Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста
статья на тему
В данной статье рассматривается актуальность эмоцианального развития детей дошкольного возраста. Затронуты проблемы развития эмоциональной сферы ребенка, а также с какими трудностями сталкиваются родители и педагоги при воспитании и обучении ребенка. Значительное внимание уделяется проблеме эмоционального неблагополучия, рассматриваются ошибки эмоционального воспитания ребенка, и к какаим последствиям оно может привести. В статье идет речь о создании психолого-педагогических условий для обогащения и развития эмоционально-волевой сферы ребенка. В статье предложены рекомендации для родителей и педагогов, которые занимаются развитием эмоциональной компетентности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Федоровская С.Г.
г. Ставрополь, МБДОУ д/с №2
Особенности современной социально-экономической ситуации общества способствовали ряду изменений в образовании. С одной стороны - провозглашен гуманистический характер образования, самоценность каждого этапа развития личности, а с другой - обострилось эмоциональное напряжение, возникающее в ответ на информационные перегрузки, дефицит общения с взрослыми, бедный игровой и реальный опыт детей, в обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и лишенного эмоций человека. В то же время К.Д.Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает. Именно поэтому в современных условиях актуален вопрос эмоционального развития. Ведь, неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции приводят к значительным жизненным затруднениям, особенно сильно проявляющимся в сфере общения.
Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, который, по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического формирования личности. Кардинальные социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающие реалии способны тормозить, более того - искажать эмоциональный мир ребёнка. Результатом этого является постоянно возрастающее число людей, страдающих неврозами. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные взаимоотношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного, интеллектуального развития детей, а развитию эмоциональной сферы не всегда уделялось достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе.
Поэтому современный педагог должен быть готовым к решению задач развития и обогащения эмоциональной сферы ребенка.
Но здесь возникает важный вопрос: в свете таких больших перемен, которые происходят сейчас, нужно ли педагогу менять подходы в воспитании? Что делать с традиционными технологиями и как сочетать их с инновационным подходом?
Ребенок - всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых. Проблема состоит в том, что изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении. В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой «порции» информации, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.
У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. Современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.
В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Иногда взрослые не совсем владеют вопросами, касающимися сферы эмоций, и не могут оказать необходимую поддержку. А бывает, что ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя мир собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.
Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно взрослые: родители и педагоги, могут и должны начать эту работу. На практике зачастую проблема эмоций рассматривается в сочетании педагогических и психологических аспектов, так как во многих случаях эмоциональное неблагополучие является следствием психических расстройств. В тоже время, не правильное эмоциональное воспитание ребёнка может в конечном итоге привести к развитию психических болезней. В психологии и педагогике используется множество методов коррекции эмоционального состояния личности. И именно отсутствие чёткой грани между компетенцией педагогики и психологии в исследуемой проблеме, эмоциональная сфера человека рассматривается одновременно как в психологическом, так и педагогическом аспектах. И здесь уместно говорить о создании психолого-педагогических условий для обогащения и развития эмоциональной сферы ребенка. Под психолого-педагогическими условиями И.А.Федякова понимает конкретные способы педагогического взаимодействия, направленные на формирование субъектных свойств личности.
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, педагогам и родителям необходимо учитывать следующие моменты.
Прежде всего следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях, тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
С уважением нужно относиться к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не нужно призывать его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помочь ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно. Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других. Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях. Педагог может проводить работу по эмоциональному развитию как индивидуально, так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет возможность услышать несколько точек зрения, расширять свой поведенческий репертуар. Педагогу необходимо научить детей соотносить собственные эмоции с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Педагог учит детей анализировать эмоциональное состояние другого, понимать его настроение, а также принимать его позицию.
Развитие эмоциональной сферы ребенка – задача, найти решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении. Такие занятия способствуют расширению круга осознаваемых эмоций, через использование ролевых и подвижных игр, элементов психогимнастики, мимических и пантомимических этюдов, элементов тренингов, психомышечной тренировки, литературных произведений и сказок, игр-драматизаций.
Немаловажно при развитии эмоциональной сферы обогащение предметно-развивающей среды : комфортность, оптимизация двигательной деятельности, создание специальных художественно-эстетических зон, социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых, обеспечение обратной связи педагогов и родителей, внесение в развивающую среду игр и игрушек, пособий для приобщения детей к ценностям человеческой жизнедеятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в работе с детьми эмоциональная компетентность есть результат целенаправленных педагогических воздействий:
1. Организация общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов.
2. Специально импровизированная организованная деятельность: дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыка, художественные произведения).
3. Обеспечение соответствующему возрасту дошкольников виду деятельности – игры, насыщенной переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно – ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание, когда переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально – выраженного содержания, они учатся разделять переживания других.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
И в заключение, предлагаю рекомендации для педагогов и родителей по эмоциональному развитию детей.
Рекомендации для родителей:
- Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
- Побеседуйте с ребёнком: спросите о том, что сегодня с ним происходило в детском саду или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они бы реагировали на другое поведение. Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.
- Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей;
- Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.
- Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.
- Читайте ребёнку рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
- Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет. Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей.
- Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.
Рекомендации для педагогов:
- Любите свою работу. Любите детей. Безусловно, принимайте каждого воспитанника во всех его проявлениях.
- Знайте и не нарушайте, защищайте права ребенка.
- Формируйте у ребенка здоровое мировоззрение, учитывая его подражательность и психические особенности.
- Особое внимание уделяйте развитию эмоционально-волевой сферы ребенка и развитию его произвольной регуляции деятельности.
- Учите ребенка приемлемым способам реагирования и проявления как отрицательных, так и положительных эмоций, чувств.
- Овладеть такими формами взаимодействия с ребенком, при которых порядок в группе достигался бы не дисциплинарными методами, не системой специальных мероприятий, а общей организацией жизни группы, насыщением ее эмоционально-привлекательной деятельностью, вниманием к каждому ребенку и взаимоотношениями между детьми.
- Развивайте интересы ребенка, его способности, не забывая о предоставлении ему самостоятельной реализации имеющихся у него знаний, умений, навыков.
- В отношениях с детьми избегайте «психического засорения» (засилия вербальной информации, многословия, монотонности в обучении и воспитании, визуальных, обонятельных и шумовых раздражителей).
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Помните! Семья – не объект воздействия, а субъект взаимодействия. Родители – равноправные участники воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....
Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет
Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...
Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет
Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возрастаВ научной р...
Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чув...
Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов....