Особенности формирования творческой деятельности воспитанников на занятиях по трудовому развитию.
статья на тему
Труд - это творческая работа детей с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью воспитанника, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях. Художественная деятельность играет уникальную роль в развитии воспитанников социально- реабилитационного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aprel.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования творческой деятельности воспитанников на занятиях по трудовому развитию.
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка, реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности детей. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Л. Рубинштейн.
Цель трудового обучения - воспитание личности ребёнка на основе формирования трудовой деятельности. М. Левина указывает на то, что на уроках труда в школе или дома с родителями, а позднее самостоятельно, дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, могут научиться шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли повара или кулинара. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у воспитанников совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребёнку. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Т.А. Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на занятиях по трудовому воспитанию. Труд - это творческая работа детей с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью воспитанника, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях. Художественная деятельность играет уникальную роль в развитии воспитанников социально- реабилитационного центра. По мнению японцев, к примеру, их мировое лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех детей без исключения художественных наклонностей. Замечено, что человек, которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работу выполнять кое-как. Напротив, он будет стремиться любую работу делать как можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы. Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы, красоту изделий, возможности материала и цвета. Художественная обработка природных материалов, создание «второй природы» - мира предметов, которые природа не знает и которые противостоят ей как результат человеческого творчества, развивает духовные способности человека, в том числе «чувствующий красоту формы глаз». В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Художественное творчество включает в себя освоение культурного наследия. Народное искусство, в том числе народное декоративно-прикладное искусство (искусство ручного труда), играет важную роль в системе эстетического образования. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.
Список используемой литературы
1.Толстой Л.Н. Сборник статей. – М.: Учпедгиз, 1955, 470 с. 2.Художественный труд – М.: «Просвещение», 2007.
3.Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 4.1999. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 2008.
5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2006. 6. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельной творческой деятельности воспитанников средствами проектной деятельности
Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалист...
Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»
Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Раскрытие интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциала детей 5-7 лет (включительно) в процессе творческой активности....
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Раскрытие интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциала детей 5-7 лет (включительно) в процессе творческой активности....
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Раскрытие интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциала детей в процессе творческой активности....
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Раскрытие интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциала детей 3- 4лет (включительно) в процессе творческой активности....