Организация образовательного пространства в ДОО с целью развития конструктивного мышления у дошкольников
статья
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения [3] и интеллектуальной активности [1], экспериментирования с материалом [9], возникновения ярких эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития конструктивного мышления и творчества у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 47.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательного пространства в ДОО
с целью развития конструктивного мышления
у дошкольников
16.11.2019 года
Автор:
Тверскова Е.В. заведующий МБДОУ д/с №53
Белгородская область, г.Белгород
Актуальность
Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения [3] и интеллектуальной активности [1], экспериментирования с материалом [9], возникновения ярких эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития конструктивного мышления и творчества у дошкольников.
Аннотация
Суть рассматриваемых вопросов | Развитие конструктивного мышления у детей дошкольного возраста в условиях пребывания ребенка в дошкольной организации. Основной инструмент конструктивного мышления – логика, главный критерий – эффективность. Современный дошкольник должен уметь включаться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Авторами предложены методические рекомендации к организации образовательной деятельности с использованием конструкторов разного вида. |
Предназначение данных методических рекомендаций | Педагогическим работникам, родителям (законным представителям). |
Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации) | Применение методической рекомендации по развитию конструктивного мышления у дошкольников возможно в условиях ДОО, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку рекомендация охватывает всех участников образовательных отношений и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком. |
Сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон. | Тверскова Елена Валерьевна заведующий МБДОУ д/с №53 г.Белгорода. первая квалификационная категория; стаж в должности – 9 мес. 8 (4722) 55-12-75; Кальченко Ю.Л. старший воспитатель МБДОУ д/с №53 г.Белгорода, высшая квалификационная категория. Стаж в должности – 21 год. 8 (4722) 55-26-66 |
Методические рекомендации
Описание (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов) | Цель: развитие конструктивного мышления у дошкольников посредством создания образовательного пространства в ДОО. Задачи:
В связи с выявленными проблемами низкого показателя конструктивного мышления у дошкольников (37%) специалистами МБДОУ д/с № 53 решено было организовать образовательную деятельность таким образом, чтобы привлечь и включить как можно больше участников образовательного процесса с целью повышения данного показателя. Одним из принципов организации образовательной деятельности является индивидуализация дошкольного образования (построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования). Педагогами разрабатывается индивидуально-образовательный маршрут (ИОМ) как вариант индивидуального развития ребенка в конструкторской деятельности, обеспечивающий продвижение ребенка в освоении ООПДО и качество его образования (Приложение №1). ИОМ - форма педагогической поддержки развития конкретного ребенка, которая способствует развитию его природного потенциала. ФГОС ДО обязывает ДОУ проектировать ИОМ детей, учитывая индивидуальную картину развития: - подбираются несколько конкретных ситуаций активизации ребенка и поддержка детских проявлений (например, для ребенка с завышенной самооценкой – прием соревнования в процессе выполнения поручений, игры; для «отверженного» ребенка – ситуация успеха. Возможные варианты: вопрос, просьба в оказании помощи, особое приветствие, использование игрушки/предмета, принесенного из дома, особое поощрение (комплимент, улыбка и т.п.) - подбираются игры необходимые применительно к каждому ребёнку индивидуально. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Трудные непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Но, когда удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, ребёнок испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, чувство собственного достоинства, развивается «умственныйаппетит», а это значит, что цель игры достигнута.Сборка конструкторов развивает: Моторику рук путем вращения конкретных деталей для определения правильного их местоположения в сборке, постройке и пр.; Данный навык пригодится в продуктивной, художественной, музыкальной деятельности. Наглядно-действенное и пространственное мышление, т.к. в конструкторской деятельности ребенок работает в трех измерениях. Ребенок должен понимать, что все детали конструктора взаимосвязаны, т.е. прогнозировать, воображая, как может поменяться конфигурация в результате действий, которые он совершит с определенной деталью. Данный навык применим в области инженерной деятельности, дизайнерской, в области архитектурного строения, программирования. Зрительную память - путем запоминания отдельных этапов сборки конфигураций деталей. Данный навык пригодится в творческих профессиях, профессиях с точными науками, финансами. Логику и конструктивное мышление – путем прохождения конкретных рядов, этапов с общей и наглядной целью. Умение выстраивать последовательность действий для выполнения поставленных конкретных задач применимо в организации жизни и учебе. АЛГОРИТМ введения конструкторской деятельности в ДОУ: Прежде чем приступить к реализации конструкторской деятельности педагогам необходимо: 1. Разработать планирование на основе комплексно-тематических или лексических тем в группе (Приложение № 2); 2. Разработать план занятий по структуре 4С: 1С. «Соединяй» 2С.