Музыкальное занятие "Маленькая ёлочка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шакирова Венера Абдурашидовна

Знакомство детей с музыкальной грамотой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_malenkaya_elochka.docx39.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема «ЗИМА».

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

« Маленькая елочка»

Цель: Познакомить детей с основами нотной грамоты.

Совершенствовать умение играть на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

1. Развивать восприятие основных  свойств  звука: высоты, тембра и динамики.

2.  Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.

3. Совершенствовать музыкально-слуховые певческие умения.

4 . Развивать творческое воображение, фантазию, умение входить в образы животных и насекомых, изображая  их характер, повадки  мимикой, различными движениями.

5.Воспитывать Бережное отношение и уважение к произведениям лучших отечественных российских авторов.

6.Создать обстановку эмоционального комфорта, увлеченности, радости.

Словарная работа: композитор, поэт, зима, новый год, шарики - нотки, игрушки, елочка, разные цвета шариков: красный, желтый , оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, разное звучание и высота, верх, вниз, металлофон, ксилофон, высокие , низкие, тихо, громко

Предварительная работа:

 1.Знание  мелодии и авторов песни «Маленькая ёлочка».

2.Знакомство с музыкальными инструментами.

( Ксилофоном, металлофоном). 

3.Формирование  звуковысотного слуха.

4. Развитие образности и выразительности движений.

Демонстративный материал:

1.Слайды на песню «Маленькая ёлочка».

2.Дидактическая игра «Нотки –шарики».

3 .Цветные ступеньки.

Раздаточный материал:

1.Цветоковрики и домики для нот.

2.Ёлочка и «нотки-шарики».

3. Детские ксилофоны и металлофоны по числу детей.

4. «Шапочки-маски» по числу детей.

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядный метод:

- Демонстрация (рассматривание презентации на экране в ходе всего занятия)

Игровой метод:

-дидактическая игра:

1.«Нотки – шарики»

2. Игра на «дорожках – клавишах»

3.Игра на музыкальных инструментах

Словесный метод:

-Беседа

Ход занятия:

Под фонограмму песни «Маленькая ёлочка» дети входят в зал.

 Здравствуйте дети, я очень рада нашей встречи в прекрасном музыкальном зале, где всегда звучит музыка. И сегодня слышите… звуки знакомой вами песенки.

А кто может сказать, как называется эта песенка?

( Маленькая елочка). Кто знает название этой песни? (Ответы детей)

 Правильно. Это песенка о вот такой маленькой  елочке, которая ждет вас. Проходите к ней и садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики вокруг елочки).

Я хочу с вами, ребята, немножко побеседовать. У каждой песни есть авторы.  Вы можете мне подсказать, как называется профессия человека, который пишет музыку? Музыку к песне маленькой ёлочке написал композитор М. Красев. А кто сочиняет стихи?   Да, поэт Зоя Александрова написала стихи к песне «Маленькая елочка».

А кто мне скажет, история этой елочки  происходит в какое время года? О каком времени года поется в этой песне. (ответы детей) О каком празднике поется в этой песне? (Ответы детей)

  Правильно на Новогоднем празднике. А вы любите Новый год? Почему? Да, это праздник, где мы с вами веселимся, играем и поём. А наша ёлочка почему-то грустная стоит, а как вы думаете почему? (Ответы детей)

Верно, потому   что на ней нет игрушек. А чем можно нарядить  елочку? (ответы детей). Да, вы правы. А я предлагаю украсить нашу ёлочку необычными игрушками - шариками- нотками.  А помогать нам будет елочка на экране. Открываем с вами волшебную коробку.  Посмотрите, какие шарики-нотки : разные или одинаковые? Да, они разные по цвету. И названия у них разные.  Давайте познакомимся с этими нотками  поближе.

Достаю первую нотку. Какого цвета эта нотка?

Правильно, красного цвета  и зовут её « До».

Распевка: «Здравствуй, нотка» М.Л.Лазарев.

Муз. рук: (Поёт) - Я нотка «До».

-Здравствуй нотка «До».

(каждая нотка отражается на экране на определенном звуковысотном уровне)

Вторая нотка оранжевая, решительная  «Ре».

(Муз. рук.  поёт ) - Я нотка «Ре».

А теперь, давайте смело и решительно споём и поздороваемся.

