«Работа с одарёнными дети»
статья по теме
Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный и творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа с одарёнными дети»
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В А. Сухомлинский
Понятие одарённости
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Виды одарённости
Психологи выделяют несколько видов одарённости:
- академическую (способность к обучению в широком смысле слова);
- интеллектуальную , творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое);
- психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства);
- художественную и лидерскую.
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.
Уровни проявления одарённости
- Актуальная (сложившаяся) одарённость – ярко проявляющиеся в той или иной деятельности высокие способности. Как правило, большинством исследователей только дети с такими проявлениями и зачисляются в категорию «одаренные».
- Потенциальная (неразвитая) одарённость – это тот случай, когда высокие способности существуют в потенциальной форме и для их развития необходимы благоприятные условия.
- Замаскированная (скрытая) одарённость – высокие способности, не замечаемые неподготовленными взрослыми (учителя, психологи, родители и др.). Маскировка способностей бывает намеренная или ситуативная. Например, в подростковом возрасте дети стыдятся быть «не как все», и в классе, где быть умным, легко учиться – не престижно, прячут свои способности.
Портрет одарённого ребёнка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов
на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво,
энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Типы характеров одарённых детей
1-й тип : 2- й тип:
- подвижный - замкнутый
- весёлый - тихий
- лидер - размышляющий
- открытый - застенчивый
- фантазёр - пугливый
- коммуникабельный
- с хорошим речевым развитием
Условия развития одарённости
- Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.
Плата за одарённость
- Одаренный ребенок развивается неравномерно. Например, вычислять сложные геометрические формулы и неумение завязывать шнурки.
- У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание.
- В связи с чрезмерной эмоциональностью одаренные дети могут сильно жестикулировать и делать много лишних движений, после смеха могут через минуту разрыдаться.
- Проблемы в общении с окружающими людьми.
- Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .
- Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
- Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
- Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи.
Цель работы с одарёнными детьми
- Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Основные задачи работы с одарёнными детьми
- Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Методы работы с одарёнными детьми
- Исследовательский
- Частично-поисковый
- Проблемный
- Проектный
Формы работы с одарёнными детьми
- Групповые занятия с одарёнными учащимися;
- индивидуальные консультации;
- факультативы;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- интеллектуальный марафон;
- публичные выступления;
- проекты;
- участие во всероссийских, городских интеллектуальных играх.
При работе с одарёнными детьми педагог должен уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого- педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Качества педагога при работе с одарёнными детьми:
- доброжелательными и чуткими;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- опыт работы в учреждениях для детей младшего дошкольного и школьного возраста;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно нетрадиционное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше педагог обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...
Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.
Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...
Работа по одарённым детям музыкального руководителя
Работа по одарённым детям музыкального руководителя...
1.6 Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий
Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий...