РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие конструктивного мышления старших дошкольников во время непрерывной образовательной деятельности |
2017год |
Сучкоусова Н.А
Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить - актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников
Формирование конструктивного мышления начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.
Конструктивная деятельность является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации детьми дошкольного возраста. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.
Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного воображения, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического образования детей дошкольного возраста.
В.В.Абашина считает, что математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками и словами.
Таким образом, важнейшим итогом математической подготовки дошкольника является не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического содержания.
В период дошкольного детства должно произойти становление и развитие основных логических приемов умственной деятельности, развитие конструктивного мышления, а это, в сочетании с необходимым уровнем развития мелкой моторики, что обеспечит ребенку оптимальный стартовый уровень для оперирования математическим материалом.
Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.
Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.
Под обучением конструированию следует понимать формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления (А.В.Белошистая). Цель обучения конструированию - научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет.
Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления.
При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями.
Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве. Пространственные представления - это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение составных частей, расположение их на плоскости или в пространстве.
Пространственное мышления - это одна из характеристик математических способностей, его необходимо формировать и развивать, в частности, через формирование конструктивного мышления ребенка.
Именно поэтому, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического мышления.
В процессе обучения математике в качестве эффективных средств развития конструктивного мышления детей выступают дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.
Средством формирования конструктивного мышления являются задания, направленные на формирование конструктивных умений.
Конструктивное задание - это учебное задание, условие которого отражает пространственные (плоскостные) отношения. Эти отношения зафиксированы и отражены в наглядной модели, доступной восприятию, пониманию и использованию детьми 3-7 лет.
В качестве "другой деятельности" выступает конструктивная деятельность ребенка с разнообразными моделями. Результат этой деятельности (рисунок, аппликация, конструкция) является привлекательным для ребенка: ему хочется сделать это самому, получить в свое распоряжение, экспериментировать с полученной конструкцией. Дети любят результаты своего труда, гордятся ими. Таким образом, формируется познавательный интерес, активность, мотивация познавательной деятельности.
Эффективным средством развития конструктивного мышления также является моделирование. Такой подход к обучению - это возможность представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
Метод моделирования широко применяется в методике ознакомления дошкольников с количественными и пространственными отношениями (автор Л.А.Венгер), в процессе усвоения представлений о числе и величине (автор Е.Б.Роговская).
Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества (энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение и т.д.).
В процессе обучения математике в качестве эффективных средств развития конструктивного мышления детей могут выступать дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.
Средства - это потенциальные модели тех математических понятий, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Средством формирования конструктивного мышления являются конструктивные задания, направленные на формирование конструктивных умений.
Конструктивное задание - это учебное задание, условие которого отражает пространственные (плоскостные) отношения. Эти отношения зафиксированы и отражены в наглядной модели, доступной восприятию, пониманию и использованию детьми 3-7 лет. Несложные манипуляции с такой моделью (трансформации) позволяют выявить и проследить зафиксированные в ней отношения и зависимости между элементами модели. Самостоятельный поиск, выявление этих отношений и зависимостей суть решение конструктивной задачи.
Конструктивные умения это:
- умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. уметь абстрагироваться);
- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
-умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
- умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).
Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.). В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому, представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия по конструированию из бумаги способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития дошкольников. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н.Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование – одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.
Как показывает ряд исследований А.Н. Давидчук, Л.Р. Лурия, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях. На необходимости специального обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие исследования З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, Н.И. Непомнящей и др. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие - систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.
Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т.д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»
Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...
Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".
Примерные задания для успешного развития логического мышления старших дошкольников....
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
Особенности конструктивного мышления старших дошкольников на занятиях
Сообщение для педагогического совета....
Организация образовательного пространства в ДОО с целью развития конструктивного мышления у дошкольников
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимы...
Развитие конструктивного мышления старших дошкольников на занятиях в соответствии с ФГОС.
Формирование конструктивного мышления начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.К...
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....