Картотека конспектов
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспекты на тему: грибы, динозавры, дождь, птицы, снег
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 14.52 КБ |
dinozavry.docx | 15.53 КБ |
dozhd.doc | 32 КБ |
ptitsy.docx | 16.57 КБ |
sneg.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: Грибы
Цель: закрепить обобщающее понятие «грибы»;
Задачи:
Образовательная – познакомить с особенностями грибов; активизировать словарь детей по теме; развитие связной речи; упражнять в согласовании существительных с местоимениями «мой, моя»; формировать умение составлять описательные рассказы;
Коррекционно-развивающая – развитие общей и мелкой моторики; познакомить с многозначными словами;
Воспитательная – воспитать дисциплинированность, усидчивость; воспитать умение выслушивать друг - друга;
Оборудование: иллюстрации с изображением грибов; схема – строение гриба; предметные картинки: стул, шляпа; схемы для составления рассказа.
Ход занятия
1. Организационный момент
В: Здравствуйте! Сейчас сядет тот, кто назовет мне садовую ягоду (лесную ягоду).
2. Основная часть
2.1 Вводная беседа
В: Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Посмотрите на этот гриб (Белый гриб). Как называется этот гриб, кто знает? Это белый гриб. А называют его белым, потому что когда его сушат, он не чернеет, как остальные грибы, а остается белым. Он растет в лесах, на открытых полянах. А как называется этот гриб (Подосиновик)? А почему он называется подосиновиком? Его так называют, потому что он растет под деревом, которое называется осина. А как называется этот гриб (Подберезовик)? Почему его так называют? Называют его так, потому что он растет под березой. А как называются эти грибы? (Лисички) Лисички растут в лесах в траве или во мху. А этот гриб называется сыроежка, свое название он получил, потому что его можно есть сырым. Растет он также в лесу в траве. А это опята. Они растут на пнях и корнях деревьев. Все эти грибы мы с вами можем есть и поэтому они называются съедобными, но у нас есть и ядовитые, несъедобные грибы. Это такие грибы как мухомор и бледная поганка. Их нельзя ни в коем случае есть, ведь в них содержится яд. Грибы можно сварить, замариновать, пожарить, или засушить.
2.2 Игра «Жадина»
В: Сейчас поиграем в игру «Жадина». Представьте, что это ваши грибы. Когда я буду одного из вас спрашивать, например, чей это опенок, он должен ответить «Это мой опенок». Поняли задание.
Это мой боровик
Это моя лисичка
Это моя сыроежка
Это мой подосиновик
Это мой подберезовик
Это мой мухомор
Это моя поганка
2.3 Физминутка
По грибы все пойдём,
Их в лукошко соберём.
Под берёзкой, под осинкой
Мы наклоним свои спинки.
Это - белый, будем брать.
Это - красный, всем стоять.
Сыроежки собираем
И в корзинки отправляем.
Груздь, лисички и опята,
Очень дружные ребята.
Полезай и ты в лукошко:
В красной шапке, с синей ножкой.
Этот, бледный, весь дрожит.
С ним нам лучше не дружить.
Ядовитый не берём,
Лучше мы домой пойдём.
3.Закрепление пройденного материала
3.1 «Назови части гриба»
В: Посмотрите на картинку, здесь вы видите из каких частей состоит гриб. (Логопед вывешивает на доске схему «строение гриба») У гриба есть ножка. Ножку гриба можно сравнить с ножкой стула. (Логопед демонстрирует картинку «стул») У гриба также есть шляпка, которую можно сравнить со шляпкой, которую носит человек. (Логопед демонстрирует картинку «шляпа») Также у гриба есть грибница.
3.2 «Расскажи- ка»
В: Сейчас вы должны будете составить небольшие рассказы о грибах, а помогут вам в этом наши схемы. Вы должны назвать гриб, его цвет, где растет, съедобный или несъедобный, что с ним можно сделать.
Это белый гриб. Его шляпка коричневого цвета, а ножка белая. Растет он в лесу, на поляне. Это съедобный гриб. Его можно засушить, пожарить, сварить, замариновать.
3.3 Работа в тетрадях
В: А сейчас откройте свои тетради и зарисуйте только ядовитые грибы, которые есть нельзя. А потом обведите их в квадрат красным карандашом.