«Строй» 3С. «Обсуждай» 4С. «Продолжай» (Приложение № 3); Рекомендуется занятия проводить в форме проблемных ситуаций, игровых сессий, включая игровую мотивацию – сюжетной игре, которая на разных этапах развивается по разному: 3-4 года – игровая мотивация, построенная на игровых действиях (собрал домик для куклы, собрал машину перевезти овощи и т.д.); 4-5 лет – игровая мотивация, построенная на ролевом поведении и ребенка, и воспитателя как партнера («Давай поиграем. Нам надо изготовить кольцо для метания. Как ты думаешь, как можно с помощью наших деталей соорудить кольцо для метания маленьких мячиков…) 5-7 лет – постановка игровой задачи, на основе которой далее ставится учебная задача («Хочешь, я научу тебя…?»). 3. Подготовить план взаимодействия с родителями (законными представителями), включая современные формы (онлайн-режим, практикумы, форумы, семейные развлечения, Дни самоуправления, коучинг-сессии, недели открытых дверей и пр.). Развитие конструктивного мышления рекомендуется планировать с младшего дошкольного возраста, т.к. уже в возрасте 3-4 лет у ребенка закладывается наглядно-образное мышление, подразумевающее оперирование предметов и их частей. младший дошкольный возраст (3-4 г.) Введение игровой деятельности с крупным простым конструктором (постройки из кубиков разных размеров и пр.) позволяет обогащать сенсорный опыт детей в возрасте 3-х лет. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша»— призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия. Детям в возрасте 4-х лет предлагаются по шаблону выполнить конструкции из деталей 2х2, 2х3; решить задачки с логическими блоками Дьенеша (Приложение №4). Далее в рамках мини-проектов в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ, конструируя, ребенок собирает любимого героя и проигрывает сюжет потешки, что помогает освоить речь персонажей и самому разыграть мини-представление. Данная форма работы позволяет сформировать интерес к конструированию, обучить созданию конструктивных образов через простой сюжет малых жанров фольклора, получить представление о мире и о предметах, которые его окружают, действиях, которые он совершает, о времени и пространстве, о добре и зле. старший дошкольный возраст (5-7 лет) Окружающий мир предметов со старшего дошкольного возраста вызывает у ребенка любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования способствует выявлению одаренных детей, стимулирует их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. Для детей старшего дошкольного возраста педагогами подбираются как традиционные материалы, так и материалы нового поколения - сбалансировано, сообразно педагогической ценности по направлению. Наборы конструкторов, игрушки к ним, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Игры должны соответствовать старшему возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Детям предлагаются не только простые конструкторы, но и конструкторы, головоломки, тренажеры, которые несут в себе определенную умственную нагрузку, чаще всего замаскированную занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. (Приложение №5). В создании конструкции проектов используются движущиеся механизмы, модели технических устройств, характеризующие технологию производства, различные передачи и датчики и др.. Для грамотного обучения дошкольников педагогам необходимо знать этапы обучения детей, используя схему алгоритма действия, предложенного П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной (Приложение №6). В ходе изготовления ребенком конструкций рекомендуем создавать инженерную книгу, которая включает в себя все этапы подготовки и изготовления конкретной конструкции, механизма. Книга оформляется рисунками, условными обозначениями, простейшими чертежами (Приложение №7). Механические головоломки предоставляют большие возможности для манипуляций с деталями и тем самым способствуют развитию мелкой моторики, что необходимо для подготовки руки к письму. Задачи-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Все эти качества необходимы для успешного овладения скоростной сборки головоломок. С детьми 6-7 лет внедряется игровая методика развития интеллекта и воображения с кубиком Рубиком. Одним из важнейших компонентов руководства игровой методикой является подбор игр-головоломок (2x2, 3x3) с учётом доступности их решения. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет. Педагогами выстроен алгоритм внедрения данной методики: 1. Знакомство с популярной во всем мире игрушкой-головоломкой; 2. Освоение универсального алгоритма сборки разных видов кубика Рубика по методике авторов (Чайка Р.И, Робота А.В.) [10]. 3. Сборка кубика Рубика на время. Организуя педагогический процесс, следует придерживаться определенных правил: 1. Важно, чтобы ребенок решил первую головоломку. Если первый опыт будет отрицательным, дошкольник может навсегда утратить интерес к головоломкам. Для того чтобы этого не произошло, начинать следует с самых простых головоломок и внимательно, но не навязчиво, следить за ходом решения, быть готовым прийти на помощь. Однако помогать надо аккуратно, если рассказать ход решения — результат будет отрицательным. При занятиях с детьми очень часто наблюдаются ситуации, когда первая головоломка дается решателю чрезвычайно сложно, несмотря на то, что сама головоломка проста. Решение же последующих головоломок происходит быстрее и проще, хотя уровень сложности может возрастать. 