Мастер-класс "Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность"
методическая разработка на тему

Мельникова Катерина Александровна

мастер-класс для педагогов детского сада "Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_melnikova_nov.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Теремок» г.Павлово

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

«Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность»

Разработала:

старший воспитатель Мельникова Е.А.

Этапы

семинара

Содержание

Введение   в  проблему

Организуя работу по вовлечение родителей в образовательную деятельность по проблеме речевого развития мы ожидаем увидеть какие то результаты.

Я предлагаю вам озвучить свои ожидания от работы  с родителями по вопросам речевого развития и те усилия, которые вы готовы приложить в процессе данной работы (педагоги передают мяч и отвечают на поставленные вопросы):

-Что мы ждем от родителей в процессе работы с ними по вопросам речевого развития?

-Что вы готовы вложить в данную работу?

Возможно, будет получено то, чего вы не ожидали, а оправданы ли будут высказанные вами ожидания, зависит от вашей активности, от того как вы заинтересуете родителей поставленной проблемой, какие формы вовлечения их  в образовательный процесс вы примените.     

Авторский

подход

к разрешению

проблемы

Апробация

методов и приемов,  предлагаемых автором

Рефлексия (самоанализ)

С появлением стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы и условия.

    С 2. Основная задача детского сада—это  вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике речевого развития.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к  задачам по речевому развитию, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?(ответы педагогов)

А чтобы работа с родителями была эффективна, необходимо   найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.

Нужно помнить, что основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» и донести необходимую информацию этих первых секунд. Я вам предлагаю свои правила. Они называются «Правило трех плюсов». (приложение 1). Предлагаю вам высказать свое мнение по их поводу.

Давайте попробуем испытать эти правила на себе.

Игра «Живая шляпа»

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и играет роль воспитателя, а сосед справа – родителя. Воспитатель должен обратиться к родителю по имени и отчеству, затем похвалить ребенка, после чего изложить суть проблемного вопроса, касающегося речевого развития.

Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, дав ответ.

Вопросы для обсуждения:

- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

- Удалось ли вам сказать приятное о ребенке, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим или «блочным»  планированием. На каждый тематический блок вы планируете формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

 С 3. Так в блоке «Моя семья» можно предложить родителям вместе с детьми составить семейный фотоальбом, отражающий интересы ребёнка, различные семейные события и  семейный отдых. И попросить родителей помочь ребёнку составить рассказ о своей семье по этому альбому. Затем провести с детьми в группе презентацию семейных альбомов перед своими сверстниками.

задание «Заполни таблицу»

 Какое задание мы можем предложить родителям  рамках блоков: 1 команда – «Наша группа», 2 команда – «Новый год». Давайте вместе заполним таблицу.

Хочу вас познакомить с одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс по речевому развитию - это создание речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями дома придумывают  красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подбирают картинку с интересным предметом, приносят ее в детский сад, и показывают его всем детям и называют. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.

С 4. Например, осенними словами могут быть такие слова как желтый, красный, пасмурный, листопад, дождь, зонт и пр. Я подобрала к ним такую картинку (показать педагогам картинку листопада).

Упражение «Копилка слов»

С 5 Педагоги делятся на три команды. Задача каждой команды придумать наибольшее количество слов: 1 команда – сладкие слова, 2 команда – зимние, 3 команда –мягкие. После чего подобрать картинку, которая наиболее подходит к придуманным словам.

Чтобы заинтересовать родителей проблемой речевого развития, можно организовать совместное занятие. Я хочу вам предложить  задания для совместной работы родителей и ребенка, направленные на речевое развитие, которые вы можете использовать на этих занятиях.

Задание 1

С.6 Перед вами находится картинка «Дети на прогулке осенью»

Попробуйте составить рассказ по картинке на тему «Какую одежду мы носим осенью» по плану:

  • Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?
  • Что мы носим на ногах (в сухую погоду и дождь)?
  • Что надеваем на тело?
  • Что носим на голове, шее, руках?
  • Когда берем с собой зонт?

С 7. Я вам предлагаю составить план рассказа, по предложенным вам картинкам (каждой из подгрупп предлагается картинка 1 подгруппа – дети играют в детском саду, 2 подгруппа – дети пришли в детский сад

Еще одна форма вовлечения родителей в образовательный процесс по вопросам речевого развития -  это день «Моя семья».  В этот день к дошкольникам приходит в гости родитель. Дома совместно с ребенком они готовят рассказ о профессии мамы или папы, зарисовывают иллюстрации и знакомят дошколят с особенностями данной профессии.

Задание «План рассказа»

Предлагаю вам составить план, по которому родители совместно с детьми смогут составить рассказ о профессии мамы или папы.

Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе могут помочь творческие мастерские. На которых родители узнают как развивать речь ребенка с помощью скороговорок, учатся правильно работать с чистоговорками и т.д.

Какие же задания могут быть организованы для родителей в рамках творческой мастерской?

Задание 1. Каждый из участников проговаривает скороговорку, первый начинает  в медленном темпе , следующие темп убыстряют:

С. 8 Все бобры для своих бобрят добры.

Задание 2. Каждая команда придумывает свою скороговорку, первый участник проговаривает в медленном темпе, следующий темп убыстряет

Еще одной формой вовлечения в образовательный процесс по речевому развитию детей может выступать «Познавательный четверг – “Речевые игротеки”.

В  группу приглашаются 3–5 человек родителей и совместно с детьми они играют в предложенные игры, знакомясь с их содержанием и правилами. Эти игры потом могут быть использованы в домашних условиях.

Какие игры мы можем предложить родителям? И как мы можем их разграничить, по каким принципам?

Например, в одну из встреч мы можем использовать игры на обогащение словаря. Предлагаю вам поиграть в такую игру, как «Цепочка слов»

Игра "Цепочка слов"

 Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с помощью взрослого составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Я задаю вопрос:

Кошка, бывает какая?

(Педагоги: Пушистая, ласковая, разноцветная...)

 Что еще бывает разноцветным?

(Педагоги: Радуга, платье, телевизор...)

Каким еще может быть платье?

(Педагоги: Шелковым, новым, прямым...

 Что еще может быть прямым?

(Педагоги: Линия, дорога, взгляд... ) и т.д.

 Рефлексия «Ромашка успехов»

С 9. И напоследок прошу вас взять по лепестку ромашки и написать на нем пожелание своим коллегам, после чего прикрепить его к серединке ромашки

«Правило трех плюсов».

+ Для того, чтобы родители хотели с вами общаться на интересующую вас тему, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка, несмотря на то, какую информацию вы сообщаете родителям: плюсы или минусы! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

+Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при общении. Не просто кивнуть или сказать«Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

+В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка. То есть сначала необходимо выделить положительное в ребенке, а только потом доносить суть проблемы.

«Правило трех плюсов».

+ Для того, чтобы родители хотели с вами общаться на интересующую вас тему, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка, несмотря на то, какую информацию вы сообщаете родителям: плюсы или минусы! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

+Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при общении. Не просто кивнуть или сказать«Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

+В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка. То есть сначала необходимо выделить положительное в ребенке, а только потом доносить суть проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....

Сообщение к педсовету "Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность"

Сообщение к педсовету для педагогов " Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания обр...

Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Докладчик:  Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...

Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие детей 4-5 лет. Весёлые игры по пути домой и дома»

           Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...

Познавательная форма взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. День открытых дверей «Интересное общение».

laquo;День открытых дверей в ДОУ «Интересное общение» – одна из познавательных форм работы с родителями, которая предоставит им возможность познакомиться с  вопросами рече...

Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие детей 4-5 лет. Весёлые игры по пути домой и дома»

Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие детей 4-5 лет. Весёлые игры по пути домой и дома»...