Методика наблюдения детей раннего возраста предметной деятельности и игре
материал (младшая группа) на тему
Методика наблюдения детей раннего возраста предметной деятельности и игре.
Одним из важных занятий детей раннего возраста является предметная деятельность.
Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом.
Эльконин Д.Б. рассматривал становление предметного действия в двух направлениях:
I. В плане развития самостоятельности (как базисной личностной характеристики ребенка).
2. В плане развития средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления предметного действия. Учитывая этапы развития предметного действия, методика организации обучения детей будет включать совместные действия, частично-совместные, показ, словесные указания. При этом, взрослый в содержание обучения включает развитие специфических (функциональных) действий; перенос действия с одного предмета на другой («пить» из чашки, потом из кружки, стаканчика и пр.); перенос действия в другую ситуацию («кормит» куклу, мячик, машину и пр.).
В раннем возрасте происходит дифференциация предметно - практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.
На втором году жизни ребенок начинает выделять взрослого как носителя образцов действия. Подражая взрослому, ребенок стремится отображать те действия, которые он наблюдал у взрослого («разговор по телефону», «чтение газеты» и пр.). Большую роль при этом играет образец, который предлагает взрослый. Взрослый знакомит с предметами — орудиями, учит использовать их по назначению.
Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.
Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета - орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техническая сторона.
Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут:
- совместная деятельность ребенка и взрослого:
- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;
- комплексирование предметно-игровой деятельности;
- развитие игровых замещений
- развитие целенаправленности действий ребенка
- развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности;
- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.
Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособии для детей раннего возраста.
Для детей второго года жизни подбор игрушек и оборудования необходимо дифференцировать по периодам (от I года до 1 года 6 месяцев) и (от 1 года 6 мес. до 2 лет).
Игровое оборудование должно отвечать потребностям малыша в совместных игровых действиях со взрослым, создавать единое игровое «поле». Это период интенсивного накопления сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладение простейшими обобщенными способами действий, обобщенными представлениями об их свойствах (цвете, величине, форме и пр.). Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами (сквозное пространство, сборно-разборные конструкции, соотношение части и целого предмета). Это: развивающий тоннель (сквозное пространство); корова-качалка, сенсорно- дидактический столик, сухой бассейн (для развития координации и релаксации), кубики «Разрезные картинки» (игрушки, животные, фрукты), пирамида «Жираф», пирамида «Ведро», пирамида «Башня» и др.
В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).
Так же советуют использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.
Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).
Общими педагогическими условиями использования предметов и
игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста будут являться:
- периодическое обновление;
- разнообразие предметно-игрового мира; использование предметов -заменителей;
- удовлетворение возникших основных новообразовании раннего возраста (речь, движение, сенсорика, овладение средствами и способами действий);
- наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;
- обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей развития предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).
Существует множество различных классификаций игры.
- Сенсорные игры;
- Игры-возни;
- Языковые игры;
- Ролевые игры;
- Игры с правилами.
Для детей раннего возраста характерными являются сенсорные игры. В которых взрослый даёт возможность малышам возиться с песком, плескаться в воде, перекладывать предметы, пробовать их на вкус, и они это будут делать с удовольствием.
В этом возрасте хорошо использовать моторные игры, такие как: бег («Догони Мишку»), прыжки («Прыгаем, как зайчики»), лазанье («Доползи до погремушки»).
Для того, чтобы дать возможность ребёнку выплеснуть отрицательные эмоции или продемонстрировать положительные, нужно организовать игру-возню («Едем, едем на лошадке…») или просто пощекотать малыша.
В этом возрасте все дети любят играть в языковые игры. Главное в них - не передача информации, а экспериментирование со звуками, со словами («Цокаем, как лошадка»).
К 2,5-3 годам у детей появляется способность включаться в ролевую игру. Дети принимают на себя определённые роли, воспроизводят действия других людей (мамы, папы, няни, доктора и пр.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навык сотрудничества.
Для того чтобы научить детей играть в игры с правилами, нужно в течение нескольких дней играть в одну и ту же игру соблюдая определённые правила. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определённым правилам игры, и в играх появляется элемент соревновательности.
Не меньшее значение имеет и доброжелательная атмосфера, необходимая для того чтобы ребёнок раскрылся, захотел играть в предложенные взрослым игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_nablyudeniya_detey_rannego_vozrasta_predmetnoy_deyatelnosti_i_igre.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика наблюдения детей раннего возраста предметной деятельности и игре.
Одним из важных занятий детей раннего возраста является предметная деятельность.
Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом.