(Муз. рук. поёт)

 –Здравствуй нотка «Ре».

А теперь все вместе.

–Здравствуй нотка «Ре». (Поют дети)

А следующая нотка милая жёлтая,  как солнышко её зовут «Ми».

-Я нотка «МИ» (Муз. рук. поёт)

Ласково поздороваемся с ней

 – Здравствуй нотка «МИ» (Поют дети).

(Муз. рук поёт) - Я нота «Фа», какого она цвета?

Правильно зелёная. А поздороваемся с ней громко.

-Здравствуй нота «Фа». (Поют дети).

А голубая нота как солёное море. И поётся она – Я нота  «Соль»  (Поёт муз. рук.)

Давайте споём ей  весело.

–Здравствуй нота «соль» (Поют дети).

Следующая нота, какого цвета?

Верно синяя. Давайте споём её  отрывисто.

-Я нота «Ля» (Поёт муз. рук.)

Давайте также с ней и поздороваемся.

- Здравствуй нота «Ля» (Поют дети).

А самая высокая нота «Си».

Какого цвета, она? Верно Фиолетовая.

-Я нота «Си» (Поёт муз. рук.)

Давайте с ней поздороваемся тихо и на улыбке.

- Здравствуй  нота «Си». (Поют дети).

Вот мы и познакомились с нотками. Сколько их? Да, всего семь нот, но благодаря им рождается много разных мелодий.

А теперь обратите внимание на экран, на котором мы видим елочку с шариками – нотками. Какое красивое украшение получилось у елочки на экране. Каждый шарик – нотка заняла свое место на веточках. А вы можете сказать, как расположились нотки на елочке.( ответы детей)Нотки разного цвета, весят на разной высоте.  А еще они чем-то  отличаются? Послушайте. (муз. рук. пропевает). Да они разные по звучанию. На нижней  ветке весит красная нотка «до», потому что у неё звук  низкий (сопровождается звучанием), оранжевая нотка «ре» - послушайте … выше чем «до» и висит она выше. Так же звук повышается и у последующих ноток. А на самой  высокой ветке нотка «си» фиолетовая. И звук у неё, какой? (Высокий). Все звуки разные по высоте, и мелодия может подниматься по звукам вверх и спускаться вниз. Давайте вместе  пропоем нотки снизу – вверх (затем сверху - вниз).

А теперь мы с вами превратимся в нотки и попрыгаем все вместе, дружно по цветоковрикам , которые лежат на полу. А чем похожи цветоковрики на нотки –шарики. Правильно, цветом. Поэтому низкая нотка «до» прыгнула на красную полоску (присели  и спели низким звуком  «до»), следующая «ре »на оранжевую. Звук ее повыше и мы вырастим чуть-чуть. Нотка «Ми» желтая как милое солнышко прыгает по желтой дорожке. Мы выросли и нотка фа прыгнула на зеленую дорожку. А на голубой - соленая нотка «соль» (попрыгали и спели нотку.) А за неё « ля» и «си». А теперь спустимся по ноткам вниз. Наши цветные дорожки превращаются в клавиши. Мы как музыканты поиграем на клавишах, мелодию, которую нам показывают наши нотки.

Внимание! Послушайте какую песенку сыграли наши нотки я вам её сыграю на металлофоне.  (музыкальный руководитель играет на металлофоне.)  Правильно это наша песенка «Маленькой Ёлочки».

(Обращаю внимание на экран)

Все музыканты играют по нотам. И наши нотки превратились в песенку.

Какая самая высокая нотка нашей песенки это голубая нота  Соль, и после неё две нотки «Ми», «Ми» они весят ниже и поются низким голосом Вместе со мной покажем движение рукой мелодию  споём нотки то есть сольфеджируя. Теперь мелодия от соль куда идёт? Верно вниз и споём её вниз.

(Игра на дорожках-клавишах.) А теперь поиграем нашу мелодию на больших клавишах ручками.

(Дети проигрывают мелодию на клавишах).

Нашли голубую ноту «Соль» (Играем), а теперь жёлтую «Ми», повторили ещё раз. Вернулись к ноте соль и спускаемся по ноткам вниз. (Соль, Фа, Ми, Ре, До.)

Теперь наши коврики превращаются в домики для ноток. Давайте вместе со мной постучим в окошка ноток нашей песенки.( «соль», «ми», «ми», «Соль», «Фа», «Ми», «Ре», «До».)