Итог
В: О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие бывают грибы? Из каких частей состоит гриб? На этом наше занятие подошло к концу до свидания!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Тема «Гиганты прошлого»
Цель: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры), подвести к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого.
Материал к занятию: посылка с яйцом динозавра, рисунки динозавра, пластилин, книга о динозаврах, макет уголка земли из далекого прошлого.
Организация детей: дети сидят полукругом вокруг стола с посылкой.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает рассмотреть посылку от Деда Мороза для них. Вынимает яйцо и письмо с загадкой.
«Здравствуйте, дети! Я – Дед Мороз. Шлю посылкой вам вопрос.
Здесь в яйце и не цыпленок, и не гусь, и не утенок. Он похож на всех их сразу. Гребень как у петушка растет (с головки) по спинке до хвоста. И еще подсказка есть: в наше время не живет он: места мало на земле. Раньше жил он на болоте, и на суше, и в воде. Если б рос он вместе с вами, все поел в один бы мах. А найдешь его в раскопках: и в земле скелет и в льдах. Пусть лежит окаменелый, вы ж ответьте на вопрос: из яйца кто б получился, кто бы вместе с вами рос? Я ответа подожду, как на праздник к вам приду. И спрошу вас свой вопрос. Ждите. Дедушка Мороз.
Дети отгадывают – динозаврик.
Вопросы воспитателя – кто такие динозавры? а вы знаете, когда они жили на земле? а знаете ли вы каких они были размеров?
Молодцы – знаете много.
А Дед Мороз прислал вам альбом с картинками, книжку про динозавров, которые жили на нашей земле много-много лет назад, т.е. в далеком прошлом, когда людей в то время еще не было.
Обо всем этом ученые узнают по окаменелостям при раскопках. Этими останками, превратившимися в камень могут быть раковины, насекомые, кости, целые скелеты, даже следы, оставленные на земле, на берегах болот. Чаще всего встречаются зубы, когти, кости. Отдельные кости собирают в скелет. По скелету судят о строении тела животных, о его размерах. Зубы рассказывают ученым, чем питался динозавр. В азиатской пустыне были найдены гнезда и гигантские кости динозавра. В гнезде было целое окаменевшее яйцо, из которого чуть не вылупился детеныш динозавра.
Окаменелости динозавров были найдены во всех частях нашей планеты. Значит в далеком прошлом динозавры населяли всю нашу Землю. Они ели то, что едят животные сейчас, т.е. те, кто питался растениями, назывались травоядными, а кто пожирал мясо – тех звали хищниками.
Большинство динозавров были травоядные. Для жизни этих дивных животных нужны были теплый влажный климат и много растений. Температура тела динозавров изменялась вместе с температурой воздуха. Но на земле произошло изменение климата. Болота высохли. Равнины превратились в горы. Стало холодно и сухо. Динозавры стали вялыми от холода. Холод погубил растения. Динозаврам стало нечего есть. И они стали вымирать. На их место пришли животные малых размеров, которые прятались от холода в пещерах. Слово динозавры означает «ужасные ящеры».
Одним из самых больших динозавров был Бронтозавр – означает «громовой ящер». Он был велик и неуклюж. Как будто гора из мяса и костей бродил этот ящер по берегам болот. Он покидал свои болота только тогда, когда хотел погреться на солнышке или отложить яйца. Голова маленькая, мощный хвост служил опорой, если ему приходилось вставать на задние ноги. Двигался медленно, кожа не покрыта панцирем, поэтому он постоянно находился в воде, защищаясь от врагов. В воде легче было передвигаться.
Рос бронтозавр очень медленно, но к старости вырастал с пятиэтажный дом.
А вот ящеры, похожие на танки (показать картинки). Они покрыты прочным панцирем. Это Стегозавр – означает ящер под крышей. Пластины по всей спине не дают врагу добраться до тела.
Очень похож на Стегозавра Кентозавр. Только вместо пластин с середины спины были острые шипы, а на хвосте находились смертельные шипы. На вид эти животные выглядели неуклюжими, но, когда на них нападал враг, они крутились на месте, стараясь ранить того шипами. А сами они никого не обижали, хотя имели устрашающий вид. Мирно щипали целыми днями траву.
