедийные средства обучения).

Степень новизны

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДТП. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Положительный эффект при реализации проекта:

Работа с дошкольниками способствует у них формированию потребности усвоения ПДД.

Появление у педагогов территориального отделения Переделкино мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания  воспитания культуры поведения на улице у детей дошкольного возраста

Получение родителями педагогических и психологических знаний, а так же создание  мотивации на сотрудничество с педагогами дошкольного образовательного учреждения.

В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей и педагогов детского сада.

Данный опыт может быть рекомендован к внедрению в других дошкольных учреждениях города.

Разработка критериев оценки ожидаемых результатов

1. Уровень сформированности представлений: о транспортных средствах; об улице (виды перекрестков); о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков: предупреждающих; запрещающих; информационно-указательных; знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей: на улице; в транспорте.

Этапы реализация проекта

Проект  «В гостях у Светофорика» предполагает несколько этапов его реализации.

Наименование этапа

Содержание деятельности

1 этап – организационный

 

1. Составление поэтапного плана работы.   

2. Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей.

3. Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта.

II этап - основной

1. Планирование деятельности.

2. Разработка конспектов занятий.

3. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателем.

III этап – исследование.

1.Самостоятельная подготовка детей вне занятия с помощью родителей.

2.Сотворчество с педагогом.

2.1. Предварительная работа – рисунки детей, создание автомобиля будущего.

2.2. Художественно-творческая деятельность – «Дом, в котором я живу», коллаж «Наш город».

2.3. Развитие и активизации игры с макетом - Макет «Улицы и дороги нашего города».

IV этап –

защита проекта

  1. Обсуждение проделанной работы.
  2. Подведение итогов.
  3. Фильм-презентация.

Критерии оценки: отзывы родителей, детей о выполненном проекте.

Мероприятия и задачи проектно-исследовательской деятельности.

Мероприятия

Задачи

Дидактическая игра «Для чего нужен специальный транспорт»

Систематизация знаний детей о специальном транспорте, его назначении и способах вызовами отличительных особенностях.

Выбор вида транспортного средства, соответствующего предложенной ситуации, рассказ о его использовании.

Настольно-печатная игра «Москва»

Формирование у детей представлений об основных отличительных особенностях архитектуры и расположения улиц города.

Воспитание любознательности и интереса к познанию окружающего мира.

Чтение сказки Д.

Родари "Дудочник и автомобили"

Обучение пониманию характеров сказочных героев, ситуаций, умения придумывать разные варианты окончания сказки.

Дидактическая игра

"Дорожное лото"

Закрепление представлений детей о

различных видах транспорта

Закрепление представлений детей о различных видах транспорта.

Викторина «Знатоки

транспорта»

Закрепление знаний о видах транспорта, названиях профессий, связанных с транспортом. Формирование умения выполнять задания в команде. Развитие

внимания, памяти, речи.

Рисование

"Дом, в котором я

живу"

Обучение детей доступным средствам выразительности, передачи формы, строения хорошо знакомых им зданий, тщательное прорисовывание крыши, входной двери, окон, отражение фактуры

материала, из которого сделан дом.

Коллаж "Наш город"

(коллективная работа)

Продолжение знакомства детей с понятием "город" и его отличительными особенностями. Обучение вырезанию из бумаги изображения домов разной

этажности.

Активизация интереса к работе с различными материалами.

Закрепление навыков работы с ножницами и клеем. Поощрение умения доводить начатое дело до конца.

Знакомство с макетами дорожных знаков.

Продолжение знакомства с назначением дорожных знаков.

Взаимодействие с

родителями

Консультирование родителей и обсуждение с ними тем: "Правила дорожные знать каждому положено",

"Пешеходом быть наука", "Как научить ребенка безопасному поведению на улице?" и др.

Составление макета

"Улицы и дороги

нашего города"

- Приобщение к процессу изготовления дорожных знаков и макетов зданий, участие в конкурсе на лучшую конструкцию автомобиля будущего.

- Формирование интереса детей к процессу изготовления макетов транспортных средств и зданий с использованием коробочек разного размера. - Развитие конструктивного мышления. Показ

преимуществ коллективной работы - благодаря усилиям всей группы.

Развитие и активизация игры с макетом.

Дополнение макета

новым предметным

материалом, придумывание и

обыгрывание рассказов

или сказок как игровых

сюжетов.

Организация игр с макетом на примерах следующих игровых ситуаций:

«Путешествие по городу (на автобусе, машине, такси и т. д.)», «Автомастерская», Автостоянка», «Петя заблудился», «Новостройка», «Тушим пожар»,

«Доставка товаров на дом», «Дорожные знаки поменялись местами», «Как маме безопасно пройти в аптеку (магазин; парикмахерскую и т.д.)».

Краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофорика» позволит:

- комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде детей старшего дошкольного возраста;

- проявление интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге;

- координирование деятельности по обучению ПДД между детьми и родителями;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Список используемой литературы:

  1. Правила дорожного движения дошкольного возраста / сост. Н.А. Извекова, Н.С. Медведева и др., под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.:ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Три сигнала светофора: Ознакомление с дошкольниками с правилами дорожного движениями: для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
  4. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М.: Детская литература, 2002.
  5. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М.: Просвещение, 2007.
  6. Шалаева Г.П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Слово, Эксмо, 2007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Конспект занятия по теме город, тематическая лепка "Светофорик".

Закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах....

Открытое НОД по теме "В гостях у Светофорика"

Занятие предназначено для детей старшей группе, знакомит детей с правилами дорожного движения...

Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по социально-коммуникативному развитию.Тема: правила дорожного движения «Светофорик»

Тема:  правила дорожного движения «Светофорик».Воспитания навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах города.. Повышение эффективности работы по вопросам профилактики детс...

Сценарий развлечения в младших группах по ПДД «В гостях у Светофорика» Конспект развлечения в младших группах по правилам дорожного движения на тему «В гостях у светофорика»

Цели: расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре; понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов свето...

Развлечение на тему:"Путешествие в страну светофорика"

Развлечение  по  правилам  дорожного  движения с детьми дошкольного  возраста....