Наумова А.А.
Проект.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
Обоснование актуальности.
В современном обществе, когда информационная культура человека – является одним из определяющих факторов профессиональной деятельности специалиста, инновационная деятельность педагогов, использующих в своей работе информационно-коммуникационные технологии, способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы.
Проект предназначен для разработки и внедрения модели информационной образовательной среды ДОУ как условия выполнения требований стандарта ДО и рассчитан на 2016-2018 учебный год.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе способствует:
- обеспечению обновления содержательного компонента образовательной среды ДОУ, что делает его привлекательным и результативным;
- стимулированию познавательной активности, инициативы, самостоятельности дошкольников;
- удовлетворению игровых потребностей дошкольников;
- развивает профессионально-значимые качества современного педагога.
Наименование проекта | Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ |
Основания для разработки | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
|
Цель проекта | Повышение качества образования воспитанников через повышение уровня информационной компетентности педагогов ДОУ.
|
Задачи проекта | - расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- повышения информационной компетентности педагогов
- активизация инновационного и творческого потенциала педагогов;
- формирование информационной культуры и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ
- использование информационных технологий во всех сферах образовательной деятельности
- работа над функционированием сайта ДОУ;
- совершенствование технического оснащения ДОУ.
- активизация познавательной деятельности детей.
|
Структура проекта | - Содержание проблемы. - Цели и задачи проекта. - Концепция решения проблемы. - Ресурсное обеспечение проекта. - Анализ возможных рисков и способы их преодоления. - Распределение обязанностей в команде. - Внешние связи методической службы по реализации проекта. - Этапы реализации. - Ожидаемые результаты реализации проекта. - Критерии оценки результата. |
Этапы реализации | - Подготовительный (мотивационно-организационный) (июнь-сентябрь 2016)
- Основной (внедренческий) (октябрь 2016 – сентябрь 2017)
- Заключительный (обобщающий) (октябрь 2017- май 2018)
|
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | - информационная компетентность педагогов как условие повышения качества и результативности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- формирование банка дидактических и методических материалов по использованию информационных образовательных технологий
- обеспечение переподготовки и обучения всех работников ДОУ в области информатизации;
- функционирование сайта ДОУ;
- участие педагогов и воспитанников в конкурсах, конференциях, форумах, размещённых в сети интернет;
- владение и использование всеми педагогами в образовательном процессе ИКТ: умение воспитателя организовывать совместную групповую деятельность с использованием средств ИКТ, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ДОУ в соответствии со стандартом ДО, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы.
|
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ, зам. заведующего
|
Актуальность проекта
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Таким образом, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.
Для создания, развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая будет способствовать формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; будет влиять на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.
Несмотря на то, что в последние годы детские сады начали оснащаться компьютерной техникой, мультимедийными и интерактивными средствами обучения, качественного видимого улучшения образования не происходит. В большинстве детских садов использование компьютеров ограничено применением их в управленческом процессе. Не разработаны вопросы создания службы информационного обеспечения в детском саду. Существующие программные продукты (компьютерные игры, презентации для интерактивного обучения дошкольников, электронные книги) не всегда адаптированы для образовательного процесса детского сада, часто требуют переработки и используются фрагментарно.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Анализируя деятельность ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне.
Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. В настоящее время 95% педагогов из педагогических коллективов любого детского сада владеют персональным компьютером, 5% педагоги пенсионного возраста и педагоги, работающие в отдаленной сельской местности.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.
Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключом" для входа на такой сайт.
Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
В то же время, , необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования. В связи с этим, вопрос внедрения новых технологий с использованием ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Внедрение информационных образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» в детский сад.
Цель, задачи проекта
Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства и среды, образовательного учреждения. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Значимость проекта.
В системе дошкольного образования поселка вопрос создания информационной среды является актуальным и востребованным так как современные информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, основы образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности и состояние интеллектуального потенциала современного общества. Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).
Проект предназначен для разработки и внедрения модели информационной образовательной среды ДОУ как условия выполнения требований ФГОС к структуре ООП ДОУ по следующим пунктам:
1. Создать оптимальные условия для овладения педагогами и внедрения в образовательный процесс ДОУ информационных технологий;
2. Организовать деятельность по теоретической и практической подготовке и переподготовке педагогов с целью повышения информационной культуры.
3. Реализовать деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста через метод проектов, развивающие игры, индивидуально – дифференцированный подход в организации НОД с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации воспитанников, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне.
4. Оптимизировать условия по сопровождению образовательно- воспитательного процесса в группах специалистами, через использование информационных ресурсов и технологий, реализую принцип интеграции.
5. Оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями, педагогическим сообществом поселка, района через информационное пространство.
Идея проекта:
Информационно образовательная среда позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса, для успешной и эффективной реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям и структуре ООП.
Цель:
создать информационно - образовательную среду в ДОУ как условие реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1.Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной основой, позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.
2.Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс:
- использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;
- обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;
- создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство
3.Повысить доступность качественного образования за счет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет:
- организационное, нормативно – правовое, методическое и техническое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды;
- создание компьютерных мест для свободного доступа к локальной сети и Интернет;
- внедрение Интернет – технологий в работу педагогов ДОУ;
- внедрение системы автоматизации управления образованием;
- оснащение детского сада программным обеспечением, доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием.
4.Создать единую информационно - образовательную среду
Реализация проекта осуществляется через создание модели информационной образовательной среды, через обучение педагогов ИКТ, формирование информационно – коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, через активизацию сайта ДОУ для родителей и общественности, через создание локальной сети для оптимизации воспитательно - образовательного процесса и управленческой деятельности.
Проект основан на концептуальных положениях:
- Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
- Принцип охраны здоровья детей.
- Информационный подход к педагогическому процессу.
- Триединство образовательных целей.
- Педагогическая целесообразность.
- Интеграция.
- Принцип мультимедийности.
- Интерактивный характер.
Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, для создания единой информационной среды.
Ресурсное обеспечение проекта
№п/п | Ресурсы | Действия |
1. | Нормативно-правовые: | - разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов),
- заключение договоров с партнерами;
|
| Научно-методические: | - функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
|
| Кадровые: | - создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
- привлечение необходимых специалистов извне;
- создание творческих групп;
|
| Информационные: | - формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
|
| Материально-технические: | - приобретение технических и дидактических средств обучения;
- оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;
|
| Финансовые: | - смета расходов ДОУ;
- спонсорская и благотворительная помощь;
|
Поэтапный план реализации проекта |
1 этап - организационный | - разработка нормативно- правовой базы;
- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ, управление ДОУ(развитие ИКТ-компетентности руководителя, зам.зав. по ВМР, завхоза, делопроизводителя), в сотрудничестве с родителями, с социумом.
|
2 этап – внедренческий | - апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ( создание сайта ДОУ, использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников, создание медиатеки).
- подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике ( заключение контракта с педагогами)
- выстраивание сотрудничества с родителями и социальными структурами, через ИКТ; ( Родительский всеобуч, страничка для родителей на сайте ДОУ, электронной связи с учредителем, с ИМЦ, и другими общественными организациями
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
- обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
|
3 этап – результативный | - анализ результатов апробация реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы педагогов;
- трансляция педагогического опыта на районных мероприятиях;
разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов. |
Ожидаемые результаты
| - Повышение эффективности процесса обучения.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
- Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
- Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
- Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
- Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
- Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
- Повышение педагогической культуры родителей.
|
Возможные риски
| - Личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимального результата.
- Возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы, препятствующих обновлению и обслуживанию компонентов ИОС.
- Недостаток методического, программного и дидактического обеспечения по работе с детьми применяя ИКТ.
|
Продукты деятельности коллектива
| 1. Программа информатизации учреждения. Цели и задачи (управленческие, методические, организационные) Главная цель Программы: повышение качества образования и воспитания дошкольников на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Программа информатизации детского сада должна охватывать следующие области деятельности ДОУ: - управленческую, методическую, организационную. В управленческой части информатизация ДОУ должна решать следующие задачи: - создание единой информационной базы данных образовательного учреждения, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса; - обеспечение оперативного доступа к управленческой и законодательной информации; - автоматизация документооборота всех участников информатизации ДОУ; - сбор и обработка данных о состоянии воспитательно – образовательного процесса; - составление учебных планов и программ; - прием воспитанников в детский сад; - автоматизация учета кадров; - тарификация педагогов; - аттестация педагогов; - мониторинг выполнения муниципального задания и ООП ДОУ. - подготовка детского сада к началу нового учебного года (составление расписания НОД). В методической части информатизация должна решать следующие задачи: - обучение педагогов ИКТ. В результате обучения педагоги должны уметь пользоваться методами, инструментарием информационных технологий для решения задач ООП ДОУ, а также применять полученные знания и навыки в профессиональной деятельности; - создание условий для воспитания у всех участников образовательного развития информационных технологий; процесса информационной культуры, адекватной современному уровню - организация деятельности по приобщению воспитанников к культурному наследию национальной и мировой культуре через разнообразные формы деятельности детей, в том числе с использованием компьютерных технологий; - обеспечение возможности как внутрирайонного, так и межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам - файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет-технологий; - предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обмена информацией посредством электронной почты в целях организации внутрирайонных и межрегиональных связей, включая международные контакты; - создание и публикация в электронном и печатном виде материалов методического характера; - обеспечение контроля качества образования; - организация и ведение дискуссионных групп, семинаров, научно-практических конференций в области образования, науки и культуры, участие в конкурсных Интернет-проектах. В организационной части информатизация должна решать следующие задачи: - создание и публикация в электронном и печатном виде изданий буклетов информационных бюллетеней и т. д., отражающих общественную жизнь ДОУ; - оказание информационных услуг родителям. Информация образовательных учреждений о своей деятельности становится все более важной функцией. Родители должны получать информацию обо всех сторонах деятельности учреждения: статусе, уставе, учебных планах и программах, кадровом составе, техническом оснащении, текущем расписании, результатах образовательного процесса за прошлые годы, и так далее. Эта информация нужна для сознательного участия в его деятельности. Оказание консультационных услуг - оказание дополнительных платных образовательных услуг.
