Программа адаптации детей к детскому саду
план-конспект занятия на тему
В данной программе описаны 5 занятий с детьми со средним и низким уровнем адаптированности к ДОУ. В приложении представлены: анкета для родителей и диагностика уровня адаптированности дошкольников к ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Поступление ребенка в детский сад – важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма;
Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому дошкольнику со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и родителями.
Психолого-педагогическая деятельность на протяжении всего периода адаптации строится по следующему плану:
Работа с детьми:
- наблюдение за ходом адаптации;
- заполнение листов адаптации;
- диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (Приложение 1);
- проведение подгрупповых занятий с детьми со средним и низким уровнем адаптированности.
Работа с родителями:
- Анкетирование (Приложение 2);
- Консультирование;
- Стендовая информация, памятки.
Работа с воспитателями:
- Консультирование;
- Совместное проведение игр.
Цель: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ
Задачи:
- Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада.
- Познакомить родителей с особенностями адаптационного периода.
- Сохранить и укрепить здоровье детей в адаптационный период.
Организация и особенности реализации программы
Участники программы: дошкольники со средним и низким уровнем адаптированности к ДОУ
Количество участников: 5-7 человек из одной группы
Место проведения: кабинет психолога
Продолжительность программы: 2-3 месяца
Периодичность занятий: каждое занятие повторяется несколько раз (2-4) и проводится 2 раза в неделю.
Тематический план
№ занятия | Тема |
1 | Солнышко и тучка |
2 | Божья коровка |
3 | Веселые лягушата |
4 | Рыбки |
5 | Пчелка |
Занятие 1 «Солнышко и тучка»
Приветствие
Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»
Далее встаем все в круг и говорим «Здравствуй, Оля (2 раза и по очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.)
Игра-песенка «Солнышко и тучка».
Дети садятся полукругом на ковре и повторяют движения и слова (проигрывается 2-3 раза):
Светит солнышко в окошко, светит в нашу комнату
(руки подняты вверх с разведенными пальчиками)
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку!
(хлопаем в ладошки)
Тучка по небу летит,
Тучка небу говорит:
(руки подняты высоко вверх над головой, качаем руками из стороны в сторону)
- Я хочу поплакать,
Дождиком закапать.
Кап, кап, кап.
(поочередно стучим ладошками по коленочкам)
Игра «Собери солнышко»
На ковре в произвольном порядке раскладываются половинки цветных солнышек, затем детям предлагается собрать солнышко, соединив половинки подходящего цвета.
Игра «Солнышко и тучка»
Дети встают в круг, когда ведущий произносит «солнышко» дети поднимают ручки вверх и разводят пальчики, когда произносит слово «тучка» - дети приседают и ручками над головой делают домик.
Игровой массаж
Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).
Релаксационное упражнение
Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.
«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Какое солнышко? Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое… А солнышко теплое? Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:
Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,
Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.
Занятие 2 «Божья коровка»
Приветствие
Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»
Далее встаем все в круг и говорим «Здравствуй, Оля (2 раза и по очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.)
Игра «На прогулке».
Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:
По дорожке очень ловко
Идет божья коровка.
(«шевелим» всеми пальчиками правой руки)
А за ней идут детишки,
Детишки-шалунишки
(«шевелим всеми пальчиками левой руки)
Но один отстал опять,
Нужно их нам сосчитать!
(растираем ладошки между собой)
Один, два, три, четыре, пять.
(считаем пальчики на правой руке)
Все на месте, хорошо,
Посчитаем мы еще!
Один, два, три, четыре, пять.
(считаем пальчики на левой руке)
Игра «Детки потерялись»
Потребуется четыре божьих коровки (мамы) основных цветов, маленьких божьих коровок (детки) – по количеству детей в группе.
Дети садятся полукругом на ковре, психолог выкладывает божьих коровок и затем водит в игровую ситуацию:
- ребята, помогите деткам - божьим коровкам отыскать своих мам.
Дети должны выложить на ковре рядом с мамами их деток, с учетом отличий по цвету.
Игровой массаж
Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).
Релаксационное упражнение
Божья коровка летит
(исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)
И весело жужжит.
(дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)
Устала!
Надорожку упала,
(дети ложатся на коврик)
Отдыхает!
Глазки закрывает, Лапки расслабляет.
(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:
Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,
Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.
Занятие 3 «Веселые лягушата»
Приветствие
Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»
Далее встаем все в круг и говорим «Здравствуй, Оля (2 раза и по очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.)
