Творческий педагогический проект "Золотая хохлома"
проект (подготовительная группа) на тему

Татьяна Леонидовна Крылова

 

Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

   Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.

   Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

   Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с хохломской росписью  - основным видом народно – прикладного искусства нашего края.   Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

   Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, занятий местных жителей, их вкусов.

   Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

   Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

  Это тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству.  И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_h.r.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №6 «Солнышко».

Выполнили:

Воспитатели:

Крылова Т. Л. 1 квалификационной категории

Мировая И. Н. 1 квалификационной категории

Мешкова О.Г.

Г. Семенов

2017 г

Информационная карта проекта.

Вид: художественно – эстетический

Тип: информационно- творческий

Срок реализации:  1 месяц

Форма реализации: НОД, совместная деятельность детей и взрослых

Место реализации: МДОУ №6 «Солнышко», подготовительная  группа

Участники проекта:

  • Воспитатели
  • Дети старшей группы
  • Родители

Содержание проекта:

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи
  3. Ожидаемый результат
  4. Основные этапы проекта
  5. Итоги реализации проекта:
  6. Библиография
  7. Приложение

Актуальность:

   Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

   Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.

   Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

   Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с хохломской росписью  - основным видом народно – прикладного искусства нашего края.   Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

   Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, занятий местных жителей, их вкусов.

   Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

   Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

  Это тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству.  И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

Цель:

   Формирование интереса детей к декоративному искусству хохломской росписи, как части культурного наследия прошлого, его истокам.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к народной культуре.
  • Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
  • Совершенствовать навыки  технического исполнения хохломской росписи
  • Развивать у детей умения восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев – мастеров.
  • Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи.
  • Побуждать родителей  к совместной творческой деятельности с детьми.
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Ожидаемые результаты:

  • Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи
  • Ознакомление с историей создания расписных деревянных изделий хохломской росписи.
  • Умение детьми составлять узоры по мотивам хохломской росписи.
  • Применение детьми своих умений и навыков в свободной деятельности.
  • Развитие художественных способностей и творческого воображения у детей.
  • Повышение желания родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.
  • Обобщение, распространение опыта работы по данной теме.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  1. Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно – прикладному искусству.
  2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов.
  3. Подобрать иллюстрации, стилизованные образцы изделий для рассматривания хохломского узора и выделения элементов хохломского узора.
  4. Составление перспективного плана.
  5. Разработка презентации: «Ознакомление с хохломской росписью»,

«Профессии фабрики хохломская роспись».

  1. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
  2. Создание познавательной  развивающей среды.
  3. Подборка народных игр.
  4. Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  5. Изготовление экспонатов для мини – музея.

Основной этап:

  1. Организовать экскурсию в художественный цех производственного объединения ЗАО «Хохломская роспись».
  2. Беседы на тему «Наша золотая хохлома».
  3. Проведение образовательной деятельности (социально – коммуникативное, художественно – эстетическое).
  4. Наблюдение за трудом художницы, приглашенной в детский сад.
  5. Изготовление дидактических игр по народному искусству.
  6. Изготовление папки - лэпбука  «Золотые узоры хохломы».
  7. Рассматривание иллюстраций, стилизованных образцов.
  8. Создание условий для развития художественно – эстетического восприятия у детей подготовительной группы.
  9. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к народному декоративно – прикладному искусству хохломской росписи.
  10. Выставка детских работ.

Формы работы:

  • Работа с родителями:
  • Анкетирование для родителей.
  • Оформление родительского уголка по теме «Золотая хохлома».
  • Индивидуальные консультации и беседы с родителями (папки – передвижки, информационные стенды и т.п.)
  • Установить связь с мамой художницей по расписыванию изделий хохломской росписью.
  • Участие родителей в пополнении развивающей среды в группе.
  • Семейная творческая деятельность.
  • Оформление мини- музея в группе.

  • Работа с детьми:
  • Рассматривание иллюстраций, стилизованных образцов, изделий  народно – прикладного искусства.
  • Проведение тематических бесед.
  • Проведение экскурсии в МТЦ «Золотая хохлома» , фабрику ЗАО «Хохломская роспись».
  • НОД по теме.
  • Проведение развивающих, дидактических, народных игр.
  • Наблюдение за трудом художницы.
  • Чтение сказок, стихов, отгадывние загадок о хохломе:

Л. Яхнин «Веселое слово хохлома»,

В. Боков «О хохломе»,

Н. Глазков «Золотая хохлома»,

Ю. Николаева «Чаша».

  • Слушание сюиты «Музыка русских узоров»

Стих П. Синявский

Музыка Ю. Чичкова

  • Создание папки – лэпбука «Золотые узоры хохломы».
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Создание мини – музея «Золотая Хохлома».

Заключительный этап:

  1. Тематическая выставка «Народное искусство хохломы в рисунках детей».
  2. Создание мини – музея «Золотая хохлома».
  3. Презентация проекта.

Итоги реализации проекта:

   В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:

  1. Проведены консультации для родителей.
  2. Изготовление дидактических игр по данной теме.
  3. Создание лэпбука «Золотые узоры хохломы».
  4. Тематическая выставка детских работ.
  5. Создание мини – музея «Золотая хохлома».

План реализации проекта

Мероприятия:

Название:

Цель:

НОД Речевое развитие

НОД  Художественно эстетическое развитие (лепка)

НОД Художественно эстетическое развитие (рисование)

«В гостях у хохломы»

«Чудо хохлома»

«Роспись хохломской посуды»

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя»

Формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы. Развитие связной речи, продолжать формировать у детей умение отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи.

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью,  формирование умений изображать элементы росписи при помощи пластилина, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания.

