Статья "Основные способы профилактики эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкотерапии"
статья по теме

Селецкая Наталья Валерьевна

На сегодняшний день, во многих современных педагогических трудах отмечается проблема профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и остается одной из самых важных.

Гармоничное развитие дошкольника, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovnye_sposoby_profilaktiki.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные способы профилактики

эмоционального напряжения

 у детей старшего дошкольного возраста

посредством музыкотерапии

На сегодняшний день, во многих современных педагогических трудах отмечается проблема профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и остается одной из самых важных.

Гармоничное развитие дошкольника, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.

Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, поступках. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Можно выделить несколько типов нарушений поведения:

  1. Первый тип – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными.
  2. Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа.
  3. Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.

Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения, поскольку они еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации. 

Наиболее эффективным методом профилактики эмоционального напряжения является игровая деятельность. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.

Например, в психолого-педагогической литературе, встречаются такие игровые упражнения для профилактики эмоционального напряжения у дошкольников:

  1. Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем
  2. Узнай, кто позвал?
  3. Море волнуется;
  4. Дотронься до…;
  5. Липучки;
  6. Веселое приветствие;
  7. Лиса и куры;
  8. Золотые ворота;
  9. Дядюшка Трифон;
  10. Сороконожка" и многие другие.

Основной целью данных игр является коррекция эмоционального напряжения у дошкольников.

Также данные игры направлены на расслабление, снижение мышечного напряжения и переутомления, развитие у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников. Воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности. Развитие положительных эмоций.

Помимо основного - игрового метода, применяются методы арт-терапии. Техники арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и профилактики. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения данных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Но это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.

В свою очередь, игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют психоэмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.

Песочная терапия - это уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.

Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:

  1. реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;
  2. создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;
  3. профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;
  4. гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
  5. формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии;
  6. содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения. Арт-техника «Рисование на песке».

Например, используются такие упражнения как  «ВУЛКАН». «Волшебная планета», «Пластилиновый мир», «Монотипия». Данные упражнения можно проводить под музыкальное сопровождение.

В некоторых дошкольных образовательных учреждения используются «Релаксационные паузы» - это комплекс упражнений, каждое из которых расписано с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону):

1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением.

2. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению.

Поскольку дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления. В данном комплексе, используются такие упражнения как «Водопад», «Облака», «Холодно – жарко», и другие.

Также, помимо представленных методов, для коррекции эмоционального напряжения, практически в каждой дошкольной  организации используют методы сказкотерапии и музыкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение средствами общения и способами взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата....

ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключается в...

«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»

Любое занятие по обучению плаванию  начинается с разминки на суше -  с дыхательного упражнения.  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...

Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...