(Найти фигурку Стегозавра.)
А хищный динозавр назывался Тираннозавром – деспот ящериц.
В поисках пищи он быстро бегал на своих сильных задних ногах. Догонял свою жертву, разрывал ее зубами, а передними короткими лапами удерживал пищу. Но пища ему давалась нелегко. Встреча со взрослым Стегозаром или Кентазавром означала схватку не на жизнь, а на смерть. Поэтому Тираннозавр выслеживал детенышей. (Показать картинку в книге.)
Еще существовали динозавры, которые могли летать – это летающие ящеры. И жившие в воде – ихтиозавры – рыбоящеры.
И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.
А у нас в группе есть макет земли, где есть и болото и растения и озеро и местность ровная. А животных нет. Как вы думаете, могли бы здесь жить динозавры? Вот сюда в болото кого бы мы поселили? (Бронтозавра). А на равнине мог бы жить Стегозавр или Кентозавр. А Тираннозавра можно спрятать за дерево.
У меня пластилин есть, можем слепить динозавров и населить этот кусочек земли.
Дети лепят и населяют землю.
А дома у родителей спросите, знают ли они такое удивительное место на земле, где сейчас живут потомки динозавров (крокодилы, черепахи), где нет зимы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Вот такие они – дожди»
- Расширять и уточнять знания детей о дожде, как виде осадков.
- Совершенствовать: осознанное понимание взаимосвязей в природе
- развивать: логику мысли, рассуждений, действий, сообразительность,
- Формирование у детей умения выражать свое отношение к дождливой погоде через рисунок
- Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества.
- Закреплять умение работать гуашью, акварелью по сырому - накладывать один цвет на другой.
- Использовать в работе нетрадиционные методы рисования: ватные палочки, нитки, пальчики.
- Развивать творческие и художественные способности.
- Воспитывать: интерес к познанию, любознательность, доставить радость детям, чувство удовлетворения от проделанной работы и полученных знаний.
Материал: Бумага белая, формат А4, гуашь, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, палитры, ватные палочки, шерстяные нитки, цветные карандаши, простые карандаши, цветные восковые мелки., магнитофон, аудиозапись «Шум дождя».
Ход занятия
Послушайте и отгадайте мою загадку
Сильным, слабым он бывает,
И осенним, и грибным,
Все растенья поливает,
Урожай чтоб лучше был.
Ответ (дождь)
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Я вопросы вам задам, отвечайте, дети.
- Как называется дождик с ветром?
- Ветряный
Дождик, дождик, подожди!
Разве так идут дожди?
Ведь идут всегда они
Только в пасмурные дни.
А сегодня – посмотри:
Ясно с утренней зари.
Посмотри на облака
Из парного молока!
Посмотри, как солнце-мячик
В облаках упруго скачет!…
Но ответил дождик мой:
«Понимаешь, я слепой!..»
- Как называется дождик с солнцем?
– Слепой
- Как называется дождик летом?
– Летний
А это стихотворение о грибном дождике
Дождик третий день подряд,
Но ему я очень рад.
Разговариваю с ним-
Дождик, дождик,
Будь грибным!
Я найду грибы в лесу
И домой их принесу.
Будут все гордиться мной,
Уплетая суп грибной!!
А какое сейчас время года?
-Осень
- Как называется дождик осенью?
-Осенний
-Летом?
-Летний
- Весной?
- Весенний
Молодцы! Ребята, вы догадались, что мы будем сегодня рисовать?
-Дождь
-Правильно – дождь, но вот какой дождь рисовать каждый выбирает сам, и материал для рисования выбираете сами.
(дети , по желанию, выбирают материал для рисования: гуашь, акварельные краски, кисти, ватные палочки, нитки, цветные карандаши, простые карандаши, цветные восковые мелки)
Перед тем, как приступить к работе, давайте разогреем ваши ручки.
Физкультминутка
Дождик, дождик, капелька Левая ладошка раскрыта, поочередно ,
Водяная сабелька начиная с большого пальца, стучим о ладошку левой руки
Лужу резал, лужу резал Трем ладошка о ладошку
Резал, резал, не разрезал
И устал, и перестал Положить руки ладошками вниз на
стол
А теперь и к работе можно приступить.
Дети самостоятельно рисуют под аудиозапись с шумом дождя.
Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа, и какой дождь (по их мнению) на рисунке изображен.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии в старшей группе
На тему: «Птицы»
Цель: Закрепить знания детей о птицах.
Задачи: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц.
Материал к занятию: презентация, аудиозапись; цветной картон, кусочки ниток коричневого цвета, клей, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный, прекрасный, солнечный день. Давайте, возьмемся за руки и передадим тепло друг другу. Сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, и как вы об этом догадались. Какое сейчас время года? (Весна)
(Воспитатель читает стихотворение о весне)
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Маршак.
Воспитатель: Ребята, а вы еще какие времена года вы знаете?
(Дидактическая игра «Какое время года? »)
Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
(Воспитатель показывает несколько картинок.Дети выбирают ту, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.)
(Звучит аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это такое? (Птицы)
А какие это птицы? (перелетные) Давайте, мы с вами поиграем в игру «Узнай птицу» (работа со слайдами)
(Дети называют птиц.Словарная работа)
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их. А давайте повторим, как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.
(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их.Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)
Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост) .
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)
(Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.)
Воспитатель: Давайте отгадаем загадки.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица (Грач)
(Выходит слайд)
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день (Скворец)
(Выходит слайд)
Спереди шильце,
Сзади вильце.
Сверху – черное суконце,
А снизу белое полотенце. (Ласточка)
(Выходит слайд)
Хоть и скромен с виду он:
Пестренькие перья, маленький носок,
Но имеет звонкий голосок.
В поле он живет,
Всю весну и лето песенки поет. (Жаворонок)
(Выходит слайд)
Физкультминутка
Черные грачи летели,
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали
Потом снова полетели
Воспитатель: Как вы думаете, чем будут заниматься птицы, вернувшись домой (на родину? (строить гнезда) А где птицы строят, вьют гнезда? (на деревьях, на кустах, под деревьями итд)
А из чего они их делают? (веток, сухой травы итд)
(Рассматривание слайдов)
Дети, а какие правила нужно соблюдать по отношению к птицам? (вспоминают правила, рассматривают слайды) (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы поможем сделать гнезда для наших птиц. Давайте подойдем к столам. А делать мы будим их с помощью обыкновенных кусочков вязальных ниток коричневого цвета (дети выполняют работу самостоятельно) .
Итог занятия. О ком мы с вами сегодня говорили? Что нового об этих птицах вы узнали? Было ли вам интересно, трудно? А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших работ.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
На тему: «Снег»
Цель: закрепить знание детьми характерных признаков зимы, знания основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранить тепло, очищать воздух, таять в помещении, вспомнить, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой и человека. Продолжить учить детей умению участвовать в экспериментах, делать выводы. Анализировать и обогащать словарный запас детей. Воспитывать познавательный интерес к природе, умение видеть красоту природы зимой.
Закрепить умение тонировать по мокрому листу, смешивать краски, определять «зимние» цвета.
Материалы и оборудование:
1. Ёмкость со снегом
2. Ёмкость с талой водой
3. Формочки со льдом
4. Варежка
5. Картины с зимними пейзажами
6. Акварельные краски
7. Кисти
8. Банки с водой
9. Бумага формата А-3
10. Аудиозапись Чайковского и Вивальди «Времена года»
Ход занятия: (звучит аудиозапись «Времена года» Чайковского). Дети входят и встают полукругом около стола. На мольбертах зимние пейзажи (И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» и др.)
Воспитатель:
- Ребята, послушайте загадку:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Это к нам пришла…. (зима) .
- Да, сейчас в природе хозяйничает зима. Вспомним, какие приметы зимы мы знаем. (Ответы детей) .
- Зима – чудесное время года. Многие художники и поэты посвятили свои произведения зиме. (Предложить ребёнку прочесть стихотворение о зиме)
- Отгадайте загадку:
Одеяло белое, не руками сделано
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось (снег) .
- Зимой много снега. Давайте поговорим о нём. (Воспитатель вносит ёмкость со снегом). Посмотрите, какой снег! Когда мы принесли его с улицы, он был какой? (пышный, рыхлый, сухой). А теперь, когда он постоял в тепле? (мокрый, тяжёлый, липкий). Какой ещё бывает снег? (колючий, блестящий, хрустящий, грязный и т. д.) а что он делает в природе? (летит, лежит, падает, укрывает и т. д.)