2. Не раскрывать секретов. 3. Лучшая подсказка — это вопрос. При подсказке очень важно направить мысль решателя в нужном направлении, но не раскрыть секрета головоломки. Важно отметить, что при использовании подсказок у ребенка в итоге должно быть ощущение, что головоломка была решена именно им. 4. Головоломок должно быть мало. Большое количество головоломок, во-первых, производит подавляющее впечатление на дошкольника, во-вторых, рассеивает внимание — дети, не доделав одного, могут хвататься за другое и в результат не сделать ничего. Дефицит же наоборот стимулирует интерес - «повезло же тому, кому досталась головоломка!» 5. Очень важно не выносить низких суждений по поводу способностей дошкольника. 6. В первую очередь необходим личный интерес педагога к головоломкам. Педагогу следует самостоятельно прорешать максимальное количество головоломок. Только так можно понять весь спектр чувств, возникающий у решателей головоломок. Сложные головоломки можно решать вместе с детьми. От решения головоломок с помощью педагога (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям. Дети способны представить возможные пространственные, качественные изменения в ходе решения не только предложенной им задачи, но и составляемой самостоятельно. Решение головоломок активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. Детям 6-7 лет предоставляется возможность продемонстрировать свои достижения в рамках конкурсного движения, фестивалей на различном уровне. Конкурсное движение Для того чтобы ребенок смог испытать свои силы, достичь высокого результата и просто проявить себя, необходимо привлекать детей в конкурсные мероприятия. Например: - 2 раза в год на базе детского сада организовывать фестивали по конструированию для детей всех возрастных групп; - привлекать детей и их родителей к участию в конкурсах различного уровня; - привлекать детей старшего дошкольного возраста к участию в индивидуальных соревнованиях «Спринт», «СПИДКУБИНГ» и пр... Создание образовательного пространства: Используя принцип доступности, педагогами создается образовательное пространство в ДОО (Приложение №8): - в холлах размещены планшеты на развитие воображения, памяти, внимания, моторики рук; - создан ТЕХНО-зал с оснащением различных видов конструктора («Полидрон», наборы «Легоконструкторы», «DUPLO», «Гигоблокс», тико-конструкторы; наборы Фребеля и др.) Образовательная деятельность в ТЕХНО-зале осуществляется по утвержденному графику на учебный год. Очень интересной оказалась практика привлечения старших воспитанников для более успешного включения в конструкторскую деятельность младших ребят. Для малышей старшие дети более интересны, несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, а кроме этого, присутствие рядом детей из старших групп детского сада оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение, проявление интереса малыша к конструированию. В рамках проектной деятельности детям предоставляется возможность оставить незаконченные работы до следующего посещения ТЕХНО-зала, что воспитывает у ребенка терпение, усидчивость. Однако, с целью непрерывного образования педагогами оснащено «Конструкторское бюро» в групповых помещениях, что позволяет ребенку самому включиться в конструкторскую деятельность по интересам и желанию в любое свободное время режима дня ДОО. Примерный перечень игровых пособий и оборудований «Конструкторского бюро»: В младших группах: - лего-конструкторы «DUPLO», «Гигоблокс»; - логическая рамка; - Домино «Разноцветные фигуры» и др. - Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера; - цветные крышечки, прищепки, шнуровки и др. - кубики Никитина; - Бизиборды и др. -деревянные кубики разного размера (цветные и бесцветные); - пластмассовые кубики разного размера (цветные); - пазлы напольные (мягкие); - дидактические пазлы; - мозаика крупная; - конструктор мягкий крупный; - мультипликационные фильмы «ЛЕГО СИТИ» (все серии); - и пр. В старших группах: - ТИКО-конструкторы; - наборы Фребеля; - лего-конструкторы «Первые механизмы» и пр., - «Полидрон», - магнитные конструкторы; - деревянные строительные наборы; - конструкторы металлические; - Блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера; - игровые наборы Фребеля; - кубик Рубика; - логическая змейка; - видео уроки, онлайн-игры по конструированию (в домашних условиях); - наглядные средства: иллюстрации, таблицы, схемы; - заготовки, эталоны форм; - интеллектуальные игры Б.П. Никитина «Сложи узор», «Уникуб» ; - игры-головоломки по количеству детей (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово яйцо, Сфинкс, Въетнамская игра, Пентамино). Материалы используются как в планировании совместной и индивидуальной образовательной деятельности с детьми в ДОУ, так и в домашних условиях. Оснащение образовательного пространства служит для организации времени в режимных моментах, видов деятельности детей и педагогов. Подготовка кадров: С целью качественного осуществления организационной, ресурсной и методической поддержки педагогов ДОО заключено соглашение о сотрудничестве между МБДОУ д/с №53 и ООО «Академией инновационного образования» (детский технопарк «BelRobot»). В рамках сотрудничества специалистами Академии допускается сочетание различных форм обучения педагогов ДОО: - онлайн-конференции по проблеме; - семинары, вебинары; - мастер-классы; - практикумы; - занятия; - профориентационные и ознакомительные экскурсии по современным и перспективным технологиям. В связи с недостаточным