Проект "Любить природу - значит любить Родину"
проект (средняя группа) на тему
Целью данного проекта является организация работы по созданию
оптимальных условий для развития патриотического воспитания через экологию у детей дошкольного возраста средствами досугово-познавательной, исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyubit_prirodu-znachit_lyubit_rodinu.docx | 287.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 города Ставрополя
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ:
“Любить природу – значит любить Родину”
(Патриотическое воспитание детей 4-5 лет)
Воспитатели:
Махлай Ирина Владимировна
2016-2017 г
Наш девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".
Проект: “Любить природу – значит любить Родину”
Тема: «Мы друзья природы – береги её!»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА.
Целью данного проекта является организация работы по созданию
оптимальных условий для развития патриотического воспитания через экологию у детей дошкольного возраста средствами досугово-познавательной, исследовательской деятельности.
Выполнять проект будет дети 4-5 лет, родители, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель.
Данный проект необходим для:
- развития патриотического сознания детей через экологию;
- расширения представления о природе окружающей нас;
- бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия свои и других людей по отношению к природе);
- совершенствование различные формы экологического воспитания дошкольников;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
В результате реализации проекта дети получат:
- Дети поймут о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Освоят нормы поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.
- Проявят своё отношение к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
- Совершенствуется форма экологического воспитания дошкольников.
- Семья станет активным участником по экологическому воспитанию дошкольников.
Все это способствует экологическому воспитанию, включая в себя и нравственное и духовное и интеллектуальное воспитание, что немало важно для развития ребёнка.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
“Любить природу – значит любить Родину” (М.Пришвин)
Только мы, воспитатели и родители, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.
В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому весь проект мы проводим через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный.
Актуальность проекта.
При проведении бесед, в совместной деятельности были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
- семья не готова на сегодняшний день осуществлять патриотическое воспитание через экологию в полной мере. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. Всё начинается с семьи.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников.
Совместно с родителями на родительском собрании решили создать целостную систему, с использованием всех видов детской деятельности.
За основу взяли направление – педагогический проект по экологическому воспитанию детей: “Любить природу – значит любить Родину”.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Повысить интерес родителей к экологическому образованию и экологии в целях патриотического воспитания дошкольников; повысить уровень экологической компетентности родителей, а также патриотического воспитания в детском саду и в семье через любовь к природе.
Для реализации были поставлены следующие задачи.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности: учить устанавливать связи взаимодействия человека с природой.
- Развивать желание ухаживать и наблюдать за объектами живой и неживой природы.
- Развивать и закреплять умения выполнять коллективные поручения, отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
- Сформировать знания об окружающей природе, о значении природы в жизни человека.
- Формировать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле.
- Воспитывать чувство толерантности, восприятие красоты природы и желание любоваться ею.
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
- Научить проводить простейшие опыты, эксперименты, исследования с природными объектами, используя правила безопасности.
Предметная экологическая среда группы и детского сада:
- Экологическая тропа на участке детского сада.
- Огород на участке.
- Огород на подоконнике.
- Наглядный и демонстрационный материал.
- Уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений.
- Уголок экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей.
- Уголок творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;
- Книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, различные серии журналов о природе, альбомы;
- Макеты, подбор дидактических игр по данной теме.
Вид проекта:
- Досугово – познавательный, исследовательский проект.
Срок реализации проекта: с октября 2016 по апрель 2017г
Участники проекта:
- дети 4 - 5лет
- родители;
- воспитатели, логопед;
- музыкальный руководитель.
Образовательная область:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие,
- речевое развитие;
- художественно- эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Ресурсное обеспечение:
- литература, наглядный материал;
- подвижные игры, дидактические игры;
- просмотр видеофильмов, презентации о природе.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация поставленных задач будет происходить в несколько этапов:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1 этап – подготовительный (октябрь 2016 г.)
Вид деятельности | Место проведения | Сроки | Ответственный |
Анкетирование родителей. | группа | октябрь | воспитатель |
Постановка задач по изучению содержания проекта. | группа | 3 неделя октября | воспитатель |
Организация предметно-развивающей среды, создания необходимых условий в группе. | группа | в течение года | воспитатель |
Составление рабочего плана реализации проекта | группа | 4 неделя октября | воспитатель |
ОСНОВНОЙ ЭТАП
2 этап – основной (ноябрь 2016 – февраль 2017 г.)
