педагогический проект "Весёлый каблучок"
проект (средняя группа) по теме
проект посвящён развитию творческих способностей с помощью музыкально-ритмических движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovyrina_a.n.proekt.docx | 40.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Педагогический проект
Тема: «Весёлый каблучок»
(по развитию творческих способностей у детей 4-5 лет
средствами музыкально-ритмической деятельности )
Выполнила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Головырина А.Н.
Исилькуль - 2017
Введение
- По доминирующей деятельности проект: познавательный, творческий;
- По содержанию: психолого-педагогический;
- По составу участников: дети 4-5 лет, воспитатели, психолог, родители;
- По времени проведения: долгосрочный (1 год) (с 1сентября по 31 мая)
- По характеру контактов: в рамках ДОУ.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Современное общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в МБДОУ «Детский сад «Радуга» определено через выбор приоритетного художественно-эстетического направления, которое занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса.
Одной из форм работы в этом направлении являются занятия по развитию музыкально-ритмических движений.
На мой взгляд, именно танцевальное искусство обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными красивыми, побуждают к творчеству. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам.
Формирование двигательных навыков и умений, это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма работы с детьми, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.
Существующие программы по музыкальному развитию и воспитанию детей не имеют прямого отношения к танцевальному искусству, т.е. раздел музыкально-ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания.
Кроме того, работая с детьми и разучивая музыкально-ритмические композиции, столкнулась с тем, что дети очень зажаты, скованны, стесняются выступать на публику, а предлагаемые танцевальные композиции просты и не позволяют ребёнку выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Успешным разрешением данных проблем, я считаю создание условий эффективного развития творчества у дошкольников в танце.
Поэтому возникла потребность в создании проекта «Весёлый каблучок».
Работая над проектом, познакомилась с взглядами по данному вопросу Асафьева Б.В., Ветлугиной Н.А., Кенеман А.В., Бурениной А.И. и др. На основании исследований известных педагогов и моих наблюдений пришла к выводу о необходимости реализации проекта «Весёлый каблучок».
Новизна настоящего проекта заключается в том, что в нём интегрированы такие направления как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение. Его отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.
Гипотеза состоит в следующем: если процесс формирования у детей творческих способностей будет опираться на сочетание различных форм и методов образовательного процесса в основе, которого лежит музыкально-ритмическая деятельность, то результатом реализации проекта будут:
- Развитие у детей творческих способностей, в том
числе актерских, музыкальных, организаторских, литературных и др.
к моменту поступления в школу; - Возможность проявления навыков социального поведения;
- Возможность свободного выбора детьми средств и способов для решения творческих задач;
- Проявление личностных инновационных качеств.
Цель данного проекта - использование различных форм, методов, приёмов работы с детьми по развитию творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Для реализации цели небходимо решение следующих задач:
- Содействовать развитию ребенка через стимулирование двигательной познавательной и творческой активности;
- Создать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
- Развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению через танцевальную импровизацию.
- Способствовать снятию мышечного и психологического торможения средствами танцевального движения;
- Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в движении.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
- Формулирование задач и цели проекта;
- Изучение литературы;
- Анкетирование родителей.
II этап. Основной
- Организация работы с детьми в структуре занятий;
Танцевальные навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются на фронтальных занятиях.
Занятие включает:
- музыкально-ритмические упражнения;
- пляски (парные, народные, тематические). Разработала сюжеты танцев, костюмы к ним.
- игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально-дидактические);
-хороводы;
- построения, перестроения;
- задания на танцевальное и игровое творчество.
- Организация работы с детьми при взаимодействии с другими специалистами ДОУ:
- консультации («Движение и музыка», «Музыкальная игра как средство развития творческих способностей у детей 4-5 лет»и др.)
- тесты по определению психоэмоционального состояния детей,
- этюды («Давай, дружить!», « Не хочу с тобой дружить!», «На полянке» и т.д.)
-элементы психогимнастики.
- Организация нетрадиционных форм работы(игрогимнастика, игроритмика и т.д.);
- Организация работы с родителями:
-открытые занятия(«Посмотрите, мы танцуем», «Потанцуй, со мной дружок!»)
