«Как формировать грамматически правильную речь дошкольников»
консультация на тему
Методы и приемы для формирования грамматически правильной речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_semi_godam_deti.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Как формировать грамматически правильную
речь дошкольников»
К семи годам дети, как правило, должны владеть всеми грамматическими формами речи: склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения, например: шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и др.
В речи семилетних детей довольно часто употребляются предлоги не только в прямом значении, но и в отвлеченном. Характерно, что вначале предлог от появляется в речи четырех-пятилетних детей как показатель пространственного значения (отошел от дома, забора, беседки; отплыл от берега, пристани); затем в пять-шесть лет дети употребляют предлог от и как показатель объектного значения (подарок от брата, письмо от папы), и только позднее, к семи-восьми годам, ребенок может употреблять предлог от для выражения значения причины (закричал от страха, заплакал от боли).
К семи годам, как правило, формируется синтаксический строй речи: ребенок правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы; он использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения, например: «Петя спросил, что мы видели» — дополнительные отношения; «Мы идем к врачу, чтобы взять справку» — целевые отношения; «Мы пойдем на прогулку, если не будет дождя» — условные отношения и др.
Рассказывая о своих впечатлениях (от новой прочитанной книги, просмотренного спектакля, фильма, мультфильма), шестилетний ребенок должен пользоваться формой связной монологической речи.
В подготовительной группе детского сада работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Так же как и в предшествующие годы, она осуществляется на специальных занятиях и в связи с другими видами деятельности детей.
Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей в подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами. Например, при анализе сюжетной картинки, на которой изображены веселящиеся дети, можно составить ряд предложений: «Дети запрыгали от радости»; «Дети запрыгали, потому что обрадовались»; «Обрадовавшись, дети запрыгали». К картинке, на которой изображен заболевший мальчик, можно составить следующие предложения: «Петя заболел»; «Петя болен»; «Пете нездоровится, его знобит»; «У Пети жар» и т. д. Такого рода работа по составлению различных предложений на одну и ту же тему покажет детям-дошкольникам возможность по-разному выражать одну и ту же мысль. На занятии воспитатель специально обучает детей построению таких предложений, которые могли бы заменить друг друга. Составив, например, с детьми предложение «Мы не пошли на прогулку из-за дождя», воспитатель просит детей составить другие предложения, но выражающие эту же мысль (причину, по которой прогулка не состоялась): «Мы не пошли на прогулку, потому что начался дождь»; «Пошел дождь, и мы не пошли на прогулку»; «Начался дождь, поэтому мы не пошли на прогулку».
Для создания вариантов предложений на одну и ту же тему можно использовать дидактические игры, сюжетные картинки, художественные тексты. Например, воспитатель читает детям рассказ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». После того как рассказ прочитан, выяснена его главная мысль, полезно обратить внимание на предложение: «Сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать». Воспитатель может попросить детей подобрать варианты к данному предложению. Например: «Как только сядет солнце...», «Если сядет солнце...», «Сядет солнце, поэтому муравьи все ходы и выходы закроют — и спать». Такого рода работа может быть организована при составлении предложений по серии сюжетных картинок. Например, серия «Спасли птичку» удобна для употребления вариантов причинных союзов потому что, так как: «Дети были рады, так как они спасли маленькую птичку», «...потому что спасли маленькую птичку». Итак, работа по составлению различных предложений для выражения одной и той же мысли должна быть основной при формировании навыков грамматически правильной речи у детей седьмого года жизни.
Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий. Для введения в речь детей причастных форм можно использовать картинки, изображающие, скажем, читающего мальчика, читающую девочку, читающих детей. По картинке дети составляют предложение: «Мальчик читает». Воспитатель помогает детям составить словосочетание читающий мальчик. Причастие в словосочетании называет воспитатель, затем спрашивает детей: «Какой мальчик?» — «Читающий».
Точно так же проходит работа со второй картинкой: сначала составляется предложение: «Девочка читает», затем — словосочетание читающая девочка. Используя картинки, дети могут уже сами составить предложения и словосочетания: «Мальчик рисует» — рисующий мальчик; «Дети поют» — поющие дети; «Бабочка летит» — летящая бабочка.
Для занятий нужно брать наиболее часто употребляемые глаголы и от них образовывать только действительные причастия настоящего времени. Конечно, никакая терминология детям не сообщается, важно, чтобы они просто запомнили некоторые причастия и при случае умели вставить их в свою речь.
Работа по употреблению детьми причастий может проводиться и при наблюдении за природой, на занятиях по рисованию, лепке, при чтении художественной литературы. При этом могут быть рекомендованы следующие приемы:
1) показ и называние предмета, его признаков. Показ предмета и его признаков нужно сопровождать пояснением, которое раскрыло бы их сущность. Например, в словосочетании падающий лист слово падающий — это лист, который падает. Причастие, с которым дети знакомятся, лучше проговорить индивидуально, затем хором;
2) объяснение происхождения данного слова: рисующий от слова рисовать, пляшущий от слова плясать;
3) постановка к причастию подсказывающих вопросов: «Поле — какое, желтеющее?» — «Желтеющее»;
4) составление предложений по словосочетаниям, состоящим из существительного и причастия: желтеющие листья — «Желтеющие листья видны на березе»; гудящий самолет — «Гудящий самолет пронесся над селом» и т. д.
Если в тексте читаемого произведения встречаются причастия, важно проследить, чтобы при пересказе дети употребили эти причастия вместе с существительными, к которым они относятся, а при вопросе воспитателя могли назвать глагол, от которого образовано данное причастие.
Для работы по усвоению детьми причастий может быть использован следующий дидактический материал: «Мальчик читает, пишет, рисует (читающий, пишущий, рисующий)»; «Собака лает, играет (лающая, играющая)»; «Кошка мяукает (мяукающая)»; «Самолет гудит, летит (гудящий, летящий)»; «Ручей журчит (журчащий)»; «Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит (желтеющий... шуршащий)»; «Солнце сияет (сияющее)»; «Ветер дует, воет (дующий, воющий)».
При проведении специальной работы по развитию речи, связанной с обучением старших дошкольников составлению самостоятельных рассказов-описаний (игрушек, предметов) или рассказов по серии сюжетных картин, воспитатель должен добиваться, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных (высокий, выше, самый высокий); спрягаемые формы глаголов; наиболее распространенные наречия (вправо, влево, вперед, назад, здесь, там, внизу, хорошо, быстро), действительные причастия настоящего времени; предлоги и союзы.
Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми указанными грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
правильна ли правильная раскраска?
Консультация для родителей....
Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...
Правильна ли «правильная раскраска»?
Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?...
"Правильна ли правильная раскраска?"
Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисован...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Правильна ли правильная раскраска?
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...
Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.
Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...
- Мне нравится (1)