Вид деятельности | Место проведения | Сроки | Ответственный |
Рассматривание иллюстраций и репродукций по теме: экология. Оформление альбома «Уроки экологии» | группа | октябрь | воспитатель |
Разработка д/и, упр. для развития экологической культуры. Оформление альбома «Лесные и садовые ягоды». | группа | октябрь | воспитатель |
Оформление альбома «Лекарственные растения» | группа | октябрь | воспитатель |
Разучивание стихотворений, частушек о природе. | группа | в течение года | воспитатель |
Создание мини-выставки экологической направленности. | группа | в течение года | воспитатель |
Утренник «Осень золотая!» | группа | октябрь | воспитатель муз.руководитель |
Пошив костюмов и изготовление атрибутов к театрализации сказки «Пожар в лесу». | группа | в течение года | воспитатель родители |
Беседы на тему «Как научить ребенка защищать природу». | группа | декабрь | воспитатель родители |
«Красная книга» Познакомить детей с красной книгой. Беседа об образе жизни диких животных, их внешнем виде, повадках, условиях обитания. | группа | январь | воспитатель |
Оформление альбома «Экологические знаки» | группа | январь | воспитатель родители |
«Дикие животные Красной книги». | группа | январь | воспитатель |
«Здравствуй зимушка зима!» Утренник «Здравствуй елочка!» | группа | декабрь | воспитатель |
Оформление альбома «Редкие и исчезающие растения Ставропольского края» | группа | декабрь | воспитатель родители |
Беседы на тему «Зима». Разгадывание загадок о времени года, чтение художественной литературы. | группа | январь | воспитатель |
Разучивание подвижных игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик о природе. | группа актовый зал прогулка | январь | воспитатель |
Оформление альбома «Экологическая азбука» | группа библиотека | январь | воспитатель |
Консультации для родителей «Играя, познаем природу». | группа | февраль | воспитатель |
Папка передвижка для родительского уголка: «Правила поведения на природе». | группа | февраль | воспитатель |
Проект: «Широкая масленица!». | группа | март | воспитатель |
Оформление альбома «Обитатели водоёмов». | группа | март | воспитатель |
Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?» Трудовой десант. | прогулка | апрель | воспитатель дети |
Беседа о нашей планете: «Земля – наш общий дом!» | группа | апрель | воспитатель |
Слайд презентация – не загрязняйте нашу планету «Берегите планету! «Правила поведения на природе» | группа | апрель | воспитатель |
Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы. | группа | апрель | воспитатель |
Родительское собрание: «Любить природу - значить любить Родину» | группа | апрель | Воспитатель, логопед, муз. руководитель |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
3 этап – заключительный (апрель - май 2017 г.)
Вид деятельности | Место проведения | Сроки | Ответственный |
Родительское собрание: «Любить природу - значить любить Родину» Инсценировка сказки «Пожар в лесу» | Муз.зал | апрель | Воспитатель, логопед, родители |
Опубликования практического материала на сайте ДОУ. | интернет | май | воспитатель |
Конспект родительского собрания
«Любить природу - значить любить Родину»
Цель: повысить интерес родителей к экологическому образованию и экологии в целях патриотического воспитания дошкольников; повысить уровень экологической компетентности родителей, а также патриотического воспитания в детском саду и в семье через любовь к природе.
Задачи: Обсудить с родителями проблему патриотического воспитания через формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде.
Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Обозначение проблем. Упражнение «Вопрос – ответ»
3. Конкурсы
4. Сказка для родителей «Пожар в лесу»
Предварительная работа:
Подготовить пригласительные билеты родителям.
Подготовить анкеты и провести опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание в семье».
Ход собрания:
«Рыбе - вода, птице - воздух,
зверю – лес, степь, горы,
а человеку нужна Родина, и
охранять природу – значит
охранять Родину».
Пришвин Михаил Михайлович
Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить очень важную тему, а вот какую мы узнаем, когда посмотрим клип «Экология»
Что такое ЭКОЛГИЯ? (Ответы.)
Экология – наука о нашем общем доме, о планете Земля.
Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание, знание о доме. Дом - это наша планета Земля.
2017 год в России назван годом Экологии. И это неспроста. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
“Любить природу – значит любить Родину” (М.Пришвин)
Только мы, воспитатели и родители, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.
В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому весь проект мы проводим через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.
