Семинар-практикум "Технология проектов: этапы деятельности"
методическая разработка на тему
Материал для работы с педагогами ДОУ по освоению проектного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Технология проектов: этапы деятельности
Первый этап – “выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Выбор темы легко направить в нужное русло, используя способ «культурного продавливания». Для этого используются следующие приемы:
- Мотивация на основе проговаривания детских идей: «Ребята, я слышала ваш разговор о …. Может быть вы хотите об этом узнать побольше (рассказать всем, что вы знаете)?» и т.п.
- Мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации в группе).
- Чтение, предварительная экскурсия.
- «модель трех вопросов».
Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? В свободное время (вечером, утром) накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотели бы узнать по предполагаемой теме. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для проекта. Просто ведет разговор, который в плане оформляется как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи. Высказывания детей записываются печатными буквами на специально расчерченном бланке. Возле каждой записанной идеи ставят имя автора. В модели трех вопросов разговор с детьми о домах будет выглядеть так:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что сделать, чтобы узнать? |
Дома строят люди, чтобы в них жить (Люда) Дома бывают разными, большие и маленькие (Сережа) Дома все строят, не только люди (Сема) | Кто придумал строить дома? (Саша) Почему дома в 100 этажей не падают? (Ира) Как люди раньше жили без домов? (Петя) Как могут птицы строить дома, ведь у них рук нет? (Коля) | Спросить у взрослых (Ира) Самим подумать или спросить у родителей (Маша) Прочитать в книге (Лена) Посмотреть в передаче «В мире животных» (Саша) |
Опрашивать всех детей вовсе не обязательно. Заполненная таблица вывешивается на видном месте.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Выбор темы проекта определяется на основе анализа:
- изученных проблем детьми по результатам рабочей диагностики, личных интересов детей, изменений в развивающей среде;
- содержания программы по конкретной возрастной группе;
- особенностей сезона.
Начиная работу над проектом, необходимо использовать разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них могут быть следующие:
- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему.
- необходимость оформления выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;
- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). На этапе разработки и выполнения проекта дети при участии педагога намечают план достижения цели, способы ее реализации. Чтобы решить ту или иную проблему, необходимо как можно больше о ней узнать, собрать всю доступную информацию.
Осуществляется поисково-познавательная творческая деятельность детей в процессе реализации проекта. Благодаря такой необходимости дети учатся пользоваться энциклопедической литературой, имеющейся в группе, дома.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
- Разработать план продвижения к цели (обсудить план с педагогами, родителями).
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Заняться сбором и накоплением материала.
- Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности по образовательным областям.
- Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Организовать и провести презентацию проекта или открытое мероприятие.
Матрица разработки педагогического проекта
Существует множество матриц и соответственно методик разработки педагогического проекта. В работе с детьми известна методика педагогического проекта, предложенная Л.Д.Морозовой, к.п.н., ст. преп. МГПИ
Матрица проекта
1.Название проекта:________________________________________________
2.Тематическое поле:_______________________________________________
3.Проблема:________________________________________________________
4.Цель:___________________________________________________________
5.Задачи:_________________________________________________________
6.Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
• _____________________________________________________________
• _____________________________________________________________
7.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________
8.Вид проекта:______________________________________________________
9.Состав участников:________________________________________________
10.Межпредметные связи:
Название раздела программы | Содержание | Задачи |
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:___________________________
12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_____________________
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
14.Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Сроки |
|
15.Форма проведения презентации:______________________________
Из общего обсуждения темы, из заполнения таблицы «трех вопросов» рождается основа плана – как по содержанию, так и по видам деятельности. Дальнейшее развитие проекта может произойти при составлении плана «Паутинка» во время утреннего сбора. Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных образовательных областях.
Далее имеет смысл заполнить таблицу, в которой будет расписано содержание работы по каждой образовательной области, сформулированы задачи, необходимо также отметить, в какой форме будут они реализовываться (в совместной с педагогом деятельности, включая НОД, либо ребенку будет дано задание для самостоятельного выполнения, либо задание будет дано для совместной работы ребенка с родителями).
Далее необходимо определиться со сроками реализации той или иной деятельности и с формой презентации готового продукта (рассмотреть еще раз матрицу)
После реализации проекта необходимо провести этап рефлексии, т.е. обсуждения с детьми достигнутой цели и вклада каждого в общее дело.
Практическое задание для педагогов
1 группа
1.1.Сформулируйте тему проекта по разделу программы «Познавательное развитие»
1.2.Ожидаемый результат по вашим проектам
1.3.Цели и задачи проекта по направлениям работы: дети, родители, сотрудники
1.4. Сформулируйте мероприятия для первого этапа проектной деятельности по выбранной теме: создание мотивации у детей, ознакомление с проектом родителей, привлечение сотрудников д/с к формулированию и планированию проекта.
2 группа
1.1.Сформулируйте тему проекта по разделу программы «Художественно-эстетическое развитие»
1.2.Ожидаемый результат по вашим проектам
1.3.Цели и задачи проекта по направлениям работы: дети, родители, сотрудники
1.4. Сформулируйте мероприятия для первого этапа проектной деятельности по выбранной теме: создание мотивации у детей, ознакомление с проектом родителей, привлечение сотрудников д/с к формулированию и планированию проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-406291-1446879786.jpg)
Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»
Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-641706-1676212062.jpg)
Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"
Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/22/picture-1415096-1658469515.jpg)
Этапы реализации метода проектов в деятельности педагогического работника дошкольной образовательной организации»
Метод проектов очень актуален в настоящее время....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/05/picture-1419032-1662389346.jpg)
Выступление-доклад на педагогическом совете ДОУ "Нормативный проект. Этапы работы над проектом"
Выступление-доклад на педагогическом совете ДОУ "Нормативный проект. Этапы работы над проектом". Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.Нормативная проектная деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-1393147-1647007462.jpg)
Презентация на тему "Виды проектов, этапы проектов на основе проекта "Бумажная куколка""
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод п...