Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Создание и организация деятельности детей в сенсомоторном центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, развитию познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста
Н.Г. Попова,
Киселевский городской округ, Кемеровская область
Для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения сенсомоторное развитие детей было и остается во все времена важным и необходимым.
Сенсомоторное развитие дошкольника - развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине), развитие моторных навыков.
Периодом интенсивного сенсорного развития ребенка является период дошкольного детства. Именно от уровня сенсорного развития в значительной степени зависит успешность физического, умственного, эстетического воспитания детей [1, 2].
Формирование сенсорных эталонов начинается в младшем дошкольном возрасте. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, мяч круглый, трава зеленая и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном цвета, формы, размера.
У детей на третьем году жизни появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым, совершенствуется координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как рисование кистью и карандашом, лепка из пластилина, солёного теста, игры с мозаикой, строительными наборами. [4].
Так как младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсомоторного развития детей, в младшей группе нашего дошкольного учреждения был создан центр сенсомоторного развития.
В условиях группового помещения детского сада сенсомоторный центр - адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный центр предназначен для выполнения ряда функций:
-развития мелкой моторики;
-стимуляции сенсорных функций;
-создания положительного эмоционального фона;
-активизации мышления, внимания, восприятия, памяти;
-повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности [6].
При организации сенсомоторного центра выбрано, в первую очередь, удобное и доступное место расположения в групповом помещении. Уделяется особое внимание подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей [5]. Содержимое центра определяется в зависимости от потребности и изучаемой темы. Сенсомоторный центр используется в образовательном процессе: в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой, экспериментальной деятельности детей.
В организации сенсомоторного центра учитывались такие принципы:
-содержательно – насыщенность;
-доступность;
-безопасность;
-вариативность.
Психологами доказано: для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой происходит развитие личности. Ведущая деятельность для маленького ребёнка – игра, поэтому особое место в сенсомоторном центре занимают дидактические игры [3].
Дидактические игры, размещенные в cенсомоторном центре, для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие сенсорных способностей, но и на углубление и обобщение представлений об окружающем мире, о свойствах объектов, а также на активизацию психических процессов. Игры оснащены дидактическим материалом и соответствуют возрастным особенностям детей. Формы их организации как индивидуальные, так и подгрупповые.
Играя, все действия дети выполняют пальчиками. Распределение картинок, действия с прищепками, пуговицами, рисование манкой способствуют и формированию знаний, и развитию мелкой моторики. Так, в игре «Кто, чем питается», дети при помощи прищепки должны соединить животное с тем, что оно ест. Игра направлена на формирование представлений о диких и домашних животных, о том, чем они питаются, способствует развитию мелкой моторики.
В сенсомоторном центре размещены разнообразные дидактические игры на закрепление цвета, формы, величины.
Приведем несколько примеров игр, используемых в сенсомоторном центре группы.
Дидактические игры на закрепление цвета:
- «Листики для зайки». Детям предлагаются осенние листочки желтого, красного, зелёного цвета, герои игры – зайки одеты в одежду соответствующего цвета. Нужно соотнести по цвету одежды зайки осенние листочки;
- «Чайный сервиз». В игре используются кружечки и тарелочки, сделанные из цветного картона разной фактуры; необходимо подобрать по цвету и составить чайную пару;
- «Колёса для машин». Фигуры машин разного цвета, колёса у машин отсутствуют; детям нужно найти колёса для машины, соотнести по цвету;
- «Какого цвета». На белом картоне вырезаны фигуры овощей, фруктов, цветов и пр. Нужно при помощи цветного картона «раскрасить» картинки, т.е. подобрать нужный цвет;
- «Паровоз». В игре имеются паровозы, вагоны, рисунки железной дороги. Детям нужно расставить на железной дороге паровоз и соответствующие ему по цвету вагоны.
Дидактические игры на закрепление формы:
-«Платье матрёшки». Фигуры матрешек, их платья украшены узором из геометрических фигур. Дети подбирают по форме цветные геометрические фигуры и накладывают на платья матрешек;
-«Из каких фигур состоит?» Дети должны по рисунку определить, какие геометрические фигуры включены в конструкцию предмета (машины, домика, ракету и пр.);
-«Найди предмет такой же формы». Нужно найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, треугольник).
Дидактические игры на закрепление величины:
- «Матрёшки». Нужно расставить по порядку фигуры матрёшек;
-«Пирамидки». Собрать пирамидки, кольца которых рассыпаны на столе;
-«Большой – маленький». Имеются фигуры предметов большие и маленькие, нужно составить пары.
В сенсомоторном центре имеются дидактические игры и упражнения, которые проводятся на фланелеграфе: «Найди предметы такой же формы», «Домики гномиков», «Домашние и дикие животные», «Фрукты – овощи» и др. Использование фланелеграфа способствует не только развитию сенсорных способностей, но и активизации зрительного восприятия.
Для развития мелкой моторики используются игры с прищепками, пуговицами, шнуровки, лабиринты и пр. Прищепки используются в разных играх: «Дополни предмет» (прищепки разного цвета дополняют недостающие детали в предметах и фигурах, например, лучики у солнышка, хвостик у птички и пр.); «Мамины помощницы» (кукольную одежду нужно при помощи прищепок развешать на верёвку для сушки). Интересны детям и игры с лентами, ленты разного цвета и размера нужно намотать на специальные деревянные палочки, дети при этом любят соревноваться, кто быстрее и аккуратнее намотает ленту. Использованы в создании игр для развития мелкой моторики крышечки разного размера, они заменяют колёса у машин на картинках, окна-иллюминаторы у ракет, пуговицы на одежде и пр. Дети выбирают крышечки нужного цвета и размера и ловко их закручивают на картинках.
Создание и организация деятельности детей в сенсомоторном центре в младшей группе способствует сенсорному воспитанию детей, расширению и закреплению представления об окружающем мире, развитию познавательных процессов: мышления, речи, воображения, памяти. Играя в размещенные в данном центре игры, дети получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Игры всегда вызывают радость, создают хорошее настроение. А радость – залог успешного развития каждого ребенка.
Литература:
1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада [Текст]/ Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина - М.: «Просвещение», 1998.-144 с.
2. Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников/Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – 14с.
3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]/ Л.А. Венгер - М.: «Просвещение», 2008.
4. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детскогосада [Текст]/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: «Просвещение», 2000.-124 с.
5. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст] / Дошкольное воспитание, 2002. - №12. - 20 - 21с.
6. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику//Дошкольное воспитание.-2005. -№2 –76-78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-771874-1458958492.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-787270-1474684021.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-805769-1471093214.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-779854-1464093872.jpg)
Опыт работы: Дидактическая игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
статья...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-533438-1416849280.png)
«Дидактические игры как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/28/picture-1264445-1598641621.jpg)
Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции.
Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/28/picture-1264445-1598641621.jpg)
Презентация "Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции"
Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции....