Охранять природу-значит охранять Родину
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ
(литературно-музыкальная композиция)
Ведущий. Дорогие друзья! Константин Паустовский, наш замечательный писатель, сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
Звучит мелодия песни И. О. Дунаевского на слова В. И. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная».
Ведущий. Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек...
Дети читают стихотворение Александра Прокофьева.
1-й чтец. Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя…
Может, ими и манит
Человека Земля?
2-й чтец. Иль березкой кудрявой,
Нескупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова.
3-й чтец. Иль плясуньей-калиной,
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?
4-й чтец. Что же, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю –
в с е м!
5-й чтец. И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
6-й чтец. Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
7-й чтец. И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл!
8-й чтец. Манят волею реки
И раздольем поля...
Не обманет вовеки
Человека Земля!
Ведущий. Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте, о чем пишет поэт Сергей Викулов в сборнике стихов «Плуг и борозда».
1-й чтец. Услышу ль сосен шум в полдневный час,
журчанье струй
средь камушков у брода, –
О, люди, мыслю я,
у всех у нас
есть М а т ь одна,
по имени П р и р о д а!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
в душе
ее прекрасные черты –
поля, луга, леса, моря и реки.
2-й чтец. Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
все возродится снова.
3-й чтец. Но если...
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
что это «если» значит?
О Человек! Природа-мать ни рек
и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых озер...
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
как в храм под мраморные своды.
Ведущий. Отечественный поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что все богатство русской природы принадлежит народу, значит, и нам, детям.
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей.
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Ведущий. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей. Послушайте!
1-й чтец. Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая...
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит, лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам, и ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее – и своего добились.
С. Викулов
Ведущий. А поэту Глебу Горбовскому пришлось назвать стихотворение «Мертвый лес».
2-й чтец. Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей.
Ведущий. А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес?
Дети (отвечают по очереди). Лес – наше богатство!
Лес – воздух для легких, влага и тень.
Лес – дом для зверей и птиц.
Лес – наш друг. Он, задерживая влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды и грибы.
Лес – зеленый наряд нашей планеты.
Ведущий. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Расскажите, что вы знаете интересного о пользе животных.
1-й ребенок. Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
2-й ребенок. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
3-й ребенок. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая семь-восемь граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160–170 комаров.
Ведущий. Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Все вместе. Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.
Ведущий. И все это сделаем от чистого сердца и во имя нашей любимой Родины.
Композиция заканчивается теми же словами «Песни о Родине» или самой песней, которыми и начиналась.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии "Беречь природу, значит беречь Родину"
Проект содержит план реализации проекта, методическую копилку. В методической копилке отражена совместная деятельность взрослого и ребенка, а также совместная деятельность с родителями....
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Охранять природу - значит охранять Родину» Подготовительная к школе группа
Конспект занятияпо формированию целостной картины мира «Охранять природу - значит охранять Родину»Подготовительная к школе группа...
Конспект экологического КВН Тема: «Охранять природу – значит, охранять Родину!» (для старшего дошкольного возраста)
Конспект занятия направлен на формирование экологической культуры у детей. Поможет вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор дошкольников....
Воспитательное занятие "Охраняя природу ты охраняешь Родину
Воспитательное занятие относится к экологическому воспитанию...
Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Охранять природу значит охранять родину»
Тема недели «День Защитника Отечества» Конспект НОД по познавательному развитию.Тема: «Охранять природу значит охранять родину»Программное содержание: Пр...
Охранять природу - значит охранять Родину
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. ...