Эльконин Д.Б. рассматривал становление предметного действия в двух направлениях:
I. В плане развития самостоятельности (как базисной личностной характеристики ребенка).
2. В плане развития средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления предметного действия. Учитывая этапы развития предметного действия, методика организации обучения детей будет включать совместные действия, частично-совместные, показ, словесные указания. При этом, взрослый в содержание обучения включает развитие специфических (функциональных) действий; перенос действия с одного предмета на другой («пить» из чашки, потом из кружки, стаканчика и пр.); перенос действия в другую ситуацию («кормит» куклу, мячик, машину и пр.).
В раннем возрасте происходит дифференциация предметно - практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.
На втором году жизни ребенок начинает выделять взрослого как носителя образцов действия. Подражая взрослому, ребенок стремится отображать те действия, которые он наблюдал у взрослого («разговор по телефону», «чтение газеты» и пр.). Большую роль при этом играет образец, который предлагает взрослый. Взрослый знакомит с предметами — орудиями, учит использовать их по назначению.
Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.
Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета - орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техническая сторона.
Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут:
- совместная деятельность ребенка и взрослого:
- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;
- комплексирование предметно-игровой деятельности;
- развитие игровых замещений
- развитие целенаправленности действий ребенка
- развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности;
- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.
Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособии для детей раннего возраста.
Для детей второго года жизни подбор игрушек и оборудования необходимо дифференцировать по периодам (от I года до 1 года 6 месяцев) и (от 1 года 6 мес. до 2 лет).
Игровое оборудование должно отвечать потребностям малыша в совместных игровых действиях со взрослым, создавать единое игровое «поле». Это период интенсивного накопления сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладение простейшими обобщенными способами действий, обобщенными представлениями об их свойствах (цвете, величине, форме и пр.). Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами (сквозное пространство, сборно-разборные конструкции, соотношение части и целого предмета). Это: развивающий тоннель (сквозное пространство); корова-качалка, сенсорно- дидактический столик, сухой бассейн (для развития координации и релаксации), кубики «Разрезные картинки» (игрушки, животные, фрукты), пирамида «Жираф», пирамида «Ведро», пирамида «Башня» и др.
В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).
Так же советуют использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.
Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).
Общими педагогическими условиями использования предметов и
игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста будут являться:
- периодическое обновление;
- разнообразие предметно-игрового мира; использование предметов -заменителей;
- удовлетворение возникших основных новообразовании раннего возраста (речь, движение, сенсорика, овладение средствами и способами действий);
- наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;
- обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей развития предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).
Существует множество различных классификаций игры.
- Сенсорные игры;
- Игры-возни;
- Языковые игры;
- Ролевые игры;
- Игры с правилами.
Для детей раннего возраста характерными являются сенсорные игры. В которых взрослый даёт возможность малышам возиться с песком, плескаться в воде, перекладывать предметы, пробовать их на вкус, и они это будут делать с удовольствием.
В этом возрасте хорошо использовать моторные игры, такие как: бег («Догони Мишку»), прыжки («Прыгаем, как зайчики»), лазанье («Доползи до погремушки»).
Для того, чтобы дать возможность ребёнку выплеснуть отрицательные эмоции или продемонстрировать положительные, нужно организовать игру-возню («Едем, едем на лошадке…») или просто пощекотать малыша.
В этом возрасте все дети любят играть в языковые игры. Главное в них - не передача информации, а экспериментирование со звуками, со словами («Цокаем, как лошадка»).
К 2,5-3 годам у детей появляется способность включаться в ролевую игру. Дети принимают на себя определённые роли, воспроизводят действия других людей (мамы, папы, няни, доктора и пр.). Они включают, помимо имитации, элементы фантазии. В процессе взаимодействия в ролевой игре дети получают навык сотрудничества.
Для того чтобы научить детей играть в игры с правилами, нужно в течение нескольких дней играть в одну и ту же игру соблюдая определённые правила. К концу периода раннего детства дети уже могут следовать определённым правилам игры, и в играх появляется элемент соревновательности.
Не меньшее значение имеет и доброжелательная атмосфера, необходимая для того чтобы ребёнок раскрылся, захотел играть в предложенные взрослым игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок раннего возраста. Предметная деятельность и игра
Материал по развитию ребенка раннего возраста с помощью игровой деятельности....
Методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игре
В данной методической разработке раскрывается методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игры....
Ребенок раннего возраста. Предметная деятельность и игра.
консультация...
Методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игре.
Методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игре....
Ребенок раннего возраста. Предметная деятельность и игра
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.У ребенка формируется предметная дея...
Консультация для родителей на тему : « Ребенок раннего возраста. Предметная деятельность и игра »
Рекомендации родителям, как играть с ребенком, развивать предметную деятельность....
Методика обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности.
В данной статье предлагается методика обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности....