Творческий педагогический проект "Золотая хохлома"
проект (подготовительная группа) на тему
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с хохломской росписью - основным видом народно – прикладного искусства нашего края. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.
Это тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_h.r.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» №6 «Солнышко».
Выполнили:
Воспитатели:
Крылова Т. Л. 1 квалификационной категории
Мировая И. Н. 1 квалификационной категории
Мешкова О.Г.
Г. Семенов
2017 г
Информационная карта проекта.
Вид: художественно – эстетический
Тип: информационно- творческий
Срок реализации: 1 месяц
Форма реализации: НОД, совместная деятельность детей и взрослых
Место реализации: МДОУ №6 «Солнышко», подготовительная группа
Участники проекта:
- Воспитатели
- Дети старшей группы
- Родители
Содержание проекта:
- Актуальность
- Цель и задачи
- Ожидаемый результат
- Основные этапы проекта
- Итоги реализации проекта:
- Библиография
- Приложение
Актуальность:
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с хохломской росписью - основным видом народно – прикладного искусства нашего края. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.
Это тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.
Цель:
Формирование интереса детей к декоративному искусству хохломской росписи, как части культурного наследия прошлого, его истокам.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к народной культуре.
- Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
- Совершенствовать навыки технического исполнения хохломской росписи
- Развивать у детей умения восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев – мастеров.
- Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей в жизнь группы, укрепление связи ДОУ и семьи.
- Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Ожидаемые результаты:
- Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи
- Ознакомление с историей создания расписных деревянных изделий хохломской росписи.
- Умение детьми составлять узоры по мотивам хохломской росписи.
- Применение детьми своих умений и навыков в свободной деятельности.
- Развитие художественных способностей и творческого воображения у детей.
- Повышение желания родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.
- Обобщение, распространение опыта работы по данной теме.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- Подбор, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно – прикладному искусству.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов.
- Подобрать иллюстрации, стилизованные образцы изделий для рассматривания хохломского узора и выделения элементов хохломского узора.
- Составление перспективного плана.
- Разработка презентации: «Ознакомление с хохломской росписью»,
«Профессии фабрики хохломская роспись».
- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
- Создание познавательной развивающей среды.
- Подборка народных игр.
- Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
- Изготовление экспонатов для мини – музея.
Основной этап:
- Организовать экскурсию в художественный цех производственного объединения ЗАО «Хохломская роспись».
- Беседы на тему «Наша золотая хохлома».
- Проведение образовательной деятельности (социально – коммуникативное, художественно – эстетическое).
- Наблюдение за трудом художницы, приглашенной в детский сад.
- Изготовление дидактических игр по народному искусству.
- Изготовление папки - лэпбука «Золотые узоры хохломы».
- Рассматривание иллюстраций, стилизованных образцов.
- Создание условий для развития художественно – эстетического восприятия у детей подготовительной группы.
- Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к народному декоративно – прикладному искусству хохломской росписи.
- Выставка детских работ.
Формы работы:
- Работа с родителями:
- Анкетирование для родителей.
- Оформление родительского уголка по теме «Золотая хохлома».
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями (папки – передвижки, информационные стенды и т.п.)
- Установить связь с мамой художницей по расписыванию изделий хохломской росписью.
- Участие родителей в пополнении развивающей среды в группе.
- Семейная творческая деятельность.
- Оформление мини- музея в группе.
- Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций, стилизованных образцов, изделий народно – прикладного искусства.
- Проведение тематических бесед.
- Проведение экскурсии в МТЦ «Золотая хохлома» , фабрику ЗАО «Хохломская роспись».
- НОД по теме.
- Проведение развивающих, дидактических, народных игр.
- Наблюдение за трудом художницы.
- Чтение сказок, стихов, отгадывние загадок о хохломе:
Л. Яхнин «Веселое слово хохлома»,
В. Боков «О хохломе»,
Н. Глазков «Золотая хохлома»,
Ю. Николаева «Чаша».
- Слушание сюиты «Музыка русских узоров»
Стих П. Синявский
Музыка Ю. Чичкова
- Создание папки – лэпбука «Золотые узоры хохломы».
- Самостоятельная деятельность детей.
- Создание мини – музея «Золотая Хохлома».
Заключительный этап:
- Тематическая выставка «Народное искусство хохломы в рисунках детей».
- Создание мини – музея «Золотая хохлома».
- Презентация проекта.
Итоги реализации проекта:
В ходе нашего проекта детьми совместно со взрослыми было сделано много интересного, а именно:
- Проведены консультации для родителей.
- Изготовление дидактических игр по данной теме.
- Создание лэпбука «Золотые узоры хохломы».
- Тематическая выставка детских работ.
- Создание мини – музея «Золотая хохлома».
