Тема: «В госятх у Светофорика!»
проект (подготовительная группа) по теме
Семинар-практикум: «Проектно-исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sinitsyna.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум:
«Проектно-исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС»
Тема: «В госятх у Светофорика!»
Синицына Э.Г.
Воспитатель ТО Переделкино
Москва, 28.02.2017 г.
Обоснование актуальности и ценность проекта
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения…
Виктор Верёвка.
К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Это трагедия и для взрослых. Даже если ребенок просто получил травмы, пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Из общего количества пострадавших детей подавляющее большинство – дети дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят ему здоровье и жизнь.
Таким образом, ценность проекта заключается в том, что создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия приведут к усвоению и закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.
Поэтому, в ГБУ ГППЦ ДОгМ территориальное отделение Переделкино был разработан краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофорика».
Принципы реализации проекта
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
- повысить педагогические знания родителей о формировании ПДД у детей старшего дошкольного возраста, на основе двухстороннего взаимодействия привлечь родителей к совместной деятельности по воспитанию грамотного пешехода.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.
3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
4. Активизировать работу по Пропаганде ПДД и безопасного образа жизни.
Создание системы педагогических условий, направленных на достижение цели.
Внедрение проекта «В гостях у Светофорика» осуществляется на базе ГБУ ГППЦ ДОгМ территориальное отделение Переделкино.
Целевые группы проекта:
- дети дошкольного возраста 6-7 лет;
- родители воспитанников;
- воспитатели.
Необходимые условия реализации проекта:
- информационно-методические: освещение в СМИ и интернет-изданиях основных мероприятий проекта, итогов реализации;
- материально-технические: источники информации (справочная литература, Интернет - источники, мультимедийные средства обучения).
Степень новизны
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДТП. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества.
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Положительный эффект при реализации проекта:
Работа с дошкольниками способствует у них формированию потребности усвоения ПДД.
Появление у педагогов территориального отделения Переделкино мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания воспитания культуры поведения на улице у детей дошкольного возраста
Получение родителями педагогических и психологических знаний, а так же создание мотивации на сотрудничество с педагогами дошкольного образовательного учреждения.
В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей и педагогов детского сада.
Данный опыт может быть рекомендован к внедрению в других дошкольных учреждениях города.
Разработка критериев оценки ожидаемых результатов
1. Уровень сформированности представлений: о транспортных средствах; об улице (виды перекрестков); о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков: предупреждающих; запрещающих; информационно-указательных; знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей: на улице; в транспорте.
Этапы реализация проекта
Проект «В гостях у Светофорика» предполагает несколько этапов его реализации.
Наименование этапа | Содержание деятельности |
1 этап – организационный
| 1. Составление поэтапного плана работы. 2. Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей. 3. Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта. |
II этап - основной | 1. Планирование деятельности. 2. Разработка конспектов занятий. 3. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателем. |
III этап – исследование. | 1.Самостоятельная подготовка детей вне занятия с помощью родителей. 2.Сотворчество с педагогом. 2.1. Предварительная работа – рисунки детей, создание автомобиля будущего. 2.2. Художественно-творческая деятельность – «Дом, в котором я живу», коллаж «Наш город». 2.3. Развитие и активизации игры с макетом - Макет «Улицы и дороги нашего города». |
IV этап – защита проекта |
|
Критерии оценки: отзывы родителей, детей о выполненном проекте.
Мероприятия и задачи проектно-исследовательской деятельности.