Уточнить знания и умения детей в декоративном рисовании уже знакомых элементов.

Развивать умение составлять композицию из знакомых элементов (ягоды – рябинка, малинка, вишня, клубника; трилистник, кустики - травки). Умение создавать выразительные узоры на бумажных трафаретах.

Развивать чувство цвета, передавая колорит росписи.

Закреплять умение составлять композицию из знакомых элементов.

Развивать творческое воображение при создании композиции узора: сочетать цветы, ягоды, травку, листья с фоном изделия.

Совершенствовать изобразительные и технические навыки работы кистью: варьировать кисть, изменяя ее положение, пользоваться тычком.

Беседы с детьми

«История возникновения хохломской росписи»;

«Откуда к нам пришла хохлома?»

«Золотая хохлома»

Знакомство с историей хохломской росписи, её назначением, с расписанными предметами; рассматривание изделий хохломы.

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения; развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.

Экскурсии

На фабрику ЗАО «Хохломская роспись»

МТЦ «Золотая хохлома»

В музей народного быта «Дом Семена Ложкаря»

Знакомство с территорией фабрики «Хохломская роспись», цехом по изготовлению и росписи. Расширять знания детей о традициях промысла, мастерах росписи и их изделиях.

Познакомить детей с понятием «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении.

Знакомство с историей родного края, историей появления хохломской росписи.

Воспитывать чувство национальной гордости, отношение к творению рук человека.

Разнообразить способы получения информации о хохломском промысле

Рассматривание изделий

«Изделия народного промысла»

Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, народными промыслами.

Дидактические игры

«Найди свой элемент»,

«Угадай, какая роспись?»,

«Составь хохломской узор»,

«Дорисуй»,

 «Продолжи узор»,

Лото «Хохлома»,

«Пазлы»,

«Собери целое»,

«Найди пару».

-закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции.

-Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

-Закрепить умение детей составлять хохломские узоры. Закреплять название элементов росписи («перышки», «завитки», «трилистники», «цветы», «ягоды»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

-познакомить детей с основными элементами хохломской росписи, совершенствовать умение правильно располагать элементы на силуэте, сочетая между собой по цвету и форме.

-закрепление узоров хохломской росписи: цвет, название элементов.  Развитие эстетического вкуса.

-формировать умение видеть целое, правильно подбирать части, ориентируясь на орнамент, закрепить названия посуды.

Проведение народных игр

Хоровод «На горе – то калина», «Горелки»

Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре.

Художественная литература

Чтение сказок, стихов, отгадывние загадок о хохломе:

Л. Куликова «Как волшебница Жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица, Золотая хохлома...»

Л. Яхнин «Веселое слово хохлома»,

В. Боков «О хохломе»,

Н. Глазков «Золотая хохлома»,

Ю. Николаева «Чаша».

  Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве.

  Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Слушание музыкальных произведений

-сюита «Музыка русских узоров»

Стих П. Синявский

Музыка Ю. Чичкова

-произведений музыкального фольклора (прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома»,

- весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир»,

-ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома»,

- заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе).

Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям.

Самостоятельная творческая деятельность

Изготовление экспонатов для мини - музея

Реализация творческих возможностей воспитателей и детей, организация мини – музея.

Взаимодействие с семьей

Анкетирование

Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»,

«Музей и дети»,

«Встреча с мамой художницей по расписыванию изделий хохломской росписью»

Привлечь родителей к изготовлению совместных поделок для «Мини-музея».

Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Углубить знания родителей о разнообразии декоративно-прикладного искусства.

Приобщать детей и родителей к истории и культуре родного края

Реализация творческих возможностей родителей и детей.

Презентации

«Ознакомление с хохломской росписью»

«Профессии фабрики хохломская роспись»

Вызвать у детей интерес к народной культуре; Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи;

Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев  - мастеров.

Вывод:

Дети расширили свой кругозор, узнали много интересного о хохломской росписи, появился интерес к творчеству народных мастеров.

  Родители приняли активное участие в организации мини – музея «Золотая Хохлома».

Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Библиография:

  1. «Золотые россыпи России» Берсенева Л. (о Хохломской росписи) // Дошкольное воспитание - №1-2002-с.52
  2. Вершенина Р., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дощкольное воспитание- №6 – 2004-с.42
  3. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет/авторы-сост. В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева.-Волгоград: Учитель, 2010
  4. Емельянова Т. Хохломская роспись.-Н.Новгород,2009
  5. Народные промыслы хохлома. Альбом для детского творчества из бумаги и картона/сост.Л.Жданова.-М.:Сделай сам,2006
  6. Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью. - М.;1994.
  7. Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование местных художественных промыслов / авторы педагоги дошкольных учреждений г.Семенова. –Н. Новгород,1992
  8. Интернет – ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование активного, творческого педагогического коллектива - важнейшая составляющая совершенствования качества образовательного процесса ДОУ"

Опыт работы по изучению   потенциала коллектива педагогов , детского сада-новостройки, актуальным методам формирования творческого коллектива....

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Проектировочная деятельность в образовательном процессе ТВОРЧЕСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной де...

Мой творческий педагогический проект "Тестопластика"

Что такое тестопластика. Изготовление теста из муки, соли и воды --старинный обычай. Считалось, что фигурки из соленого теста являлись оберегами для домов и их хозяев : "Дарю вам мукосол, чтобы были х...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. ( Творческий педагогический проект)

Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что...

Творческий проект "Золотая Хохлома"

Творческий проект по нравственному воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры  Тема: «Золотая Хохлома»...

Педагогический проект "Хохлома"

Проект , направленный на приобщение воспитанников к народному творчеству....