План реализации проекта
Мероприятия: | Название: | Цель: |
НОД Речевое развитие НОД Художественно эстетическое развитие (лепка) НОД Художественно эстетическое развитие (рисование) | «В гостях у хохломы» «Чудо хохлома» «Роспись хохломской посуды» «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя» | Формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы. Развитие связной речи, продолжать формировать у детей умение отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, формирование умений изображать элементы росписи при помощи пластилина, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания. Уточнить знания и умения детей в декоративном рисовании уже знакомых элементов. Развивать умение составлять композицию из знакомых элементов (ягоды – рябинка, малинка, вишня, клубника; трилистник, кустики - травки). Умение создавать выразительные узоры на бумажных трафаретах. Развивать чувство цвета, передавая колорит росписи. Закреплять умение составлять композицию из знакомых элементов. Развивать творческое воображение при создании композиции узора: сочетать цветы, ягоды, травку, листья с фоном изделия. Совершенствовать изобразительные и технические навыки работы кистью: варьировать кисть, изменяя ее положение, пользоваться тычком. |
Беседы с детьми | «История возникновения хохломской росписи»; «Откуда к нам пришла хохлома?» «Золотая хохлома» | Знакомство с историей хохломской росписи, её назначением, с расписанными предметами; рассматривание изделий хохломы. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения; развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи. |
Экскурсии | На фабрику ЗАО «Хохломская роспись» МТЦ «Золотая хохлома» В музей народного быта «Дом Семена Ложкаря» | Знакомство с территорией фабрики «Хохломская роспись», цехом по изготовлению и росписи. Расширять знания детей о традициях промысла, мастерах росписи и их изделиях. Познакомить детей с понятием «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении. Знакомство с историей родного края, историей появления хохломской росписи. Воспитывать чувство национальной гордости, отношение к творению рук человека. Разнообразить способы получения информации о хохломском промысле |
Рассматривание изделий | «Изделия народного промысла» | Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, народными промыслами. |
Дидактические игры | «Найди свой элемент», «Угадай, какая роспись?», «Составь хохломской узор», «Дорисуй», «Продолжи узор», Лото «Хохлома», «Пазлы», «Собери целое», «Найди пару». | -закреплять умение детей находить именно тот элемент росписи, который присутствует на картине, развивать внимание, быстроту реакции. -Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров. -Закрепить умение детей составлять хохломские узоры. Закреплять название элементов росписи («перышки», «завитки», «трилистники», «цветы», «ягоды»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу. -познакомить детей с основными элементами хохломской росписи, совершенствовать умение правильно располагать элементы на силуэте, сочетая между собой по цвету и форме. -закрепление узоров хохломской росписи: цвет, название элементов. Развитие эстетического вкуса. -формировать умение видеть целое, правильно подбирать части, ориентируясь на орнамент, закрепить названия посуды. |
Проведение народных игр | Хоровод «На горе – то калина», «Горелки» | Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре. |
Художественная литература | Чтение сказок, стихов, отгадывние загадок о хохломе: Л. Куликова «Как волшебница Жар – птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая хохлома...» Л. Яхнин «Веселое слово хохлома», В. Боков «О хохломе», Н. Глазков «Золотая хохлома», Ю. Николаева «Чаша». | Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. |
Слушание музыкальных произведений | -сюита «Музыка русских узоров» Стих П. Синявский Музыка Ю. Чичкова -произведений музыкального фольклора (прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», - весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», -ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», - заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе). | Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям. |
Самостоятельная творческая деятельность | Изготовление экспонатов для мини - музея | Реализация творческих возможностей воспитателей и детей, организация мини – музея. |
Взаимодействие с семьей | Анкетирование Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью», «Музей и дети», «Встреча с мамой художницей по расписыванию изделий хохломской росписью» Привлечь родителей к изготовлению совместных поделок для «Мини-музея». | Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой. Углубить знания родителей о разнообразии декоративно-прикладного искусства. Приобщать детей и родителей к истории и культуре родного края Реализация творческих возможностей родителей и детей. |
Презентации | «Ознакомление с хохломской росписью» «Профессии фабрики хохломская роспись» | Вызвать у детей интерес к народной культуре; Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи; Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край, город умельцев - мастеров. |
Вывод:
Дети расширили свой кругозор, узнали много интересного о хохломской росписи, появился интерес к творчеству народных мастеров.
Родители приняли активное участие в организации мини – музея «Золотая Хохлома».
Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Библиография:
- «Золотые россыпи России» Берсенева Л. (о Хохломской росписи) // Дошкольное воспитание - №1-2002-с.52
- Вершенина Р., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дощкольное воспитание- №6 – 2004-с.42
- Декоративное рисование с детьми 5-7 лет/авторы-сост. В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева.-Волгоград: Учитель, 2010
- Емельянова Т. Хохломская роспись.-Н.Новгород,2009
- Народные промыслы хохлома. Альбом для детского творчества из бумаги и картона/сост.Л.Жданова.-М.:Сделай сам,2006
- Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью. - М.;1994.
- Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование местных художественных промыслов / авторы педагоги дошкольных учреждений г.Семенова. –Н. Новгород,1992
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование активного, творческого педагогического коллектива - важнейшая составляющая совершенствования качества образовательного процесса ДОУ"
Опыт работы по изучению потенциала коллектива педагогов , детского сада-новостройки, актуальным методам формирования творческого коллектива....
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Проектировочная деятельность в образовательном процессе ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной де...
Мой творческий педагогический проект "Тестопластика"
Что такое тестопластика. Изготовление теста из муки, соли и воды --старинный обычай. Считалось, что фигурки из соленого теста являлись оберегами для домов и их хозяев : "Дарю вам мукосол, чтобы были х...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста. ( Творческий педагогический проект)
Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что...
Творческий проект "Золотая Хохлома"
Творческий проект по нравственному воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры Тема: «Золотая Хохлома»...
Педагогический проект "Хохлома"
Проект , направленный на приобщение воспитанников к народному творчеству....