Игра «Лягушки на зарядке»
Дети стоят полукругом на ковре, психолог читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:
На краю лесной опушки,
В теплой маленькой избушке,
Жили две смешных лягушки.
Утром делали зарядку,
Поднимали кверху лапки.
(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)
Два наклона, приседанье.
(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)
Потянулись,
(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)
Повернулись
(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)
И друг другу улыбнулись!
Игра «Найди самую большую лягушку»
На ковре в произвольном порядке раскладываются разные по размеру нарисованные лягушки, детям предлагается найти разложить по размеру (от самой маленькой к самой большой).
Игровой массаж
Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).
Релаксационное упражнение
Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.
« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.
Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки.»
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:
Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,
Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.
Занятие 4 «Рыбки»
Приветствие
Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»
Далее встаем все в круг и говорим «Здравствуй, Оля (2 раза и по очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.)
Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»
Дельфинёнок в море плавал
(ладошки сложены вместе)
В море он с волной играл
(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)
На волне дельфин качался
(движения кистей рук вверх-вниз)
Обгонял дельфин волну,
(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)
Раз, два, три,
(хлопаем в ладошки)
Волна дельфина догони!
(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).
Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»
Потребуется две большие рыбки-мамы и маленькие рыбки, по количеству детей в группе, рыбки отличаются по цвету и форме.
Психолог выкладывает на ковер двух больших мам-рыбок, затем маленьких рыбок раздает детям, дети кладут рыбок рядом с мамой.
Игровой массаж
Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).
Релаксационное упражнение
Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.
Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).
А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видете, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:
Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,
Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.
Занятие 5 «Пчелка»
Приветствие
Приветствуем детей «Добрый день, ребята!»
Далее встаем все в круг и говорим «Здравствуй, Оля (2 раза и по очереди здороваемся с каждым ребенком, называя его имя.)
Пальчиковая игра «Полосатая пчела»
Полосатая пчела
(машут ладошками)
Много меда принесла,
(складывают ладошки в виде чашечки)
Отдохнула, полежала,
(кладут ладошки на колени)
Взлетела вновь и зажужжала
(машут ладошками).
Игра «Подбери цветок для пчелки»
Потребуется три цветка разной величины и пчелки разной величины на количество детей.
Дети садятся на ковер. Психолог выкладывает три цветка, задача детей разложить пчелок на цветки по признаку величины (маленькие-средние-большие).
Игровой массаж
Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).
Релаксационное упражнение
Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.
«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой очень много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!
Прощание
Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:
Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,
Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть.
Список использованной литературы
- Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. СПб, 2012.
- Лапина И.В. адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград, 2015.
- Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Москва, 2009.
- Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2011.
- Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет.– СПб,2010.
Приложение 1
Диагностика уровня адаптированности ребенка
к дошкольному учреждению
ФИ ребенка | Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | |
3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Условные обозначения
Общий эмоциональный фон поведения:
А) положительный;
Б) неустойчивый;
В) отрицательный;
Познавательная и игровая деятельность:
А) активен;
Б) активен при поддержке взрослого;
В) пассивен или реакция протеста;
Взаимоотношения с взрослыми:
А) инициативен;
Б) принимает инициативу взрослого;
В) уход от взаимоотношений, реакция протеста;
Взаимоотношения с детьми:
А) инициативен;
Б) вступает в контакт при поддержке взрослого;
В) пассивен или реакция протеста;
Реакция на изменение привычной ситуации:
А) принятие;
Б) тревожность;
В) непринятие.
Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:
2,6-3 балла – высокий уровень адаптированности.
У ребенка радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
1,6-2,5 – средний уровень адаптированности.
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1-1,5 – низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Приложение 2
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф.И._________________________________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________
- Мать:
Ф.И.О._______________________________________________________________________________________
Год рождения_________________________________________________________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Отец:
Ф.И.О._______________________________________________________________________________________
Год рождения_________________________________________________________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
9. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, одевание, другое (допишите)__________________________________________________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
- Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей к детскому саду
Рабочая программа...
Программа адаптации детей к детскому саду
Программа адаптации к ДОУ...
Программа для адаптации детей в детском саду «Здравствуй малыш». От 1,5 до 3 лет.
Занятия для малышей...
Программа по адаптации детей к детскому саду
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...
Родительское собрание " Адаптация детей в детском саду. Знакомство с программой ДОУ"
Родительское собрание...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....