Поэтому мы в этом году работаем над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"
Поставили перед собой задачи:
1 Формирование представлений и понятий о живой и не живой природе. 2 Воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе. 3 Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Во всех видах деятельности мы учим детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываем, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными учим детей становятся добрее, проявлять интерес к природе, радоваться всему увиденному, осваивать правила и нормы поведения в природе. Для этого оформили альбомы:
- «Экологические сказки»
- "Лекарственные растения "
- "Птицы и звери Красной книги"
- "Экология и ты"
- «Уроки экологии»
- «Ягоды: садовые и лесные»
- «Редкие и исчезающие растения Ставропольского края»
У нас есть свой девиз группы:
" Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,
людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой
– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).
Уважаемые родители, прошу Вас ответить на вопрос. Подумайте и найдите нужный ответ. (Ответы написаны на карточках)
Обозначение проблемы. Упражнение «Вопрос – ответ»
«В чем причина экологических проблем, угрожающих здоровью и жизни людей?»
ОТВЕТЫ:
∙ Загрязнение окружающей среды
∙ Сокращение площади лесов
∙ Опустынивание почвы, ее загрязнение
∙ Изменение климата
∙ Озоновые дыры
Воспитатель: А что же делать в сложившейся ситуации? Изложите свои мысли, дальнейшие действия.
(Ответы пишут родители)
- Беречь и охранять природу
- Не бросать мусор, а утилизировать его.
- Воспитывать любовь к природе с раннего детства
- Показывать личный пример в положительном отношении к природе.
Воспитатель:
А сейчас предлагаю разбиться на две команды. Пусть команды представятся (название команды, капитан команды, девиз, приветствие).
ДЕВИЗ:
1команда «ЭКОЛОГИ»
«Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет»
ДЕВИЗ:
2 команда «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
«Мы не хотим стоять в стороне
Мы – за порядок на нашей земле»
Приветствие. Команда «Экологи»
«Ты, соперник, не косись.
Ты, соперник, улыбнись!
Известно – кто – победит,
Ну, а слабейший пролетит.
Приветствие. Команда «Планета Земля»
«Мы весёлая команда,
Не умеем мы скучать,
С нами ты посостязайся,
Ты рискуешь проиграть».
КОНКУРС. РАЗМИНКА. «Весёлая викторина»
Вопросы для команды «Экологи»
1.Самый музыкальный цветок? (Колокольчик)
2.Самая красивая птица в мире? (Павлин)
3.Кто на себе носит лес? (Олень)
4.Самое страшное бедствие в лесу? (Пожар)
Вопросы для команды «Планета Земля»
1.Какой водой надо поливать комнатные растения? (Тёплой, отстоявшейся)
2.Книга – каталог охраняемых растений и животных? (Красная книга)
3.Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
4.Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой? (Клёст)
КОНКУРС. «Закончи пословицу»
Команда «Экологи»:
1.Много снега – много хлеба
2.Растение – земли украшение
3.Враг природы тот – кто леса не бережёт
4.Лес и вода – родные брат и сестра
Команда «Планета Земля»
1.Рощи да леса – всему свету краса
2.Лес видит, а поле слышит
3.Срубили кусты – прощай птицы
4.Земля любит – заботу
Конкурс: «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3. То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5. О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)
8. Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс: «Ребусы – угадай животное»
Командам предлагается отгадать ребусы о животных.
Ребусы про животных с ответами — это интересные головоломки в картинках, в которых зашифровано определенное животное.
На этом наш КВН окончен, прошу, жури подвести итоги.
Инсценировка сказки по экологическому воспитанию «ПОЖАР В ЛЕСУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии "Беречь природу, значит беречь Родину"
Проект содержит план реализации проекта, методическую копилку. В методической копилке отражена совместная деятельность взрослого и ребенка, а также совместная деятельность с родителями....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Охранять природу - значит охранять Родину» Подготовительная к школе группа
Конспект занятияпо формированию целостной картины мира «Охранять природу - значит охранять Родину»Подготовительная к школе группа...
родительское собрание для младшей группы "Любить природу - значит любить Родину"
Родительское собрание совместно с детьми младшего возраста по экологическому воспитанию...
Заключительное мероприятие по проекту – КВН: «Любить природу, значит любить Родину!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 города Ставрополя К О Н С П Е К Тпо образовательной деятельности «Ребёнок открывает мир приро...
Конспект экологического КВН Тема: «Охранять природу – значит, охранять Родину!» (для старшего дошкольного возраста)
Конспект занятия направлен на формирование экологической культуры у детей. Поможет вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор дошкольников....
Любить природу - значит любить Родину!
Любовь к природе - великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко ...
Охранять природу-значит охранять Родину
Литературно- музыкальная композиция....