Ребята, а хотите сыграть нашу песенку на музыкальных инструментах  (Ответы детей).

Тогда быстрее берём музыкальные инструменты и садимся на коврики перед нашими нотками. А сегодня в нашем оркестре будут играть металлофоны  с металлическими пластинками мы уже слушали,  как он звучит  и ксилофоны с деревянными ступеньками. Молоточек держим двумя пальчиками и он должен при игре легко отскакивать. Послушаете, как звучит наша мелодия на ксилофоне  (Игра мелодии из песни « Маленькая елочка».) А теперь взяли правильно молоточек, и сыграем нашу песенку. (Играют)

Молодцы, вы настоящие музыканты.

И теперь после того как мы познакомились со всеми нотками, мне кажется вам будет не трудно нарядить нашу маленькую елочку шарами-нотками, но  правильно. Нотки должны висеть по порядку  как? Правильно, -  снизу, вверх. (На экране ёлка с игрушками)

(Дети вешают нотки на елку снизу вверх )

Муз. Рук: Давайте повесим все новогодние шарики - нотки на свои веточке. Мы теперь знаем, что  ноты  разные по звучанию и поэтому наши ноты шарики весят на определённой высоте возьмите ребятки любую нотку –шарик, но повести их правильно (Дети вешают нотки-шарики на ёлочку, а муз. рук. помогает и комментирует)  Вместе споем  нашу любимую песенку «Маленькая елочка».

 Дети водят хоровод вокруг елочки и поют песню.

А знаете ребятки, эту песенку знают не только у нас в России, но и во всём мире и любят петь ее даже животные и насекомые. Внимание на экран (На экране медведь) ребята, как вы думаете как споёт и станцует медведь нашу песенку, голос у Медведя высокий или низкий? (дети пропевают), а теперь и жираф хочет спеть и потанцевать нашу песню, Жираф когда поёт песню старательно и высоко вытягивает  шею.(пропеваем).

А по Швецией, идет простуженный пингвин и напевает, каким голосом? Как вы думаете тихим или громким? (ответы, тихим, простуженным). Шли по Индии слоны и громко затрубили своим хоботом.(Пропеваем) А на спине слона сидел маленький комарик, как вы думаете каким голосом спел он песню высоким или низким.(Ответы, пропеваем) В Новогодние дни происходят чудеса сейчас мы превращаемся в животных и насекомых, которые любят петь и танцевать возле нашей маленькой ёлочке. Выберете себе любую маску и  вставайте в хоровод вокруг ёлки.

Инсценирование песни « Песня про песню про Ёлочку» А. Пенегин.

Мне кажется, что наша елка осталась довольна нашей встрече с ней. А я рада была, с вами встретиться, с ребятами, которые очень любят петь, танцевать и играть на детских музыкальных инструментах.  Я хочу подарить вам на память о нашей сегодняшней встрече вот такие маленькие ёлочки с шариками  –нотками. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Снеговик и Ёлочка"

Музыкальное занятие "Снеговик и Ёлочка"...

Конспект музыкального занятия в средней группе «В гости к ёлочке зелёной»

Цель: Формировать представление о  новогоднем празднике...

Газета музыкальных руководителей "Музыкальная "Ёлочка"

Проект музыкальных руководителей детского сада по информированию родителей воспитанников о проходящих в ДОУ мероприятиях...

музыкально-дидактическая игра "Найди ёлочку"

Цель: создание эффективных условий для активизации слухового восприятия детей посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитанияСодержание игры: помочь зайчику(лисичке, волку) най...

Сценарий музыкально-познавательной программы «Рождественская ёлочка или до свиданья ёлка»

Стихи, песни, хороводы, танцы зверей, проходящие через всю сценку, почему в Рождество наряжают именно ёлочку....

Музыкально-спортивное развлечение «Прощание с Ёлочкой». Для старшей группы ( в соавторстве с музыкальным руководителем Смирновой Е.Р.)

Музыкально-спортивное развлечение «Прощание с Ёлочкой».  Для старшей группы ( в соавторстве с музыкальным руководителем Смирновой Е.Р.)Задачи:Развивать культурно-досуговую деятел...

Конспект музыкального занятия "Ёлочка стояла"

Конспект музыкального занятия "Ёлочка стояла"...