- А кто мне скажет, откуда берётся зимой снег? (Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки) .
Отгадайте загадку:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
- Во время прогулок мы с вами наблюдали за снежинками, рассматривали какие они красивые и разные. А отчего зависит форма снежинок? (от погоды)
- Когда на улице мороз, день безветренный, снежинки падают по одной, медленно и их легко рассмотреть. Они похожи на звёздочки. При слабом морозе, снежинки похожи на что?. (на снежную крупу). А когда мороза нет, снег падает (большими хлопьями). А что такое хлопья? (Это много слипшихся снежинок). Как называется явление, когда идёт снег? (Снегопад) .
- Посмотрите, ребята, в этой миске у нас вода. Откуда она? Ведь вчера вечером мы принесли в ней снег в группу? (Снег растаял). А почему вода такая грязная, ведь мы взяли чистый, белый снег? (Во время снегопада снег собирает частички пыли и грязи из воздуха. Поэтому снег нельзя есть) .
- Да, как в загадке: «На дворе – горой, а в комнате – водой». Это мы подтвердили своим опытом.
- Послушайте ещё загадку:
«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд) .
- Почему его нельзя вставить в окно? (Он растает). В этой формочке у нас лёд. Как он получился, мы же выносили на улицу воду? (Вода на морозе застыла и превратилась в лёд). Что мы узнали из этого опыта? (Что вода из жидкого состояния превращается в твёрдое, если её заморозить) .
- Зимой, ребята, бывает холодно всем. И даже деревьям. Что мы с вами делали, чтобы наши деревья на участке не замёрзли? (Подгребали к стволам снег, чтобы корни не замёрзли). А почему мы так делали, разве снег тёплый? (Нет, но он сохраняет тепло). А какой мы с вами проводили опыт, подтверждающий то, что снег сохраняет тепло? (С двумя бутылками). Правильно! Мы выносили на улицу две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну мы закапывали куда?. (в снег, а другую оставляли… .(на скамейке). После прогулки мы опять измерили температуру воды. Оказалось, что в бутылке с водой, которая была в снегу, температура была выше. Значит, какой мы сделали вывод? (Снег сохраняет тепло). А хорошо это или плохо? (хорошо). А почему? (Снег укрывает землю, будто одеяло и согревает от морозов). Что случилось бы с растениями зимой, если бы не было снега? (они замёрзли бы) .
Физкультминутка. (Дети танцуют «танец снежинок» под музыку Чайковского) .
- А теперь посмотрим на картины. Вышла зима гулять на поля, в леса. Какие краски принесла с собой она? (Ответы детей) .
Предложить ребёнку прочитать стихотворение «Зимние краски» Фетисова: Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям чистые,
Блёстки серебристые…
- Цвета в природе изменчивы; меняется цвет неба и снега в различную погоду. Даже солнце меняет свой цвет днём и к вечеру. Какие цвета у снега и льда? (Холодные: белые, голубые, синие, сиреневые). Какие нежные краски на зимних пейзажах! Много светло- голубого, светло- розового, сиреневого! Деревья в снежных шапках, на земле лежат сугробы.
- А теперь мы подойдём к столам и, как настоящие художники, возьмём кисти и нарисуем краски зимы. Мы будем тонировать бумагу «по мокрому листу». (Дети рисуют под музыку) .
- Когда бумага высохнет, мы продолжим рисование на тему- «Волшебница зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Конспектов НОД по экологическому образование
Конспекты НОД по экологическому воспитанию старших докольников...
Картотека конспектов занятий с детьми
Разработки конспектов занятий для детей старшего возраста...
Картотека конспектов сюжетно-ролевых игр по ПДД
В данной картотеке собраны конспекты сюжетно-ролевых игр по ПДД для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе
Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе...
Картотека конспектов
конспекты...
"Картотека конспектов ПДД"
Безопасность на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.Знакомить с названиями ближайших...
Картотека конспектов по рисованию с использованием нетрадиционных техник ( для детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет).
создание условий для формирования художественных способностей в процессе рисования....