-досуговые мероприятия(«Воробьиная дискотека», «Чудеса в Пляскограде»)
-консультации(«Особенности работы с детьми 4-5 лет по развитию у них танцевального творчества», «Музыка, движение, радость!»
-анкетирование по определенным проблемам
-папки-передвижки,
-стенды с фотографиями достижений детей.
- атрибуты к танцам (береты десантника, костюм «Барабан», «Металлофон»)
III этап. Заключительный
- Проведение диагностики ( А.Н. Зиминой , А.И. Бурениной);
- Отчётный концерт «Раз – ладошка, два – ладошка»;
- Анализ и оценка результатов проведённой работы;
- Перспектива проекта.
Управление и обеспечение проекта
1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. – Л. – М., 1975.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры, пляски для детей 4-5 лет. – М., 1984.
3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» ( Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - СПб, 2000. - 220 с.
4. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – М., 1983.
5. Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М: «Вако», 2006.
6. Зарецкая Н., Роот З., «Танцы в детском саду». – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». (Развитие чувства ритма у детей). –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
8.Михайлова М.А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Ярославль,«Академия холдинг», 2004.
9. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
Для повышения качества педагогического процесса использую в своей работе ИКТ, цифровые образовательные ресурсы: компьютер, музыкальный центр, DVD – плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру.
Оценка результатов проекта
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка проводится по следующим параметрам:
- Координация, ловкость движений,
- Творческие проявления - умение импровизировать,
- Гибкость тела,
- Музыкальность,
- Эмоциональность,
- Развитие чувства ритма.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагает высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третий уровень (низкому 6-9 баллов). Дети повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Оценка уровня развития предусматривала 3-балльную систему: 3 балла - высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Итоги подводились по каждому блоку отдельно, затем суммировалось общее количество баллов по уровням. Диагностика проводилась в начале и в середине года.
Если в начале года первый уровень имело 15% детей, второй уровень – 44%, третий уровень – 41%,то уже к середине года первый уровень - 20%, второй -45%, третий – 35%,
Исходя из результатов диагностики, можно констатировать, что:
-Прослеживается положительная динамика музыкально – двигательного развития детей.
-Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам.
-Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества.
Реализации проекта привела к следующим результатам :
- наблюдается положительная динамика развития творческих способностей детей;
- повысился интерес детей к занятиям;
- возросла заинтересованность родителей;
- повысился профессиональный уровень моего мастерства в организации и проведении образовательного процесса;
- психологическая атмосфера во взаимоотношениях между детьми стала более доброжелательной и доверительной.
Заключение
В заключении, хочется сказать, что работа по развитию творчества посредством музыкально-ритмической деятельности будет продолжаться.
Данный подход в развитии музыкально-ритмических движений и танцевальной деятельности явился эффективным, что выразилось в высоких показателях при оценке уровня освоения программного материала.
Мной организован танцевальный кружок «Весёлый каблучок», который посещает группа детей 4-5 лет, независимо от уровня подготовленности. Занятия проводятся фронтально и индивидуально.
Считаю, что создание кружка «Весёлый каблучок» позволит мне не только повысить своё профессиональное мастерство, но и осуществить на практике индивидуально-дифферинцированный подход к развитию двигательных, творческих способностей детей и овладению ими основ танцевального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа танцевального кружка "Каблучок"
Программа предназначена для работы с детьми 5 - 7 лет по развитию творческих способностей детей посредством хореографии....
дополнение к программе танцевального кружка "Каблучок"
Дополнительные упражнения и танцевальные игры, используемые на занятиях танцевального кружка «Каблучок»....
Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"
Программа предназначенна для занятий танцами с детьми 6-7лет....
План работы кружка "Весёлый каблучок" на 2012-2013 учебный год
план работы кружка по хореогрвафии "Весёлый каблучок" на 2013-2013 учебный год...
Рабочая программа кружка "Озорной каблучок"
Рабочая программа кружка по ритмике для детей 3-4 лет...
Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"
Программа танцевального кружка для детей от 5-7 лет, рассчитана на один год обучения....