|
| Мероприятия по реализации программы Этапы | Мероприятия | Годы реализации | 1 подготовительный | Приобретение дополнительной компьютерной техники. | Февраль-сентябрь 2016 | Обучение навыкам работы с программами , MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint , MicrosoftPublisher , Paint и Интернет, MovieMaker. Самостоятельное создание презентаций и других мультимедийных продуктов. Повышение уровня владения компьютерными технологиями и взаимообучение. | 2016-2017 годы | Установка локальной сети | 2 этап Организационный | Создание творческой группы педагогов по реализации проекта «Создание информационно – образовательной среды учреждения – как условие выполнения задач ООП ДОУ в соответствии с ФГОС» | 2016-2017 гг. | Организация сетевых ресурсов. | Обеспечение свободного доступа к ПК и медиаресурсам всех участников образовательного процесса. | Внедрение ИКТ в образовательный процесс и административную деятельность ДОУ | Оборудование всех помещений необходимой техникой для использования в образовательном процессе | 2016-2017гг. | Организация проектной деятельности в ДОУ | Ведение мониторинга качества образования | Различные формы работы с родителями | Методическая работа | Развитие ИКТ-компетентности руководителя, зам.зав. по ВМР, заведующего хозяйством, делопроизводителя. | Унификация документооборота ДОУ. | Систематизация управленческой информации, создание баз данных. |
| Создание единого информационно- образовательного пространства ДОУ | Создание и поддержка WEB- сайта ДОУ | 2016-2018гг. | Использование дистанционного консультирование родителей по вопросам развития и образования детей дошкольного возраста | Повышение ИКТ – компетентности и распространение опыта | Создание банка данных методических разработок | В течение всего периода | Участие в мастер-классах, семинарах, конференциях и т.п.на всех уровнях |
| Участие в конкурсах |
|
|
|
Модель . 1. Нормативно-правовой блок - Положение об официальном сайте ДОУ - Положение о локальной компьютерной сети - Положение об использовании компьютеров и мультимедийного оборудования в образовательном процессе; - Регламент работы с локальной сетью и сетью Интернет в ДОУ; Организационно-содержательный блок - Информационно-образовательная среда ДОУ
- Предметная информационно-образовательная среда
- Информационно-образовательная среда учебно-методического комплекса
2. Основные элементы информационно-образовательной среды - Информационно-образовательные ресурсы
- Компьютерные средства обучения
- Современные средства коммуникации
- Педагогические технологии
3. Локальная сеть - система взаимодействия сотрудников ДОУ, для оптимизации управленческой деятельности и сопровождения воспитательно – образовательного процесса. 4. Банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
- Серия дисков «Практическая энциклопедия дошкольного работника» (ФЭМП, изобразительная деятельность в ДОУ)
- Серия дисков «Тематическое планирование в ДОУ»
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные направления работы 1. Применение ИКТ для повышения эффективности управленческой деятельности. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности. Информатизация управления дошкольным образовательным учреждением ведёт к интенсификации менеджмента, обеспечивая более качественное взаимодействие окружающей среды, управляющей и управляемой подсистем на основе ИКТ, и, как следствие, способствует оптимизации функционирования педагогической системы, развитию её потенциала и возможностей реализации социального заказа. Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации муниципального задания. Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Внедрение ИКТ в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как: - экономия затрат труда и времени;
- информированность о состоянии управляемой системы;
- оперативность принятия управленческих решений;
- адекватность и продуктивность управленческих решений;
- оптимизация и автоматизация информационных процессов;
- интеллектуальный потенциал коллектива.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности. Для более оперативного взаимодействия в учреждении планируется создание локальной сети, позволяющей ускорить работу с информацией. ДОУ имеет доступ к сети Internet, свой сайт и два электронных почтовых ящика. Пользование электронной почтой позволяет быстро получать информацию от различных учреждений и организаций и оперативно направлять ее в их адрес, что значительно экономит время. Размещение важной информации на сайте ДОУ позволяет своевременно довести ее до сведения родителей воспитанников. Создание в ДОУ web-сайта вывело организацию взаимодействия администрации учреждения, педагогов и родителей ДОУ на более высокий качественный уровень. У нас появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность ДОУ стала доступна широкому кругу пользователей. Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.