Мероприятия | Задачи |
Дидактическая игра «Для чего нужен специальный транспорт» | Систематизация знаний детей о специальном транспорте, его назначении и способах вызовами отличительных особенностях. Выбор вида транспортного средства, соответствующего предложенной ситуации, рассказ о его использовании. |
Настольно-печатная игра «Москва» | Формирование у детей представлений об основных отличительных особенностях архитектуры и расположения улиц города. Воспитание любознательности и интереса к познанию окружающего мира. |
Чтение сказки Д. Родари "Дудочник и автомобили" | Обучение пониманию характеров сказочных героев, ситуаций, умения придумывать разные варианты окончания сказки. |
Дидактическая игра "Дорожное лото" Закрепление представлений детей о различных видах транспорта | Закрепление представлений детей о различных видах транспорта. |
Викторина «Знатоки транспорта» | Закрепление знаний о видах транспорта, названиях профессий, связанных с транспортом. Формирование умения выполнять задания в команде. Развитие внимания, памяти, речи. |
Рисование "Дом, в котором я живу" | Обучение детей доступным средствам выразительности, передачи формы, строения хорошо знакомых им зданий, тщательное прорисовывание крыши, входной двери, окон, отражение фактуры материала, из которого сделан дом. |
Коллаж "Наш город" (коллективная работа) | Продолжение знакомства детей с понятием "город" и его отличительными особенностями. Обучение вырезанию из бумаги изображения домов разной этажности. Активизация интереса к работе с различными материалами. Закрепление навыков работы с ножницами и клеем. Поощрение умения доводить начатое дело до конца. |
Знакомство с макетами дорожных знаков. | Продолжение знакомства с назначением дорожных знаков. |
Взаимодействие с родителями | Консультирование родителей и обсуждение с ними тем: "Правила дорожные знать каждому положено", "Пешеходом быть наука", "Как научить ребенка безопасному поведению на улице?" и др. |
Составление макета "Улицы и дороги нашего города" | - Приобщение к процессу изготовления дорожных знаков и макетов зданий, участие в конкурсе на лучшую конструкцию автомобиля будущего. - Формирование интереса детей к процессу изготовления макетов транспортных средств и зданий с использованием коробочек разного размера. - Развитие конструктивного мышления. Показ преимуществ коллективной работы - благодаря усилиям всей группы. |
Развитие и активизация игры с макетом. | |
Дополнение макета новым предметным материалом, придумывание и обыгрывание рассказов или сказок как игровых сюжетов. | Организация игр с макетом на примерах следующих игровых ситуаций: «Путешествие по городу (на автобусе, машине, такси и т. д.)», «Автомастерская», Автостоянка», «Петя заблудился», «Новостройка», «Тушим пожар», «Доставка товаров на дом», «Дорожные знаки поменялись местами», «Как маме безопасно пройти в аптеку (магазин; парикмахерскую и т.д.)». |
Краткосрочный детско-родительский проект «В гостях у Светофорика» позволит:
- комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде детей старшего дошкольного возраста;
- проявление интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге;
- координирование деятельности по обучению ПДД между детьми и родителями;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Список используемой литературы:
- Правила дорожного движения дошкольного возраста / сост. Н.А. Извекова, Н.С. Медведева и др., под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.:ТЦ Сфера, 2005 г.
- Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
- Три сигнала светофора: Ознакомление с дошкольниками с правилами дорожного движениями: для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М.: Детская литература, 2002.
- Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М.: Просвещение, 2007.
- Шалаева Г.П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Слово, Эксмо, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»
Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...
Конспект занятия по теме город, тематическая лепка "Светофорик".
Закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах....
Открытое НОД по теме "В гостях у Светофорика"
Занятие предназначено для детей старшей группе, знакомит детей с правилами дорожного движения...
Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по социально-коммуникативному развитию.Тема: правила дорожного движения «Светофорик»
Тема: правила дорожного движения «Светофорик».Воспитания навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах города.. Повышение эффективности работы по вопросам профилактики детс...
Сценарий развлечения в младших группах по ПДД «В гостях у Светофорика» Конспект развлечения в младших группах по правилам дорожного движения на тему «В гостях у светофорика»
Цели: расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре; понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов свето...
Развлечение на тему:"Путешествие в страну светофорика"
Развлечение по правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста....
Краткосрочный творческий проект в средней группе на тему: «В гостях у Светофорика»
Формирование у детей основ безопасности на дороге...