финансированием ДОО представители Академии помогают обеспечить (на бесплатной основе) ресурсами: элементная база, наборы электроники, робототехники, лицензионное ПО, методические материалы по направлению деятельности; информационное сопровождение на сайтах инфопартнеров. Информационная открытость «Родительские встречи по интересам», «Семейные форумы», «Родительские клубы» необходимо организовывать в ДОО с целью вовлечения родителей в деятельность по развитию конструктивного мышления дошкольников, повышения педагогической культуры родителей, совместной работы по обмену опытом. С целью сокращения дистанции между участниками образовательного процесса (родителями (законными представителями) и педагогами), реализации обратной связи, дистанционного обучения родителей (законных представителей) в детском саду обеспечена информационная доступность. На информационном сайте ДОО: - создан «Канал для родителей» - удобный инструмент, отвечающий на вопросы в области воспитания и развития детей. На канале периодически размещаются видео-уроки с советами о воспитании и развитии ребенка; инструкции совместной деятельности с ребенком, в т.ч. по вопросам конструирования; - создан раздел «Форум» для обратной связи; - создан раздел «О ходе рассмотрения граждан» с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг в ДОУ; - создан раздел «ЛЕГО-конструирование», который будет полезен как для родителей (законных представителей) так и для педагогов, т.к. в разделе размещены мастер-классы, планы организации непосредственно-образовательной деятельности, примерное планирование по конструированию, советы и пр.
Результативность Показатели результативности профессиональной деятельности педагогов по развитию конструктивного мышления у дошкольников: - 75% дошкольников с развитым конструктивным мышлением; - 81% старших дошкольников с развитым творческим воображением; - 71% дошкольников способны включаться в интеллектуальную активную деятельность, экспериментирование с материалом, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития конструктивного мышления и творчества у дошкольников. - на 93% образовательная среда ДОО оснащена необходимым игровым оборудованием, методическими пособиями, информационными ресурсами. Грамотно организованная деятельность педагогов ДОО позволила выявить талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением и способностями к конструктивной, алгоритмической деятельности: - участники международного соревнования по Спидкубингу «BelgorodOPEN 2017»; -участники онлайн-турнира «ИКаРенок-Букваренок» для детей старшего дошкольного возраста среди команд ресурсных центров «ИКаРенок»; - разработана инженерная книга проекта «Робот помощник Швец»; - победители регионального соревнования «ИКаРенок» фестиваля «Belrobot 2018»; - соавторы методического пособия «ИКаРенок-Букваренок», разработанного учебно-методическим центром РАОР г.Москва-2018 г. |
Источники практического опыта, положенного в основу рекомендаций | Перечень литературных источников, на базе которого разработаны методические рекомендации: 1. Богоявленская Д.Б. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Психология творческих способностей М: издательский центр «Академия», 2002 2. Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников/ М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2007 3. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения / иректмедиа Паблишинг, 2008 4. Гальперин П.Я., Н.Ф. Талызина Н.Ф. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание -1997- №3 5. Грибова П. С. Механические головоломки как тренажер для мозга // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 82-83. — URL https://moluch.ru/archive/220/52445/ 6. Красноухов В. И. Головоломки — URL: http://www.planetagolovolomok.ru/articles Красноухов В. И. Занимательный мир механических головоломок — URL: http://www.terrakid.ru/nash-blog/informatsiya-k-ra. 7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. - Просвещение – 1990 8. Новоселова С.Л., Е.Ращикулина Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников / Дошкольное воспитание. – 1999 - №3 9. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. 10. Чайка Р.И., Робота А.В. Методическое пособие «Сборка кубика Рубика для начинающих», Белгород, 2016 11. В чем польза механических головоломок для детей — URL: https://family-and-i.com/mama-i-malysh/v-chjom-pol... 12. Электронный ресурс. http://www.toybytoy.com/game/Puzzle |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС....
Создание условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития детей в группах со сложным дефектом в развитии.
В статье рассматривается возможность построения образовательного пространства для позитивной социализации и адаптации в общество ребенка дошкольного возраста со сложными дефектами в развитии...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, РАСШИРЯЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В РАЗВИТИИ
В статье рассматриваются возможности построения образовательного пространства для позитивной социализации и адаптации в общество ребенка дошкольного возраста со сложным дефектом в развитии в рамках Пр...
Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"
Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...
Выступление на педагогическом совете "Развитие логического мышленияу дошкольников в совместной деятельности"
Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления. Несомненно, очень важно развивать представлени...
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....