2. Создание материально-технической базы
- Компьютеры
- Мобильный мультимедийный проектор с экраном
- Принтеры
- Сканер
- Ноутбуки
- Музыкальные центры с USB-интерфейсом
3. Повышение ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Очевидно, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, а также формируют навыки работы с информационными технологиями и культуру работы с компьютером. Владение компьютерными технологиями позволяет педагогам увеличить поток информации по содержанию программы или проекта и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне. ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».
4. Значение сайта для совершенствования взаимодействия педагогов, родителей и социального окружения ДОУ. Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности. Создание и ведение официального сайта образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет» является обязательным. Залог информационного успеха официального сайта ДОУ лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении как сайт будет использован. Сайт способствует: - увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
- информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОУ, что улучшает его восприятие в глазах населения;
- предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость учреждения;
- рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
- быстрому и простому проведению презентации ДОУ практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОУ, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
- опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
- размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОУ, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом родители могут, обратившись к заведующей ДОУ по электронной почте.
5. Профилактическая и просветительская деятельность специалистов ДОУ в работе с родителями
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития.
Основной смысл просвещения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности. Профилактика - вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Новые современные возможности помогают специалистам в работе с родителями и педагогами. По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей. Разработка консультаций специалистами для сайта детского сада ориентирована, прежде всего, на запрос родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:
- Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- Активизация личностного и культурного сознания родителей;
- Создание системы поддержки семейного воспитания;
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
- Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
6.Организация дополнительных образовательных услуг и информирование социума об их особенностях.
В настоящее время дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательном процессе и социально востребовано, поскольку направлено на развитие индивидуальности каждого ребёнка. Дополнительное образование открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляются содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Опыт показывает, что дети, занимающиеся в кружках и секциях, в дальнейшем хорошо учатся в школе. Многие продолжают обучение в художественных, музыкальных, спортивных школах, школах искусств. На базе МБДОУ планируется предоставлять дополнительные образовательные услуги в художественно-эстетическом, физическом и социально – коммуникативном направлениях.
Выводы: реализация проекта способствует созданию условий по выполнению ФГОС к структуре ООП ДОУ по следующим направлениям:
1.Требования к кадрам: Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности; При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
2. Требования к учебно-материальному обеспечению:
- Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), - Соблюдение следующих принципов:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей; - Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности: - организации разнообразной игровой деятельности;
- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
- освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- использования образовательных технологий деятельностного типа;
- Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка; - Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений; - Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
- Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, - Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
3. Требования к медико-социальному обеспечению: осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения; 4.Требования к информационно-методическому обеспечению:
Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:
- управлять образовательным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
- использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
- проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
- Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;
- Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает создание методической службы (региональной, муниципальной, образовательного учреждения), основными задачами которой являются:
- оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
- удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
- содействие выполнению целевых федеральных, региональных
и муниципальных программ развития дошкольного образования.
5.Требования к психолого-педагогическому обеспечению:
- Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: - субъектном отношении педагога к ребенку;
- индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;
- мотивационном подходе;
- доброжелательном отношении к ребенку.
- Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса; - Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования; - Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности; - Создание системы организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования, которая обеспечивает: - Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе: младенческий (от рождения до 1 года), ранний (от 1 года до 3 лет), младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный (от 5 до 7 лет); - Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Организационно-методическое сопровождение основной общеобразовательной программы дошкольного образования формируется таким образом, чтобы педагог мог пользоваться им для реализации ее содержания, и должно содержать подробные объяснения, как построить работу с воспитанниками при индивидуальной или групповой работе, а также, как организовать самостоятельную деятельность воспитанников; - Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников. - Воспитатели и педагог-психолог находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса. - Педагогические и медицинские работники консультируют родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - Педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей (законных представителей) с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
6.Требования к финансовому обеспечению:
- обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; - обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условиям и результатам; - обеспечивать реализацию обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; - отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации.
|